Технология проектирования ключевых и предметных компетенций
статья на тему

Курашова Ирина Николаевна

 

*омпетенция – заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
 
*  Компетентность – это личностная характеристика человека, который усвоил необходимый набор компонентов содержания, овладел той или иной компетенцией.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Компетенция – заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – это личностная характеристика человека, который усвоил необходимый набор компонентов содержания, овладел той или иной компетенцией. Иерархия компетенций - Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;- Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;- Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Группы ключевых компетенций: - Ценностно-смысловые компетенции. - Общекультурные компетенции. - Учебно-познавательные компетенции. - Информационные компетенции- Коммуникативные компетенции- Социально-трудовые компетенции. - Компетенции личностного самосовершенствования Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода: - Научить учащихся определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.- Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи.- Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, международного взаимодействия и иных. - Научить ориентироваться в в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.- Научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т. д.)- Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального обучения. Этапы конструирования образовательных компетенций - Поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете; - Построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;- Проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения; - Проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения. Динамика развития предметной компетенции. а) увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции, например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов;б) происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации ученика служит школьный дневник, а в старших классах – электронный органайзер;в) компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы. Педагогические технологии и методы обучения, способствующие формированию компетенций: - Использования опорных конспектов- Деятельный подход к обучению, т.е. обучение через практику- КВО ( работа в группах и парах постоянного и сменного состава)- Выстраивание индивидуальных учебных траекторий- Использование межпредметных связей- Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решении- Обучение в сотрудничестве- Различные виды зачетов, тесты для подготовки к ЕГЭ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий для отслеживания уровня сформированности ключевых и предметных компетенций

Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения....

Инструментарий для отслеживания уровня сформированности ключевых и предметных компетенций

Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения....

"Интеграция как средство формирования ключевых и предметных компетенций на уроках словесности"

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим дет...

Технология проектирования ключевых и предметных компетенция по Хуторскому А.В.

Выступление на методическом обединении учителей истории. ...

Статья по теме: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математике при подготовке к ЕГЭ»

Тема: «Формирование ключевых и предметных компетенций через решения практико-ориентированных задач по математикепри подготовке к ЕГЭ»...

Интерактивная доска как средство формирования ключевых и предметных компетенций учащихся.

Об особенностях интерактивной доски и способах ее применения в рамках уроков английского языка...