Доклад "Эффективность воздействия метода круговой тренировки на физическую подготовку боксеров этапа начальной подготовки"
методическая разработка

Звездин Евгений Александрович

Доклад на заседании методического совета физического воспитания г. Минусинска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_effektivnost_krugovoy_trenirovki.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад педагога дополнительного образования КГБОУ «Минусинский кадетский корпус» Звездина Евгения Александровича 

на заседании методического объединения кафедры физической культуры г.Минусинска

«Эффективность воздействия метода круговой тренировки на физическую подготовку боксеров этапа начальной подготовки»

Бокс - одно из самых популярных боевых искусств. С чего начинается бокс для каждого спортсмена? С начального уровня подготовки! Для достижения успеха в выбранном виде спорта спортсмену важно формирование двигательных навыков одновременно с развитием физических качеств. Поэтому в современном боксе, с его высокими требованиями к физическому состоянию боксеров, для достижения высоких спортивных результатов необходимы новые способы и методы всестороннего развития спортсмена.

Существует три вида бокса: любительский, полупрофессиональный и профессиональный. В любительском боксе спортсмены выходят на ринг в защитных шлемах, майках и более мягких перчатках, чем в профессиональном боксе. В любительском боксе есть система подсчёта очков, присваиваемых за точное попадание в лицо соперника. Для различных групп спортсменов установлены различные формулы боя.

Нагрузка в боксе — это смена аэробной и анаэробной нагрузки. Именно такое чередование позволяет воспитать в спортсмене необходимую выносливость и взрывную силу. Большое внимание в боксе уделяется силовым нагрузкам, необходимым для максимально мощного удара, способного отправить противника в нокаут. Благодаря таким тренировкам большинство спортсменов, занимающихся боксом имеет красивое тело.

К основным средствам подготовки на начальном этапе относятся: стандартные общеразвивающие упражнения; всевозможные подвижные игры и упражнения выполняемые в игровой форме; комплексы скоростно-силовых упражнений; введение в школу техники бокса; акробатические элементы и самостраховка (различные кувырки, повороты, кульбиты и т.д.); прыжковые упражнения; метание снарядов, набивных мячей, теннисных мячей и пр.; гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки; комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

К основным методам выполнения упражнений на начальном этапе подготовки относят: игровой; повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный.

Особенности обучения.

Для достижения успеха в избранном виде спорта спортсмену важно формирование двигательных навыков параллельно с развитием физических качеств. С самого начала занятий юные спортсмены должны овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники уместнее всего проводить в облегченных условиях.

В первый год занятий овладение основами техники избранного вида спорта является одной из основных задач. Процесс обучения не должен прерываться более чем на три дня, т.е. должен быть концентрированным, занятия должны быть постоянными и регулярным. Всего на обучение каждому техническому действию или их комплексу нужно отдавать 15-25 занятий (30-35 минут в каждом). Чем выше уровень развития физических качеств у детей и подростков, тем выше эффективность обучения их упражнениям. Упражнения скоростносилового характера, в значительном объеме применяемые на начальных этапах занятий спортом, способствуют более успешному формированию и усвоению двигательных навыков, а также развитию быстроты и силы. Для более успешного осуществления начальной подготовки у детей и подростков применяется игровая форма выполнения упражнений, соответственно возрастным особенностям юных спортсменов.

Методика контроля.

Для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач на этапе начальной подготовки используется контроль. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется тренером. Существуют специальные контрольно-переводные нормативы по годам обучения для определения уровня развития физических качеств, с помощью которых осуществляется контроль за эффективностью физической подготовки. Рекомендуется в первый день проводить испытания на скорость, а во второй день – на силу и выносливость при проведении контрольных испытаний по физической и специальной физической подготовке.

Участие в соревнованиях.

Залог стабильных высоких спортивных результатов – регулярное и достаточно частое участие в соревнованиях. Игровые соревновательные методы занимают значительное место на этапе начальной подготовки, поскольку значительно возрастает и число соревновательных упражнений. Рекомендуется в качестве контрольно-педагогических экзаменов на первых этапах подготовки 15 использовать контрольные соревнования. Это позволит сформировать начинающим спортсменам первый соревновательный опыт еще в стенах школы, поскольку в официальных соревнованиях они еще выступать не могут. Программа соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований и доступным нормам нагрузок.

