Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении" (из опыта работы)
статья по теме

Горбулина Татьяна Геннадьевна

В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ, организационной и методической деятельности УО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы Горбулина Т.Г.

учитель музыки и ОПК МОУ СОШ 5,

руководитель РМО учителей ОПК

город Белореченск

Духовно-нравственное воспитание школьников

 в образовательном учреждении.

Воспитание из всех святых дел самое святое.

 Феофан Затворник.

В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли».

Н.И. Пирогов.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ, организационной и методической деятельности УО и ЦРО, а так же всех заинтересованных структур в Белореченском районе. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от  профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного образования.

     Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных  олимпиадах православной направленности.

     В течение  нескольких лет в районе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно-прикладного творчества учащихся, школьники участвуют в краевых творческих конкурсах: «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси»,  «Пасха в кубанской семье». Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения  культурных традиций и мастерства предыдущих поколений.  Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

     Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.

     Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников сложившимся в нашей школе.

     Целью программы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:

1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3.Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

4.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

5.Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.

6.Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Педагоги школы осуществляют работу по следующим направлениям:

1.Духовно-образовательное.

2.Воспитательно-оздоровительное.

3.Культурно-познавательное.

4.Нравственно-трудовое.

5.Развитие творческих способностей учащихся.

Основные принципы программы:

1.Принципы духовно-нравственного воспитания

(гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

2.Принципы отбора содержания образования

(научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).

3.Принципы организации занятий:

(наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).

Характеристика деятельности: 

сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Методы реализации программы:

1.Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).

2.Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

3.Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Формы работы с детьми:

- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.

- Лекции, семинары, практикумы (в старших классах).

- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.

- Проведение праздников и мероприятий.

- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).

- Исследовательская деятельность учащихся.

- Экскурсии.

- Организация выставок.

- Тематические и творческие вечера.

- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Формы работы с родителями:

- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

- Лекторий для родителей.

- Вечера вопросов и ответов.

- Выставки, конкурсы.

- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

- Совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.

- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

- Потребность к сопереживанию.

- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.

- Приобщение к опыту православной культуры.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственность за свои дела и поступки.

Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.

Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание  эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.

Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

- чтение, рисование, художественный труд;

- слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение.

На хорошем уровне взаимодействие учителя ОПК с учителями начальных классов и родителями. Творческие работы ребят  занимают достойное место на школьных  выставках. Хочу остановиться на занятиях кружка «Азбука православия».

Идея возникновения кружка появилась не случайно. Занятия по Основам православной культуры в нашей школе проводятся в форме индивидуально-групповых, факультативных, элективного курса в 9-х и элективного предмета в 11 классе и охватывают сравнительно небольшое количество учащихся. С целью популяризации данного курса и приобщению большего количества детей к изучению основ православной культуры было предложено учащимся 1 «а» класса посещать факультативные занятия. Родители дали своё согласие. С этими детьми мы занимаемся второй год. Практика показала, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся. Занятия кружка построены на основе авторизованной программы, созданной по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры» (её первых разделов «Мы и наша культура» и «Мир вокруг и внутри нас»).

Знакомство с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся узнают о житие святых, слушают песнопения, знакомятся с молитвами, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу» этим людям, с сюжетами Библии, с православными праздниками. Детям эти уроки нравятся. Важную роль играют эмоции. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность. По мнению В. Сухомлинского эмоциональное состояние оказывает влияние на ум и всю интеллектуальную жизнь ребёнка. Яркий эмоциональный отклик вызывает звучание на занятиях живой музыки. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры школьников. Импровизация, игра, интонирование, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.

Результатом знакомства с православной культурой стало проведение с учащимися 2 «а» класса в январе этого года мероприятия «Азбука православия», на которое были приглашены учащиеся, гости, родители. Показывая буквы православной азбуки, второклассники рассказали о Создателе и Спасителе, об ангелах, Божьем храме, силе молитвы и пользе поста, о таинствах Крещения и Причащения, Пасхе. И самое важное о том, что без конкретных дел вера мертва. Вдохновенно и душевно исполняли песни на православную тематику, инсценированным представлением «Предание о красном яйце» рассказали, откуда пошла традиция красить на Пасху яйца. Глядя в детские, искрящиеся добротой и радостью глаза ребят, нельзя было не вспомнить слова главы администрации Краснодарского края А.Н. Ткачёва о том, что все мы сегодня являемся свидетелями духовного возрождения Кубани, возвращения людей к своим исконным традициям. Ведь православие проповедует патриотизм и любовь к Родине, культуру и нравственные начала, милосердие и семейные ценности, призывает к миру и межнациональному согласию, к добрым поступкам и жизни по заповедям Христа.

Интегрированные уроки следует рассматривать, как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многомерность, парадоксальность, которые требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса. Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребёнка к миру искусства являются важнейшими задачами художественной педагогики.    

