Главные вкладки

    "Психофизические тренировки в предпрофильной подготовке"
    материал (10 класс) по теме

     

         В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

       И в этот период, как никогда, важно своевременно поддержать подростка, чтобы избежать нервного срыва,   подрыва здоровья. Эмоциональная сфера ребенка в этот период очень обострена. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. В связи с несомненным падением здоровья детей необходимо внедрять в учебный процесс современные оздоровительные программы.

         Введение психофизических тренировок в этот период очень своевременна .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Проект

    «Психофизические тренировки в предпрофильной подготовке»

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                         Актуальность:

         В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

       И в этот период, как никогда, важно своевременно поддержать подростка, чтобы избежать нервного срыва,   подрыва здоровья. Эмоциональная сфера ребенка в этот период очень обострена. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. У выпускников школы наблюдается следующая картина: у 30% - расстройства нервной системы, у 20% - заболевания сердечно-сосудистой системы, у 62% - нарушения опорно-двигательного аппарата. В связи с несомненным падением здоровья детей необходимо внедрять в учебный процесс современные оздоровительные программы.

         Введение психофизических тренировок в этот период очень своевременна .

                                                  Сущность психофизических тренировок:

        Сейчас каждый знает,  что двигательная активность полезна для здоровья. Что же касается роли движений в физическом и психическом развитии ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах, статьях о воспитании.

        «…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции» (Ю. Змановский). В связи с недостатком движения организм человека испытывает на себе влияние дисгармонии нервных и физических функций.

        Установлено, что переживания и длительные психотравмирующие состояния, особенно на фоне имевшегося отклонения в состоянии здоровья, провоцируют нарушения деятельности вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции и внутренних органов.

      Негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, гиподинамия и психические перегрузки определяют необходимость формирования физической культуры личности обучающихся с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации. На решение этих задач направлена разработанная нами программа.

         Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования органов, словесного подкрепления с целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватные реакции на раздражители.

        Психофизическая тренировка основана на активной мобилизации естественных  защитно - приспособительных реакций     организма человека и направлена на гармоничное развитие личности.

       Психофизическая тренировка является не только эффективной формой лечебной  физкультуры, но и разновидностью психотерапии  и аутотренинга.

    Цели  и задачи:

    Цель:

    Содействовать развитию физического качества и гармонизации эмоционально- личностной сферы.

    Задачи:

    Обучить ребенка навыкам лечебных упражнений, комфортному восприятию физических и психических нагрузок, и на базе этих знаний и умений помочь детям   максимально оздоровить свой организм.

    Организовать сбор информационно- диагностического материала для организации и внедрение предпрофильной подготовки, профессионального обучения и для профессиональной ориентации школьников.

    Составить программу единой       диагностики учащихся с целью отслеживания результативности психофизических тренировок с учетом этого обучения.

    Этапы реализации проекта:

     Первый   период.

             1.Изучение информационного материала и определение связи с потребностями и актуализацией школьных проблем.

           2.Создание инновационной группы по разработке основных идей и «измерение» возможностей школы к внедрению предполагаемой инновации.

       

          3.Эксперементальное внедрение инновационной программы, обеспечивающий позитивный успех при условии принятия педагогическим советом, общим школьным собранием, советом школы.

        4. Закрепление и адаптация к нововведению. Преодоление отрицательных и проблемообразующих противоречий.

       5. Создание инновационной модели по реализованному нововведению. Обобщение опыта и рекомендации к применению технологии нововведения.

                                                                   Второй этап.

         1.Реализация проекта.

                                                                   Третий этап.

            1. Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов, организация и проведение конференции.

                                 

       

    Гипотеза.

          Введение психофизических тренировок в качестве сопровождения процесса обучения в старшей ступени позволит:

    снизить психологические перегрузки учащихся;

    развивает физические качества, максимально активизирует решение профессиональной ориентации;

    снижается уровень реактивной тревожности, гармонизируется уровень самооценки, повышается умственная и физическая работоспособность.

    Основа проекта:

         Психофизическая тренировка является как бы инструментом, с помощью которого каждый может строить свое здоровье.

    Условия реализации проекта:

          1.   Оснащение кабинета:

    Аппаратура: магнитофон, видеомагнитофон, аудиокассеты, фотоаппарат.

    Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям, кушетки, маты.

