Сценарий занятия:"Характер человека.Самооценка."
методическая разработка (9 класс) по теме

Болсунова Найля Назиповна

Занятие с применением АМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий занятия 9 класс83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Характер человека. Самооценка. Роль волевых качеств характера в его жизни.

Цель: расширить знания о психологии человека, мотивирование школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни

Задачи:

образовательные:          - ознакомление с понятиями «характер», «черты характера»;

                         - способствовать осознанию своих особенностей и черт характера.

        

развивающие:         - развитие навыков самоанализа и самовоспитания;

                        - формирование и развитие толерантности, ответственности;

                        - развитие культуры общения.

 

воспитательные:        - воспитание нравственных основ взаимодействия людей в обществе;

                        - формирование иерархии ценностей.

1.Организационный момент

2. Учитель:Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем. Потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе.

Девиз нашего занятия: «Познай самого себя» (зачитывается запись на доске).

 У каждого человека все те психологические качества, о которых мы говорили, и еще многие другие соединяются, образуя характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле. С одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой — характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющееся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично. Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но окружающим.

3.Активный метод обучения «Фруктовый сад»

(электронный курс «Активные методы обучения»)

На доске  нарисованы два дерева. Одно дерево  «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются  заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны

  Предлагается обучающимся попробовать более четко определить, какие черты характера им помогают в жизни , какие черты характера им

Свои черты характера, которые помогают предлагается записать на яблоках, а черты характера, которые мешают  – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, результат озвучивается. После озвучивания   обсуждение и подводится итог.

4. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

-        Судила о себе, по мнению мамы и бабушки.

-        Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

-        Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

-        Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

-        Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

-        Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.

-        Ставила себе нереальные цели.

5. Тест: «Каков уровень вашей самооценки».

 Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Сравним результаты с «Моим портретом».

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.
  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  3. Я боюсь выглядеть глупцом.
  4. Я беспокоюсь за свое будущее.
  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  8. Люди ждут от меня очень многого.
  9. Чувствую себя скованным.
  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в безопасности.
  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и  оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины  и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение – это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.

6.АМ Релаксация

 «Представьте себя семенем дерева, которое созревает и в конце лета падает на землю. Оно постепенно уходит все дальше в почву и, наконец, находит свое место под этим необычным одеялом. Еще тепло, греет солнце. Но вот небо начинает хмуриться, все чаще идут дожди... наступает осень с дующими пронизывающими ветрами.

 Опадают последние листья с деревьев... Без них деревья стоят серые, голые, они спят. Так же спокойно спят семена в почве. Землю сковывает мороз, падает снег, бушует вьюга. А семена продолжают спать им тепло. Идет время,… приближается весна. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Тает снег, журчат ручьи.

 Вода пропитывает землю и будит семена от долгого сна. Сначала появляется корешок. Затем росток, который медленно движется и тянется к поверхности земли. Проходит время... и вот уже стоит деревце, которое растет, крепнет. Его ветви — руки тянутся к свету, солнцу. Деревце прочно держится корнями за землю. Оно продолжает расти и теперь ему нестрашны ни дождь, ни ветер».

7.Самоанализ своих волевых качеств

(См.приложение№1)

8.Упражнение «Живая анкета»

 Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

Что тебе понравилось?

Что не понравилось?

Как вы сейчас себя чувствуете?

9.« Заповедь» Р. Киплинга

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам себе наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы - не снисходи до них.

Умей прощать и не кажись, прощаясь,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив,

Равно встречать успех и поруганье,

Не забывая, что их голос - лжив.

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен всё воссоздать с основ.

Умей поставить в радостной надежде

На карту всё, что накопил с трудом

Всё проиграть и нищим стать, как прежде

И никогда не пожалеть о том

. Умей принудить нервы, сердце, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже всё пусто, всё сгорело,

И только воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями.

Останься честен, говоря с толпой.

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неумолимый бег.