На уроках русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками  следующие задачи:

1.Учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа.

2.Воспитать у детей любовь к своему родному языку, научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.

3.Выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.

4.Пробудить интерес к старославянскому языку, как к языку молитвы. Осознание церковно-славянских корней русского языка.

5.Знакомство с Евангельскими образами на уроках литературы, изучение духовной поэзии.

     Результатом творческой работы педагогов является участие школьников в предметных олимпиадах, тематических конкурсах сочинений на муниципальном, районном и краевом уровнях, на которых учащиеся достойно представляют нашу школу, занимая призовые места.

     На уроках истории и МХК происходит знакомство с деятельностью интересных и  великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имён и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Василия Великого… Традиции отечественной истории неразрывно связаны с Православием. В рамках предпрофильного обучения для учащихся 9-х классов в школе введён элективный курс: «Роль православия в истории России». Результатами работы в этом направлении также является участие школьников в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

     На уроках кубановедения  перед учащимися поставлены следующие задачи:

- Изучение истории Кубани и России.

- Повышение интереса к культурным традициям своего и других народов.

- Воспитание чувства сопричастности с историей края.

- Развитие духовных потребностей.

- Воспитание нравственных качеств личности: патриотизма, любви к малой  Родине.

     Изучение истории нашего края тесно связано с православными традициями (православные праздники, знакомство со Святыми местами Кубани, отражение православия в пословицах и поговорках казачьего населения Кубани, экскурсии в храмы).

     Любовь к родному краю, к родной культуре находит отражение в творческой деятельности учащихся:

- участие в выставках художественного творчества по различным направлениям деятельности;

- музейные уроки, концерты, конкурсы;

- участие в предметных олимпиадах; викторине «Знай и люби свой край»;

- всекубанских  уроках, в краеведческой викторине, организованной  Отделом по делам молодёжи «Екатеринодар – Краснодар - Транзит».  Учащиеся нашей школы стали победителями муниципального  этапа викторины и призёрами зонального тура олимпиады по кубановедению. Традиционным стало проведение предметной недели основ православной культуры и кубановедения.

    На уроках музыкального искусства происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Интересен опыт интегрированных уроков: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Колокольные звоны», уроки английского языка, посвящённые празднику Рождества. На муниципальном конкурсе  исследовательские работы наших учащихся «Рождество России, Британии и США», и «День блина в Британии и Масленица в России» стали лучшими. В школе хорошо поставлена вокальная работа. Солисты-вокалисты, вокальные ансамбли, хоровые коллективы  школы  постоянные участники, призёры и победители  в ежегодно проводимых в районе конкурсах «Рождественские звёзды» и «Океан улыбок». В репертуаре участников достойное место занимают песни на  православную тематику.

    Особое место в реализации духовно-нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей основ православной культуры, изобразительного искусства и трудового обучения. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов является участие учащихся в предметных олимпиадах, их высокие достижения, развитие творческой деятельности. Работы ребят, выполненные в различных видах техники, представлены на выставках, мероприятиях районного и краевого уровня.  Увлечение ребят художественной фотографией нашло отражение в фотовыставке «Мир вокруг нас». Организован обмен опытом учителей на методических объединениях, проведение мастер-классов, семинаров. Многие учителя школы приобщились к художественному творчеству.

На высоком уровне воспитательная работа. Педагоги школы организуют и проводят мероприятия военно-патриотической и антинаркотической направленности. В результате краевой проверки по программе «Антинарко» школа признана лучшей в районе, администрацией района принято решение считать её базовой школой по борьбе с наркоманией.

Воспитанники военно-патриотического клуба «Ратибор» Отдела по делам молодёжи Администрации Белореченского района заняли 2-е место в комплексном зачёте краевого военно-спортивного слёта военно-патриотических клубов и объединений «К защите Родины готов!» Команда, представлявшая военно-патриотический клуб на краевом слёте - учащиеся нашей школы.

Результатом работы всех педагогов СОШ №5, направленной на воспитание нравственных и духовных ценностей школьников, стало признание нашей школы победителем краевого смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и получение Президентского Гранда  национального проекта «Образование». Победа на столь высоком уровне не стала неожиданностью для коллектива школы. Учителя и ученики шли к ней целенаправленно. В течение 20-ти лет подряд,  ученики одной из самых многочисленных школ Белореченского района занимали высшую ступень пьедестала почёта в районной спартакиаде школьников, в предметных олимпиадах, смотрах-конкурсах детского творчества, а ансамбль бального танца «Радуга» стал лауреатом  краевых и всероссийских конкурсов. Такой результат – большая честь и предмет гордости для коллектива педагогов и учащихся школы и огромный стимул работать в этом направлении ещё активнее и качественнее. Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.

