эссе Зачем идут в учителя?
статья по теме

Сутягина  Марина Александровна

Размышления о профессии  учитель. Статья предназначена для публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_zachem_idut_v_uchitelya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«Зачем идут в учителя?»                                                         

Зачем идут в учителя?

Хотелось порассуждать не о том, зачем идут в педагогический институт. Нет. Мне кажется, что в последнее время в любой институт в большинстве случаев идут, чтобы получить диплом. А кем работать – это дело «третье». Нет. Хотелось высказать мысли о том и о тех, кто после окончания педагогических заведений выбирает учительский труд, кто идёт работать педагогом.

 «Мы все учились понемногу…»

Одна из причин, по которой люди становятся учителями,  интерес не только к знаниям, но и к возможности ими поделиться. Человеку надо, чтобы его слова действовали на собеседника; он удивлен, поражен или обрадован, или огорчен – он сопереживает, то есть эмоционально реагирует на то, что ты ему сообщил. Может быть, первые признаки склонности к преподаванию – стремление поделиться чем-то интересным.

На своих уроках я  не только сама увлечённо рассказываю, доказываю, привожу примеры, но и стараюсь делать так, чтобы любой мог высказать своё мнение, конечно, доказательно.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь», - таково мнение известного историка В.Ключевского, и я полностью его разделяю.

На мой взгляд, важно не заставить каждого знать твой предмет хорошо, а создать условия для того, чтобы человек мог получить знания. А дальше каждый  сам для себя решает, что он хочет знать лучше. Важно, чтобы ученик научился думать. Научиться думать – значит научиться правильно воспринимать информацию и грамотно ее использовать.  Именно этому и надо учить, а учат думать на любом уроке – надо только учиться.

Кто это перед нами?

Для учителя, стоящего перед классом, нет мелочей ни во внешнем виде, ни в поведении, ни в словах – ни в чем. И если хочешь работать учителем, тебе придется смириться с тем, что некоторым ученикам интересно не то, что ты говоришь, а какая у тебя стрижка, достаточно ли высок твой каблук, модная ли у тебя юбка. Одежда не должна отвлекать внимание ученика от урока. Меняя что-то в своём внешнем виде, стоит позаботиться, чтобы это перемена не была слишком резкой.

А еще, на мой взгляд, важен стиль работы на уроке. Для себя я поняла, что надо быть самим собой. Стиль работы на уроке не должен серьезно отличаться от стиля обычного поведения, иначе ученики почувствуют фальшь. Нечего «строить из себя» сурового человека или стараться выглядеть «добреньким». Все равно «суровость» (или мягкость) обнаружится и помимо твоей воли, если она заложена в твоем характере.

«Я, ты, он, она…»

В нашей школе работает 44 учителя. Кто-то давно, кто-то недавно. Все мы очень разные. Каждый чем-то интересен для окружающих его людей, но прежде всего своей неповторимостью.

Индивидуальность учителя – это его личные взгляды на принципы работы, то есть его отношение к ученику вообще, а не к каждому конкретно, его собственное понимание смысла учительской деятельности, присущее именно ему умение доказать свою правоту и признать свою ошибку, умение настоять на своем и противостоять системе, если надо.

Такие разные уроки.

Почему мне интересно работать учителем: как же так, одно и то же из года в год… Не одно и то же, а об одном и том же – это принципиально разные вещи. Программа, конечно, меняется медленно. Но на то ты и учитель, чтобы суметь об одном и том же рассказать хоть десять раз подряд, но все десять раз – по-разному. А это как раз очень интересно. Работая с учениками, постоянно приходится в буквальном смысле слова изобретать что-то новое, потому что люди все разные, и не может быть готовых рецептов для всех.

Учитель должен уметь создать себе настроение, потому что учеников не волнует, что происходит дома у преподавателя, что он ел, как добрался до школы, - ученики пришли на урок, а не в гости.

Я несколько раз ловила себя на том, что «превращаюсь» в учителя именно по дороге на работу, почти бессознательно настраиваюсь на урок. В это время вовсе не обязательно думать о школе. Достаточно того, что ты туда идешь.

Не в этом дело!

Попробую поговорить об отметках.

Мне важна не отметка, а более серьёзный результат: что ребёнок понял, чему научился, о чём задумался. Человек не может одинаково ревностно относиться ко всем предметам, потому что что-то нравится больше, что-то меньше, что-то вообще не привлекает. И это естественно. Если я стану заботиться о хороших отметках, ученики перестанут заботиться о выполнении задания, потому что будут знать, что я всеми правдами и неправдами им эти хорошие отметки поставлю.

В конце концов, не в отметке дело. Нельзя же всю жизнь расписать по пятибалльной системе. Да и вообще практика показывает, что троечники часто оказываются более успешными в жизни, чем  отличники. Почему? Потому что, как правило, троечник озадачен не тем, чтобы получить хорошую отметку, а тем, что его интересует.

«Как слово наше отзовётся…»

Мы все живые люди. Попробуй работать, не делая ошибок. Это не отговорка для ошибающихся. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Важнее, как мы на этих ошибках учимся.

Мы не всегда можем предвидеть, как именно «отзовётся» наше слово. Поэтому надо очень осторожно подбирать слова. Работа учителя – это работа со словом, и потому очень важно, что и как учитель говорит, потому что его слово обязательно отзовётся.

«Нет предела совершенству».

        Я согласна с мнением философа И.Фихте, который писал: «В человеке есть разные стремления и задатки, и назначение каждого из нас – развить свои задатки по мере возможностей».

        Отработав в школе 20 лет, свои стремления и задатки воплотила в жизнь. Но, как говорится, нет предела совершенству: познавая мир людских отношений,  постоянно открываешь в себе что-то новое. А каждый день, проведённый с ребятами, это  открытие, это  результат реализации собственных возможностей. Для меня не существует выходных дней, я каждый день с детьми, я чувствую взаимную любовь, она меня греет и вдохновляет на успешность в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка педсовета "Потфолио учителя2

Предлагаемый материал поможет учителю сформировать собственный электронный портфолио,отвечающий последним требованиям.Портфолио обощит и систематизирует Ваши наработки.Все всегда будет под рукой.Обобщ...

Эссе "Зачем я учитель"

Эссе  " Зачем я учитель"...

Эссе "Зачем я учитель"

Эссе "Зачем я учитель"...

"Зачем нужна риторика?" (Пример эссе)

В процессе обучения многие сталкиваются с необходимостью написать эссе. После краткого определения жанра эссев в материале даётся пример....

Эссе "Зачем я учитель"

Размышление о профессии учителя...

Эссе "Зачем я учитель"

Я стала учителем, потому что всегда этого хотела. Я остаюсь учителем, потому что школьный мир – мой мир, моя судьба и моё счастье!...

«Геродот: зачем нужно учить историю» эссе для конкурса педагогов

Эссе для  конкурса "Учитель года" 2022Ссылка на материал на странице "Академической гимназии": https://vk.com/@zaochnaya_onlayn_akademiya-zachem-uchit-istoriu...