Основная направленность тренировки – ознакомление с простейшими приемами бокса и специализированными движениями, первоначальная практика боя.

1. Положение кулака

2. Боевая стойка

3. Передвижения в боевой стойке

4. Прямые удары левой и правой в голову

5. Прямые удары в туловище (одиночные, двойные и серии)

6. Боковые удары в голову и защита от них

5. Защита от прямых ударов

6. Защита подставкой

7. Защита сведением рук

8. Защита отбивами

9. Защита уклонами

10. Боевые дистанции

11. Комбинации из 3-4 прямых ударов.

12. Контратаки одиночными ударами.

Изучение тактики ограничивается простыми техниками: маскировкой начала удара, нанесением обманных ударов в голову, а также неожиданными чередованиями атак, уходов и контратак. Изучая тактику ведения боя прямыми ударами в голову и в туловище, следует особое внимание обратить на то обстоятельство, что обманные удары в голову дают возможность наносить неожиданные удары в туловище и наоборот.

В конце обучения боксеры принимают участие в первых боях. Учащиеся групп начальной подготовки участвуют в классификационных соревнованиях, где проводят 1—2 боя.

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК БОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Тренировочная нагрузка - это мышечная работа, совершенная занимающимся за тренировку, недельный, месячный, полугодовой и годовой циклы. Основными параметрами тренировочной нагрузки являются: объем физической нагрузки; интенсивность; рабочий вес; количество повторений; скорость или время выполнения.

Определяя объем и интенсивность тренировочной нагрузки, тренер должен следить, чтобы занятия не перегружали, нервную систему, способствовали эмоциональному, активному отдыху. Кривая физической нагрузки должна возрастать постепенно и последовательно. Особенно важно постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки. Дети лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные нагрузки. Надо учитывать, что при скоростных нагрузках, а также при непродолжительных и индивидуализированных силовых упражнениях, и статических усилиях (соответствующих уровню развития) подростки 12—14 лег восстанавливаются быстрее, чем взрослые. После продолжительных нагрузок на выносливость и неиндивидуализированных нагрузок восстановление у подростков происходит медленнее.

При применении в качестве начальной нагрузки в течение недели 50% максимальной нагрузки отмечается положительный эффект у боксеров 12 лет. При этом необходимо учитывать не только степень трудности упражнений, но и возможности восполнения энергетических затрат. Поэтому тренировка должна производиться с нагрузкой переменной интенсивности.

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Существует несколько комплексов методов контроля, применяемых уже на этапе спортивно-оздоровительных тренировок: педагогические, медикобиологические и др. Они позволяют получить данные о состоянии здоровья спортсмена, его показателях телосложения, уровня тренированности и подготовленности, величину выполненной тренировочной нагрузки.

Этап начальной подготовки. На этом этапе по данным контроля оценивается насколько удалось достигнуть поставленных целей и решения задач. Такой контроль проводится комплексно, регулярно, своевременно и основывается на объективных и количественных, измеримых показателях.

Эффективность физической подготовки контролируется посредством специальных контрольно-переводных нормативов по годам обучения, представленных в виде тестов, позволяющих оценить степень развития физических качеств. Эффективность технической подготовленности контролируется непосредственно тренером.

Контрольные испытания проводят в следующем порядке: в первый день - испытания на скорость, во второй - на силу и выносливость. На контроле тщательно соблюдают одинаковые условия: время дня, порядок приема пищи, разминка, предшествующая нагрузка и т.д.

Виды контроля

Комплексный контроль — это определение уровня подготовленности спортсмена с помощью измерения и оценки различных показателей в разных циклах тренировки с использованием таких методов и тестов как психологические, социометрические, биологические, педагогические, спортивно-медицинские и другие.

Регистрация одновременно трех групп показателей позволяет достичь комплексности контроля:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды. В основном применение тестов и измерение результатов в тестах используется для реализации комплексного контроля.

Если рассмотреть контроль с точки зрения управления подготовкой спортсмена, то можно выделить другие три вида контроля - оперативный, текущий и этапный.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КОМПЛЕКСОВ В БОКСЕ 

Существуют три разновидности временных отрезков в подготовке спортсмена – периоды соревновательной подготовки, этапы соревновательной подготовки, тренировочные циклы. Периоды, этапы и циклы спортивной подготовки – процессы неразделимые. Годичный тренировочный цикл состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Периодизация тренировок – это закономерный процесс, продиктованный спецификой развития спортивной формы, которая в свою очередь имеет периоды становления, развития и временной утраты.