    Компьютер и видеомагнитофон.

    Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.

     Материалы и инструменты:  мячи, гантели.

    Методический фонд и средства обучения:

    Методическая литература;

    Тематические папки с подборкой познавательного  материала по темам;

    Аудио-, видематериалы , виртуальные материалы по темам.

    Принципы программы:

    Спиральный учебный план.

     Программа принимает во внимание то, что потребности и способности у учащихся

        различаются в зависимости от возраста и развития. Темы программы рассматриваются постепенно разворачиваясь и усложняясь. Такой принцип организации материала способствует закреплению ранее полученного опыта обучения и  создает основу для усвоения дальнейших  знаний.

    Системный подход.

     Этот принцип предполагает рассмотрение культуры здоровья , как части общей культуры личности, что находит свое отражение в формулировке целей и задач, а также используемых методиках.

    Социокультурная и возрастная адекватность.

    Принцип означает использование актуальных для конкретной группы учащихся нормативов, ценностей и поведенческих схем, связанных с сохранением и укреплением здоровья, популярных в молодежной среде.

    4.Практическая целесообразность.

    Формируемые  у учащихся оценочные суждения и представления, связанные со здоровьем, носят практический характер.

    Наглядность.

    Принцип  наглядности понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих учащихся с окружающей средой.

       Ожидаемое продвижение учащихся в достижении результатов по окончании каждого класса характеризуют следующие моменты.

    знания в вопросах здоровья становятся более глубокими;

    расширяется соответствующий словарь;

    концептуальное понимание становится глубже;

    развивается способность видеть связи и делать обобщения;

    новые знания, умения и навыки не только дополняют, но и обогащают, что были приобретены ранее;

    формируются умения и навыки адекватно взаимодействовать с окружающей средой;

    определяются в выборе профессии;

    реализация себя в общественной и профессиональной деятельности ;

    развиваются профессионально важные качества, необходимые для успешного освоения профессий.

     Мониторинг программы осуществляется через комплексную оценку уровня знаний, ценностей, умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе обучения. Результаты обучения, направления и показатели знаний помогут ученикам ставить четкие задачи в вопросах планирования, обучения и научения, и проводить оценку успехов учащихся применительно к этим задачам.

    Ожидаемый результат:

    улучшение здоровья и повышение запаса жизненных сил;

    оптимизм;

    живость ума, улучшение памяти;

    радость общения с людьми;

    раскрепощается эмоциональная сфера личности;

    обучение способности находить выход из нестандартных жизненных ситуаций, устранение социальных и групповых барьеров, а также многих комплексов;

    профессиональная ориентация.

         Основными результатами воспитательного процесса могут стать показатели в развитии способностей учащихся:

    способность к самоанализу и самооценки своего уровня развития;

    способность к поиску необходимых средств и окружения для своего собственного развития;

    способность к управлению своим собственным поведением, к творческому разрешению  проблем личностного и общественного характера.

    Последействие:

        Дети  способны применить полученные знания и умения в жизни, пребывают в активной позиции, могут реализовать свои знания и умения.

    Критерии эффективности проекта:

    Изменение отношения учащихся к своему здоровью, здоровью окружающих ( анкетирование).

    Улучшение показателей физического и соматического здоровья по результатам медицинских обследований.

    Повышение уровня самосознания, самооценки, воспитанности школьников.

                           

    Методы и технологии.

    Вербальные методы: изложение темы, обсуждение в группе,   речевые указания, объяснение условий игры и упражнений , комментарий и т.п.

    Текстовые методы: анкеты,    тесты, вопросники и т.п.

    Визуальные методы: видеоматериалы, реальные предметы, специфические жесты,    мимика.

    Эмпирические методы: демонстрационные показы, ролевые игры, упражнения, развивающие упражнения и т.п.

    Интерактивные методы

    «Мозговой штурм»( цель – стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей)

    Групповая дискуссия – совместное обсуждение  какого – либо спорного вопроса.

    Ситуативно – ролевые игры – небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет неадекватным.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

    Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

    Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)

    Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...

    Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

    На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

    ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

    Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....

    Программа спецкурса п предпрофильной подготовке "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс

    Программа спецкурса п предпрофильной подготовке  "Информационная подготовка к выбору профессии" 9 класс...

    Психофизическая тренировка

    Психофизическая тренировка...