моя педфилософия
статья по теме

кучин александр николаевич

мой взгяд на профессию Учитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл моя педфилософия19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Бой с самим собой –

Есть самый трудный бой.

Победа из побед –

Победа над собой!

И Ф. Логау

Сегодня перед учителем стоит задача, как преодолеть противоречия между рациональностью (выгодой), прагматизмом времени (относительными установками: успешность, профессионализм, технологичность, физическое здоровье, интеллектуализм … – проявляющими себя через конкурентность)и ценностными,вневременными позициями (абсолютными установками: альтруизм, гражданственность, патриотизм, духовно-нравственное, психо-физическое здоровье…).Для меня эта ситуация разрешается в пределах формулы: да или нет (или - или) - остальное от лукавого.

Преподавание основ безопасности жизнедеятельности – действие в рамках проблемного поля, где выбор должен быть оптимален, но соответствовать формуле абсолютных величин. Не случайно эта дисциплина сопрягает в себе все другие учебные предметы, интегрируя мотивационно-целевые установки, содержание, способы деятельности по решению задач и проявляя метапредметный уровень при достижении результата.

Я считаю, что учитель – это великий труженик и подвижник. Здесь даже не скажешь – профессионал! И в частной жизни, и в педагогической деятельности он «горит» и не позволит себе расслабиться, не успеть, оставить на потом. Он не умеет брать, судьба уготовила ему многотрудный удел – отдавать: бескорыстно дарить, растить, творить, строго и мудро любить, беря всю ответственность за успехи-неудачи детей на себя (порой успех ребёнка в нравственном отношении сложнее неудачи!).

Учительствовать - это ежеминутное, ежечасное, месяц за месяцем, год за годом восхождение со своими питомцами к тому, какими они должны быть по замыслу Божьему! … Кто из нас это понимал, когда учился в школе?!

Юнец не верит взрослому, отрицает его опыт из упрямства, из «нигилизма энергического возраста». Но, несмотря ни на что, настоящий учитель – ПОДВИЖНИК. Он вглядывается в детей, верит в них, подставляет своё плечо в злую минуту, а усталый и огорчённый взгляд педагога помогает воспитаннику обрести и «внутренний взгляд» - добрые движения души: не ты ли виноват в том, что незаметно скатилась слеза у моего учителя, что в минутном отчаянии у него опускаются руки, что он требователен и по-матерински или отцовски суров?

Путь рядом с учителем – это нравственное восхождение через преодоление проблем, это открытие в себе ЧЕЛОВЕКА. Только такие барьеры и готовят ребёнка к самостоятельной жизни. Меня всегда окружали Учителя, рядом с которыми неловко быть серым, слабым, готовым на самооправдание. Они верили в меня, а это утверждало меня в выборе жизненного пути.

Путь рядом с учителем - это познание МИРА, неожиданное открытие: как много послано мне Богом (!), как бесконечно много есть у меня возможностей стать счастливым! А счастье учителя - в счастье учеников.

Учитель открывает детям не только мир знаний; на мой взгляд, настоящий педагог «открывает» детей для самих себя. Не случайно мудрые предупреждают: «Нельзя чужим ключом открыть свою дверь». Готовя учеников к самостоятельной жизни, к её трудностям, проблемам, Учитель подводит их к мысли, что успех, счастье – не подарок, а заслуженный труд, терпение, порядочность. Возлагая ответственность за свой выбор на себя, ты становишься требовательнее к себе, настойчивее, понимаешь, что труд – это дорога к этому самому счастью открытий, свершений.

Говорят, хороший учитель тот, кто стремится, чтобы ученики превзошли его самого. Я бы добавил: и остались благодарны своему мудрому наставнику, потому что настоящий учитель не транслятор знаний, он - НАСТРОЙЩИК ДУШИ.

А ещё настоящий учитель - очень несовременный Человек. Деловой, но не «рыночный». Замечательно красивый (благородством и достоинством, светом души и веры), но не для новомодных шоу это обаяние. Сказочно богатый, но не Крез. Он живёт счастьем и болью других: от-даёт, со-переживает, со-действует, со-чувствует. Оттого и несовременный. Он вечный «неформал» и «неформат», так как не вписывается в современную жизнь – он бескорыстный сеятель.

Настоящий учитель и очень своевременный Человек: неутомимый труженик и подвижник – без него другие слабы, обделены, безвольны, не защищены. Он надежен - последняя опора и надежда. И самое странное для крайнего эгоизма и индивидуализма сегодняшнегодня –учитель в ответе за ВСЕХ.

Учебное занятие по основам безопасности жизнедеятельности (в сознании многих (даже педагогов,к сожалению!) предмет находится на задворках образовательного пространства) создаёт условия для такого взаимодействия: открытого диалога, деятельного решения жизненно важных ситуаций, приводящих к формированию ценностного мировоззренческого стержня в детях, который станет основой для нравственного выбора. Формула абсолютных величиндля детей – единственно правильный путь для опасно заблудившегося человечества, она основа полноценного бытия.  

Учительствовать – Служить. Служить Долгу, служить Человеку, Детству, Отечеству. Служить – отвечать за свои мысли, за сказанное слово, за поступок, за Детей… Чтобы Ассоль дождалась алых парусов, чтобы улыбнулся Маленький Принц, чтобы «не умывал руки»чиновник Понтий Пилат, а готов был идти на Голгофу вместе с Христом, предпочитая жизнь Вечную жизни временной.

Я – учитель. Моя цель – помочь ученику стать успешным. Успех для меня - это успеть вырасти в Человека, постоянно преодолевая барьеры незнания и лени, сытости и праздности, равнодушия и эгоизма. Ведь «нельзя достичь успеха раз и навсегда, успех достигается ежедневно» (Ромен Ролан).