Циклы делятся на микроциклы, состоящие из недельного цикла тренировки, мезоциклы, включающие в себя до 1 месяца микроциклов, и макроциклы – образующиеся из успешных мезоциклов, использованных в течение полугода, года тренировочной работы и в основе своей могущих быть использованными повторно.

В соответствии с возрастом и уровнем подготовленности юных спортсменов подираются средства, методы и формы организации педагогического процесса. Термин «круговая тренировка» определяет такую форму занятий, в ходе которой используются основные методы развития двигательных качеств, с помощью которых решаются задачи физической подготовки. Длительность круговой тренировки от 10 до 20 минут оставляет достаточно времени для решения педагогических, образовательных задач и работы над двигательными навыками занимающихся. С помощью метода круговой тренировки возможно обеспечить учет и индивидуальное дозирование нагрузки каждого спортсмена. Круговой метод, позволяет успешнее реализовать образовательную направленность одновременно с высокой двигательной плотностью тренировки, что отличает его от других тренировочных методов. Круговая тренировка применяется как для групповых, так и самостоятельных занятий спортсменов и направлена на развитие выносливости с одновременным воспитанием силы, гибкости, ловкости, формированием умений и двигательных навыков.

Круговая тренировка в подготовительной части играет роль подготовки спортсмена к работе в основной части тренировки, носит характер подводящих упражнений. Круговая тренировка в основной части занятия, когда спортсмен еще не устал и готов выполнять большой объем работы, направлена на развитие физических качеств. Комплексы в основной части тренировки в основном направлены на общее развитие с акцентом на силовое и содержат большое количество силовых и скоростно-силовых упражнений. Круговая тренировка в заключительной части занятия встречается значительно реже и тогда, когда в занятиях очевиден дефицит нагрузки. Целью круговых комплексов в таком случае является лучшее закрепление и усвоение пройденного материала в основной части урока, а также его повторение и совершенствование. «Станции» устанавливаются наиболее рациональным с точки зрения использования площади помещения и оборудования образом – по кругу, прямоугольнику или квадрату. Так же учитывается необходимость чередования нагрузки на одни группы мышц и на другие.

