Роль учебного кабинета в образовательной и воспитательной деятельности педагога
статья по теме

Каменная Ольга Александровна

В статье раскрывается значимость учебного кабинета в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_uchebnogo_kabineta.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  учебного  кабинета  в  образовательной  и  воспитательной  деятельности  педагога.

 Школа сегодня – это огромный мир, живущий по своим законам и не выпадающий из общего потока жизни. Самой жизнью школа поставлена в ситуацию самоопределения, поиска своего лица. Современный учитель… Современный урок… Современный школьник…  Всё меняется из года в год.  Двадцать первый век с его вечной нехваткой времени  и  разнообразием технических новинок во многом формирует интеллект детей, «живущих в Сети Интернет», и с этим нельзя не считаться.

      Задачи обучения состоят в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и привить им интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность,  развивать стремление к самосовершенствованию, создавать  условия для формирования личности учеников. Для этого учитель использует все возможные средства обучения. Важную роль играет кабинет. Это своего рода учебно-методический центр, обеспечивающий более высокий уровень преподавания предметов и научную организацию труда учащихся и учителя. Он выполняет разные функции:  обучающую, информационную, воспитательную.

       Критерии измерения качества предметных кабинетов зафиксированы в нормативных документах федерального уровня. Обеспечение качества образования предполагает наличие в образовательном учреждении модернизированной ресурсной базы, в основе которой лежит уровень оборудования, оснащения и укомплектованности предметных кабинетов.

       Каждый кабинет в школе является основной составляющей образовательного пространства, которая расширяет информационное  поле образовательной среды, являясь центром урочной и внеурочной деятельности по предмету. От того, насколько чётко учитель знает, что ему необходимо иметь в кабинете, во многом зависит эффективность его преподавательской деятельности.

К.Д. Ушинский

Класс только тогда перестает быть комнатой с доской, партами и учебниками, когда в него входит  УЧИТЕЛЬ.

        В первую очередь учебный кабинет должен соответствовать своему функциональному назначению, а его техническое оснащение удовлетворять требованиям, предъявляемым к современному уроку. Важно, чтобы и интерьер кабинета соответствовал общему росту «качества жизни». Половину дня дети проводят в школе. Значит, условия, в которых они учатся, должны быть комфортными.

        Главная задача учителя – создание условий  эмоционально-деятельностного комфорта для каждого ученика в процессе приобретения знаний, умений и навыков.

Когда учитель работает в комфортных условиях, когда у него под рукой весь технический и методический арсенал, тогда он может творчески подходить к уроку, тогда кабинет действительно становится его творческой лабораторией.

        Значимость школьного кабинета в учебном процессе очевидна. И от того, каким он будет, во многом зависит качество обучения. Создание учебного кабинета  как творческой лаборатории учителя – актуальная задача для многих общеобразовательных учреждений.

        В прошедшем учебном году в нашем городе проводился смотр-конкурс учебных кабинетов. В нем приняли участие несколько учителей. И все, наверное, столкнулись с проблемами оснащения кабинета в соответствии  с требованиями, наличия нужной документации.

        Благодаря поддержке администрации нашей школы я тоже приняла участие в конкурсе.  

        Я работаю в кабинете, который полностью соответствует специфике деятельности учителя русского языка и литературы. В нем созданы оптимально комфортные условия для применения современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникативных. В кабинете есть современная мебель, компьютер с мультимедийным проектором, раздвижной экран, магнитофон,  видеотека, учебные диски, электронные библиотеки, аудиокассеты.

       Большое место в кабинете отведено наглядным средствам обучения, которые являются не только источниками информации, но помогают также управлять познавательной деятельностью учащихся, обеспечивают новые способы передачи информации, позволяют чередовать различные виды работы (коллективные, индивидуальные, устные, письменные), расширяют возможности для самостоятельной работы учащихся и значительно облегчают воспитание культуры общения.

        Средства наглядности делятся на три группы:

1) зрительные (таблицы, опорные конспекты, демонстрационные карточки, репродукции, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал).

2) слуховые (магнитофонные записи).

3) зрительно-слуховые (видеофильмы и кинофрагменты, DVD, компьютерные программы)

         Как известно, большую часть информации человек воспринимает зрительно, поэтому с помощью средств наглядности снимается дополнительная нагрузка на память учащихся, школьники лучше  запоминают изучаемый материал. Средства наглядности я использую при изучении всех разделов курса русского языка.