«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо».

А.Ф.Романова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении.

Слайд 2

Воспитание из всех дел самое святое Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды, и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли. Н.И. Пирогов

Слайд 3

Творческие работы учащихся

Слайд 4

Опыт работы в МОУ СОШ №5 «Духовно-нравственное воспитание школьников»

Слайд 5

«Здоровье – гармония духа, души и тела» Цель: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Задачи: Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Развивать музыкальную культуру. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию. Прививать трудовые навыки.

Слайд 6

Направления работы Духовно-образовательное Воспитательно-оздоровительное

Слайд 7

Культурно-познавательное Нравственно-трудовое

Слайд 8

Основные принципы программы Принципы духовно-нравственного воспитания ( гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования, законность) Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ) Принципы организации занятий ( наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход)

Слайд 9

Характеристика деятельности Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания Интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание

Слайд 10

Методы реализации программы Наглядный Словесный Практический (организация продуктивной деятельности учащихся)

Слайд 11

Формы работы с детьми Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания Лекции, семинары, практикумы Творческая художественная деятельность детей Проведение праздников и мероприятий Использование мультимедийных технологий Исследовательская деятельность учащихся Экскурсии, выставки, тематические вечера, участие в смотрах-конкурсах, концертах Спортивно-оздоровительные мероприятия

Слайд 12

Формы работы с родителями Родительские собрания на духовно-нравственные темы Лекторий для родителей Вечера вопросов и ответов Выставки, конкурсы Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье Информационные стенды для родителей Выставки детских работ Совместно организованные с родителями мероприятия

Слайд 13

Предполагаемый результат Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям Потребность к сопереживанию Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера Деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки

Слайд 14

Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию

Слайд 15

Занятие с младшими школьниками «Азбука Православия»

Слайд 16

Творческие работы учащихся начальных классов

Слайд 17

Выставка работ учащихся среднего звена

Слайд 18

Мероприятие «Азбука любви и добра»

Слайд 19

Инсценированное представление

Слайд 21

Интегрированные уроки «Жизнь человека есть движение к Свету и в этом её назначение, а Слово открывает ему Путь» М. Пришвин

Слайд 22

Музейные уроки «История… есть священная книга народов: главная, необходимая… завет народов к потомству» Н. Карамзин

Слайд 24

Уроки кубановедения «Знать прошлое своего народа есть долг каждого. Это приносит много пользы…» П. Флоренский

Слайд 25

Посещение храма

Слайд 27

Предметная неделя ОПК и кубановедения

Слайд 28

Открытие регионального тура олимпиады по ОПК

Слайд 29

Районный фестиваль «Светлая Пасха»

Слайд 34

О России петь – что стремиться в храм…

Слайд 35

Мастер-класс

Слайд 37

Творческие работы учащихся

Слайд 38

«Все вмещает в себя человек, который любит мир и верит в Бога» Н. Гумилёв

Слайд 41

«Смысл жизни в красоте» М. Горький

Слайд 42

«Красота спасет мир» Ф. Достоевский

Слайд 43

«Есть слово – и оно едино, Россия. Этот звук – свирель…» К. Бальмонт

Слайд 44

«Кто творит то, чему поучает, у того дело его и малому слову сообщает великую силу» Филарет Московский

Слайд 45

Воспитательная работа

Слайд 46

Воспитанники военно-патриотического клуба «Ратибор»

Слайд 48

Призёры первенств России

Слайд 49

«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо» А.Ф. Романова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проведение предметной тематической недели по основам православной культуры в образовательном учреждении". Из опыта работы.

Целью проведения предметной недели является повышение интереса к православной культуре. Современные школьники обязательно должны приобщаться к культуре, традиции, которой существуют в России уже более...

Музей образовательного учреждения как средство гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. (из опыта работы)

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражд...

Информационное образовательное пространство образовательного учреждения (из опыта работы заместителя директора по учебно - воспитательной работе)

Данная статья является обобщением опыта работы педагогического коллектива МБОУ - СОШ  №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области по формированию информационного образовательного простр...

«Активизация работы с родителями как фактор успешного достижения цели воспитания в образовательном учреждении»

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания...

Обучение профессионально ориентированной лексике студентов юридических специальностей профессиональных образовательных учреждений (из опыта работы)

В данной статье идет речь о специфике обучения студентов, обучающихся по юридическим специальностям (например, Право и организация социального обеспечения), профессионально ориентированной лексике, пр...

Тезисы к выступлению "Российское движение школьников в патриотическом воспитании учащихся образовательных учреждений (из опыта работы)"

Тезисы к выступлению на республиканской НПК  «Патриотическое воспитание детей и молодежи: состояние и перспективы» Российское движение школьников в патриотическом ...

Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)

Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....