Существует четыре основных режима в тренировочном процессе — А, В, Д, Е. Они выделяются в зависимости от того, в какой стадии отдыха спортсмены выполняет каждое следующее упражнение и для каждого из этих режимов существует определенное изменение работоспособности и функционального состояния организма тренирующегося. В режимеА, при выполнении каждого следующего упражнения в 1 стадии отдыха с каждым разом происходит снижение показателей работоспособности. В режиме В, выполнение упражнения во второй стадии отдыха влечет за собой увеличение мышечной силы, быстроты движений и координации, но снижает выносливость. В этом режиме возможно выполнить 3-4 повторения упражнения. Так что в случае необходимости использования такого режима в течение всего тренировочного занятия, необходимо повторения разбивать на серии – каждые 3-4 повтора сменять более продолжительными промежутками отдыха. В режиме Д, все показатели работоспособности остаются примерно на одном уровне или немного повышаются в ходе выполнения упражнений в третьей стадии отдыха. В режиме Е упражнения должны выполняться на четвертой стадии отдыха, но не достигается при этом тренирующий эффект и поэтому на практике не применяется. Каждый из тренировочных режимов при длительном применении оказывает свое воздействие на развитие показателей мышечной работоспособности. Например, режим А оказывает благотворное влияние на развитие общей и скоростной выносливости Применение режима B ведет к ускорению реакции, однако при этом снижается скоростная выносливость, либо она остается на прежнем уровне. Несколько увеличивается скорость реакции при снижении скоростной выносливости при использовании режима Д, поэтому его рассматривают как поддерживающий режим тренировочных занятий. Стадии отдыха, описанные в работе применимы не только к описанию состояния организма спортсмена после выполнения отдельного упражнения, но и к его состоянию после целого тренировочного занятия. Все четыре стадии отдыха наблюдаются после применения режима А в ходе тренировки. наблюдаются все четыре стадии отдыха. Срок наступления 3 стадии отдыха (сверхисходная работоспособность) 20-24 часа после оптимальной тренировочной нагрузки и продолжается в течение 6-10 часов. Состояние повышенной работоспособности, постепенно снижающееся в течение 24-30 часов после тренировки, наблюдается после применения тренировок с режимом B. Для каждого режима соответствует своя величина нагрузки в ходе тренировочного занятия, она регулируется количеством повторов упражнения, и оказывает значительное влияние на динамику работоспособности в занятии и восстановительный период после оного. Большое количество повторов упражнения в тренировке режимом А приводит к развитию значительного утомления и соответственно замедлению восстановительных процессов. Если снижение показателей мышечной работоспособности не восстанавливается к исходным значениям в течение 48-72 и более часов, о повторение таких тренировок может привести к переутомлению, общему снижению работоспособности и болезни. Переход режима В в режим А в результате большого количества серий или упражнений в серии приводит к уменьшению эффективности признаков, относящимся к режиму В. При неизменности определенных условий (координационная структура, интенсивность и длительность тренировочных упражнений, чередование их с отдыхом) запускается череда изменений, когда в ходе однотипных тренировочных занятий возникают функциональные изменения в организме спортсмена, за которыми следуют сходные изменения в восстановительном периоде. Таким образом типы тренировочных занятий А, В, Д являются моделями воздействия тренировок, в которых известно влияние по трем показателям: изменение работоспособности в занятии, характер восстановительного периода после него, накопительный тренировочный эффект. Располагая этими данными, тренер, спортсмен может выбирать подходящие для определенного случая модели, задавать их оптимальную последовательность для решения задач микро и мезоциклов, учитывая нюансы восстановительных периодов после тренировочных занятий. Таким образом достигается увеличение точности тренирующего воздействия, а значит и управляемости всем тренировочным процессом. Количество упражнений в серии и самих серий может меняться зависимо от периода тренировки и уровня физической подготовленности ученика. Для того чтобы определить уровень нагрузки для конкретного спортсмена, измеряется пульс в конце отдыха между сериями (конец 5-й минуты) и если он превышает 120 уд/мин, то нагрузку следует уменьшить. Уменьшается при этом или количество серий упражнения или количество повторений в серии. Продолжительность отдыха между сериями определяют по частоте пульса. При достижении пульса 100-120 уд/мин можно начинать следующую серию. Если через 5-6 минут после выполнения серии частота пульса составляет 120 уд/мин или выше, значит нагрузка для данного спортсмена слишком высока, либо его состояние здоровья плохое. Так же обычная частота пульса на следующее утро, хорошая работоспособность, готовность к тренировке через 24 часа говорит об оптимальности предыдущей тренировочной нагрузки.

Данный комплекс разработан для наиболее эффективного развития физической подготовки боксеров.

Цель – развитие силовой выносливости боксеров этапа начальной подготовки.

Модель 1.

Разминка (общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения).

Выпады вперед со штангой 10-20 кг; отжимания на кулаках;

Махи блина наискось;

Выброс грифа (бодибара) перед собой 2 – 6 кг;

Толкание медбола (ядра) 2-5 кг.

Упражнения выполнять в течении 30 секунд, отдых между упражнениями 2-3 минуты, отдых между сериями 5-6 минут, всего выполняется 3-4 серии, из них, первая серия с предельной интенсивностью, вторая серия с умеренной интенсивностью, третья и четвертая серия с около предельной интенсивностью. Отдых 5-7 минут затем медленный бег 800 – 1000 метров.

Рекомендация:

Количество серий и упражнений в серии может меняться в зависимости от индивидуального уровня подготовленности спортсмена. При частоте пульса 120 уд/мин и выше к концу отдыха между сериями (коней пятой минуты отдыха) нагрузку для данного занимающегося следует уменьшить. Уменьшается количество серий или упражнений в одной серии до тех пор, пока пульс не опустится до 120 уд/мин и ниже к концу отдыха между сериями. Если частота пульса не снижается, то рекомендуется прекратить выполнение данного комплекса. Приведенная дозировка нагрузки рассчитана на боксеров начального этапа подготовки в конце подготовительного, начале соревновательного тренировочного периода. Указанная модель тренировочного занятия не должна применяться более 2-4 раз в микроцикле в течение 2-3 недельных циклов. После этого следует применить микроцикл другого содержания. Для обеспечения разностороннего развития организма спортсмена следует использовать смешанные режимы тренировок в остальные дни (периоды) тренировок.