    Ведущее место среди других наглядных средств обучения занимают опорные конспекты. Объясняется это  несколькими причинами: в таблицах материал сгруппирован и систематизирован, это  упрощает восприятие и запоминание изучаемого. На них нет больших  текстовых пояснений; раскрытие материала опирается на использование графических средств, что позволяет создать яркий зрительный образ. Теперь опорные конспекты я выполняю в виде компьютерных презентаций.

         Работе с учебником способствуют методические пособия, которые помогают организовать учебный процесс рационально. Это методические рекомендации к учебникам, дидактические материалы, сборники изложений и диктантов, словари, справочники и другая методическая литература.

         Использую я в своей работе раздаточный материал. Прежде всего – с целью организации на уроке дифференцированного обучения, самостоятельной  работы учащихся и затем, чтобы проконтролировать степень сформированности у учащихся того или иного навыка.  Это индивидуальные карточки, перфокарты, тесты, контрольные и  проверочные работы. Они хранятся в отдельных коробочках и папках по темам.

        Имеются различные словари, справочники, научно–популярная литература, с которыми ребята учатся работать самостоятельно.

       В кабинете собраны репродукции художественных полотен, иллюстрации к  литературным произведениям, различные рисунки (в том числе и выполненные учащимися), портреты писателей.

В  кабинете имеются постоянные и сменные стенды.  На  постоянных стендах - высказывание о русском языке и основные сведения о членах предложения. Сменные стенды оформляются в зависимости от темы урока («Сегодня на уроке») и необходимости информации («Тебе, выпускник», «Учись учиться»).  Здесь помещаются рекомендации-памятки по организации и выполнению какого-либо вида работы, результаты  олимпиад,  дистанционных и других конкурсов, лучшие творческие работы учащихся.

        Оформлены папки, где собраны памятки-рекомендации для учащихся,  нормативные документы по русскому языку и литературе.

        Составлен каталог справочной литературы, дидактического материала, учебных пособий, таблиц, репродукций, книг, чтобы не только учитель, работающий в кабинете, мог оперативно находить материалы, необходимые для проведения интересного, эффективного урока, но и любой учитель, обратившийся за помощью.

       Хочется, чтобы дети в современной школе учились с интересом и максимальной эффективностью. Согласитесь, что сегодня ученики обошли нас в  современных информационных технологиях, они лучше нас ориентируются в этом. Сегодня просто необходимо, чтобы учитель–предметник имел навык работы на компьютере, умел использовать информационно-коммуникативные технологии.

        Владея такими технологиями, я имею возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку. ИКТ значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку, дают возможность подготовить презентации иллюстративного и информационного характера.  Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

     В моей методической копилке имеются презентации по русскому языку и литературе, созданные мною и моими учениками.

  На уроке литературы иногда уместно показать видеофрагмент из фильма, поставленного по изучаемому произведению. Всего несколько минут показа, но учащиеся смогут уловить главное в характерах и поведении героев.

      Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает, когда необходимо продемонстрировать образец правильного, выразительного чтения.

      Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это развитие творческой личности, раскрытие души ребенка, это проблемы нравственности.

      Информационные технологии становятся хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Конечно, подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя времени и терпения, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

       В перспективе моей работы – подключение к локальной внутренней сети школы для возможности участия в дистанционных конкурсах, для проведения интерактивных проверочных работ (например, в портале http://gramota.ru., где предлагаются интересные конкурсы, олимпиады, диктанты на различные темы, тесты для подготовки к итоговой аттестации),  создание электронных учебников-справочников по русскому языку.  

       Комплексное применение учебного оборудования, дидактических материалов, учебной и справочной литературы, творческих работ позволяют наиболее полно реализовывать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на образовательном процессе в целом.

       И до сих пор одной из проблем образовательных учреждений остается низкий уровень оснащенности средствами информационных технологий, необходимых для преподавания различных предметов на современном уровне. Отсутствие учебного оборудования приводит к существенному снижению качества преподавания, невозможности достижения важных образовательных целей, перегрузке учащихся, ухудшению здоровья. Хочется, чтобы такие проблемы разрешались успешно, чтобы наш современный учитель работал в комфортных условиях.

        Как приятно приходить в кабинет, где «отдыхает» глаз! Как приятно радовать детей и взрослых не только знанием предмета, но и уютом, оригинальностью, новизной кабинета! Как радостно на душе от того, что в кабинете есть все необходимые технические средства для проведения современных интересных уроков!