Главные вкладки

    Основные способы профилактики школьной неуспеваемости, их характеристика
    материал на тему

    Как работать с неуспевающими детьми.методы,подходы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основные способы профилактики школьной неуспеваемости, их характеристика

      Проблема возвращения обществу нормальных полноценных людей, исправление неуспеваемости - сложная и чрезвычайно важная. Ее пытаются решать издавна и самыми различными способами. Раньше был  один способ - оставить ребенка на второй год, ждать, пока он созреет для овладения программой определенного класса и добиться таким способом естественного восстановления его уровня развития. Сейчас от второгодничества почти повсеместно отказались. Дублирование курса в том же классе обычно оказывается малоэффективным, так как в условиях массового обучения учитель не может обеспечить второгодникам необходимой коррекционной помощи.

      Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.

      На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Осуществляется   нейтрализация   причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

    При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными  представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставляет учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

    Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты.Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной  работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

    Существенным шагом вперед стала организация так называемых классов выравнивания в обычных школах. Неуспевающего ученика переводят на некоторое время в специальный класс, где он вместе с такими же детьми обучается по специальной программе, одолевает ее в доступном для него темпе. Его «подтягивают» до нормы, а затем переводят в обычный класс. Многолетнее экспериментальное обучение детей с задержкой психического развития подтвердило необходимость и полезность коррекционно-восстановительной работы.

     Обнаружение признаков отставания предполагает использование учителем различных средств диагностики, прежде всего наблюдения, бесед, тестирования. Когда то или иное отставание замечено учителем, встает вопрос, как помочь школьнику наверстать упущенное. Помощь эта может быть двоякой - непосредственной и опосредованной.Первая носит единовременный, локальный характер. Учитель в процессе индивидуальной работы устраняет замеченные пробелы в знаниях, способах действия или мышления ребенка и достигает того, что он быстро выравнивается и действует дальше, как все.

     Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения. В ее основе развитие самостоятельности школьников. Именно самостоятельность, а не какое-то иное качество человека, определяет его самоценность и самодостаточность. Самостоятельный человек способен и действовать самостоятельно, а  это залог успеха в любой деятельности. Большинство современных детей привыкли жить и действовать по указке взрослых. А в школе несамостоятельный ребенок - сущее бедствие, и такой ученик всегда будет требовать коррекции.

    B развитии данного качества всегда наличествует три этапа: первый - дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых; второй - ученики в состоянии выполнить самостоятельно части работы; третий - школьники выполняют всю работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.

    Лучше всего самостоятельность у детей формируется под руководством не учителя, а под влиянием сверстников и старших детей. Наблюдая, как действует одноклассник или старший школьник, ученик младшей школы не только быстрее схватывает сущность самого действия, но укрепляется в главном - понимании того, что и он сможет так действовать.

      Важным средством преодоления отставаний остается  индивидуальный подход к отдельным ученикам. Несмотря на все его преимущества и призывы к внедрению, следует признать, что в условиях массового обучения, когда в одном классе обучается много детей с разными способностями, интересами, уровнем подготовленности, реализовать его затруднительно и едва ли возможно.

      Для преодоления отставания в учебе учитель использует средства активизации учения  школьников. Как известно,  познавательная активность проявляется в   направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению  знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Необходимость формирования познавательной активности обязывает учителя искать средства активизации и в управлении учебно-познавательной деятельностью.

      Поведение ученика, недисциплинированность - еще одна  частая причина его отставания в учебе. Многочисленные наблюдения показывают, что связь между этими факторами существует и во многих случаях является определяющей. Учить детей правильному поведению на уроке нужно точно так же, как учат их математике и русскому языку, реагируя на поступки и действия - как правильные, так и ошибочные. Лучше, если учитель решает эти проблемы в игровой, а не в приказной форме. B первые же дни учитель заботится o создании четкой системы оценочных представлений, прежде всего o дозволенном и недозволенном. Система требований и оценок, средств и способов их реализации станет основой будущего взаимопонимания, сотрудничества и общения учителя с учениками, что во многом обусловит эффективность и успешность воспитательной работы с ними.

    Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
           Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий. В практике школы широко используют разного рода
    дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала.

    В зависимости от причин неуспеваемости могут быть применимы различные подходы к ее профилактике. В задачи учителя входит в первую очередь диагностика причин школьных неудач в каждом отдельном случае и разработка стратегии и тактики педагогической деятельности учителя, которые предполагают установление психологически комфортной учебной атмосферы для каждого учащегося, формирование навыков учебного труда, развитие мышления школьников, формирование положительной учебной мотивации и адекватной самооценки учащихся, создание для каждого из них ситуации успеха, реализация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и др.

     В практической работе целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия  необходимо оказывать на тех  или иных детей.
         
    Таким образом, профилактическая  помощь отстающим ученикам имеет много аспектов и нюансов. В ее основе своевременное обнаружение отставания. На начальной стадии достаточно незначительной помощи, чтобы ребенок вернулся в разряд успевающих учеников. Но нередко учителям приходится прибегать к коррекции неуспеваемости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Способы преодоления школьной неуспеваемости

    Способы преодоления школьной неуспеваемости...

    Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

    Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...

    Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении

    Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время об...