Модель 2.

Разминка (общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения).

Скакалка – 50 прыжков;

Бег со сменой скорости (фартлек) в течении 40 секунд;

Запрыгивание на тумбу 50см – 30 прыжков;

Челночный бег – 6 отрезков по 10 метров;

Семенящий бег на месте с гантелями в руках по 1 кг в течении 40 секунд. Упражнения выполнять не более 40 секунд, отдых между упражнениями 3-4 минуты, между сериями 6-8 минут, всего выполняется 3-4 серии, из них, первая серия с предельной интенсивностью, вторая серия с умеренной интенсивностью, третья и четвертая серия с околопредельной интенсивностью. Отдых 5-7 минут затем медленный бег 800 – 1000 метров.

Рекомендация:

Количество серий и упражнений в серии может меняться в зависимости от индивидуального уровня подготовленности спортсмена. При частоте пульса 120 уд/мин и выше к концу отдыха между сериями (коней пятой минуты отдыха) нагрузку для данного занимающегося следует уменьшить. Уменьшается количество серий или упражнений в одной серии до тех пор, пока пульс не опустится до 120 уд/мин и ниже к концу отдыха между сериями. Если частота пульса не снижается, то рекомендуется прекратить выполнение данного комплекса. Приведенная дозировка нагрузки рассчитана на боксеров начального этапа подготовки в конце подготовительного, начале соревновательного тренировочного периода. Указанная модель тренировочного занятия не должна применяться более 2-4 раз в микроцикле в течение 2-3 недельных циклов. После этого следует применить микроцикл другого содержания. Для обеспечения разностороннего развития организма спортсмена следует использовать смешанные режимы тренировок в остальные дни (периоды) тренировок.

Модель 3.

Разминка (общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения).

Махи гири 8 кг;

Подъём ног к перекладине по одному разу с прыжка;

Прыжки в приседе с имитацией прямых ударов;

Подтягивания по одному разу с прыжка;

Бёрпи с имитацией прямых ударов.

Выполнение всех упражнений проводится с умеренной интенсивностью в течение 1 минуты с отдыхом между упражнениями от 2 до 4 минут и от 6 до 8 минутным отдыхом между сериями упражнений. Всего нужно выполнить 2-3 серии упражнений.

Рекомендация:

Количество серий и упражнений в серии может меняться в зависимости от индивидуального уровня подготовленности спортсмена. При частоте пульса 120 уд/мин и выше к концу отдыха между сериями (коней пятой минуты отдыха) нагрузку для данного занимающегося следует уменьшить. Уменьшается количество серий или упражнений в одной серии до тех пор, пока пульс не опустится до 120 уд/мин и ниже к концу отдыха между сериями. Если частота пульса не снижается, то рекомендуется прекратить выполнение данного комплекса.Приведенная дозировка нагрузки рассчитана на боксеров начального этапа подготовки в конце подготовительного, начале соревновательного тренировочного периода. Указанная модель тренировочного занятия не должна применяться более 2-4 раз в микроцикле в течение 2-3 недельных циклов. После этого следует применить микроцикл другого содержания. Для обеспечения разностороннего развития организма спортсмена следует использовать смешанные режимы тренировок в остальные дни (периоды) тренировок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод круговой тренировки для развития функциональной подготовки боксеров

    Современный бокс - это органический сплав высокой физической подготовленности, стабильной техники, гибкой и разнообразной тактики и большой силы воли спортсменов. Основной особенн...

методические рекомендации по развитию общей физической подготовки обучающихся методом круговой тренировки

Одним из наиболее эффективных методов, используемых в ОФП является метод круговой тренировки (далее - КТ). Материалом  для его проведения служат в  основном технически несложные упражнения, ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...

Метод круговой тренировки для развития функциональной подготовки боксеров

Метод круговой тренировки для развития функциональной подготовки боксеров....

Метод круговой тренировки для развития функциональной подготовки боксеров

Метод круговой тренировки для развития функциональной подготовки боксеров...

Конспект занятия "Развитие силовой выносливости боксера этапа начальной подготовки"

План - конспект учебного занятия "Развитие силовой выносливости боксёра на этапе начальной подготовки"...