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда мой сын, ты будешь Человек.

10.Заключение урока

Каждый из нас - строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное.

Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право.

Советы Чарли Чаплина.

  1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
  2. Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
  3. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
  4. Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
  5. Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперёд.
  6. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
  7. Любите людей, и они ответят вам тем же.

Вернёмся к  «Фруктовому саду». Вспомните, какое  задание было в начале занятия? На яблоне у нас черты характера, которые нам в себе больше нравятся. На лимонном дереве черты характера, которые нам в себе не нравятся. А теперь давайте запишем в два столбика. В первый столбик – черты характера с яблони. Во второй столбик – черты характера с лимонного дерева.

Делаем вывод: - положительный черт характера у нас получилось больше,    

                          -отрицательных черт меньше.

Итак, значит, что наш класс можно считать на 85% - положительный

 И в заключение хотелось бы прочитать известное стихотворение Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь.

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Приложение №1

Блок самоанализа своих волевых качеств

Необходимо выбрать и отметить в таблице знаком  + или – один из ответов.

  1. В состоянии ли вы завершить вовремя начатую работу, если она вам не интересна?
  2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно делать что-то трудное, непосильное и неприятное?
  3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию, способны ли вы объективно её оценить?
  4. Если вы на диете, можете ли вы легко её придерживаться?
  5. Можете ли вы встать раньше обычного времени, если вам необходимо повторить какой-либо предмет?
  6. Останетесь ли вы в классе, чтобы помочь учителю привести кабинет в порядок, даже если все ваши одноклассники ушли?
  7. Быстро ли вы готовитесь к уроку на перемене?
  8. Не отменяете ли вы посещение стоматолога из-за болезни?
  9. Будете ли вы принимать горькое лекарство, если это необходимо?
  10. Являетесь ли вы человеком слова?
  11. Не боитесь ли в одиночку ехать в незнакомое вам место?
  12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
  13. Можете ли вовремя вернуть вещь, которую вы одолжили у одноклассника?
  14. Отложите ли вы выполнение уроков ради просмотра телепередачи, которая вам нравится?
  15. Сможете ли вы быстро помириться, если обидели вас?

варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

12

14

15

результат

Да

Нет

Не знаю

Суммируйте полученные ответы: «да» – 2 балла, «не знаю» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.

0 -12 баллов

С силой воли у вас дела обстоят неважно. Вы делаете то, что вам легче и интереснее, даже, если это в чём-то может повредить вам. К своим обязанностям вы относитесь часто спустя рукава. Вы эгоистичны, и это влияет на ваши волевые качества. Вам пора изменить своё отношение к миру и окружающим, от этого вы только выиграете.

13 – 21 баллов

Ваша сила воли имеет средние пределы. Если вы встречаетесь  с препятствием, то преодолеваете его, но если увидите обходной путь, то тут же им воспользуетесь. Неприятную работу вы выполняете, но постоянно при этом ворчите. Лишние обязанности вы на себя не берёте. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте свою волю.

22 – 30 баллов

С силой воли у вас всё в порядке. Вас не страшат трудности, но иногда нужно проявлять такие качества, как гибкость, доброта, снисходительность. Это поможет вам в достижении цели.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Характер человека. Самооценка"

Классный час для старших классов...

Сценарий занятия по спецкурсу "Литературное Ставрополье"

Использование регионального компонента в преподавании литературы. Знакомство с особенностями творчества ставропольского поэта И.В.Кашпурова....

Сценарий занятия по мыследеятельностной педагогике. Развитие способности различение.

Мыследеятельностная педагогика. Сценарий занятия на развитие способности различение....

Психологическое занятие "Характер"

Психологическое занятие на тему “Характер”1. Цель: мероприятие рассчитано на формирование рефлексии, критического отношения к себе и факторам окружающего мира.2. Подготовка мероприятия: по плану мероп...


 

Комментарии

Болсунова Найля Назиповна

Сценарий занятия на элективном курсе "Мой выбор"