Классный час "Характер человека. Самооценка"
классный час (10 класс) по теме

Классный час для старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Harakter_cheloveka._Samoocenka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 10 классе

Тема: Характер человека. Самооценка.

На доске:

  1. Характер – умение быть собой. (В.Г.Кротов)
  2. Характер – черты характера;

                       – цельность характера;

                       – сила характера;

                       – слабость характера.

  1. Черты характера (напечатаны на листах)

Эпиграф к началу классного часа:

Если все, кто помощи душевной

У меня просил на этом свете…

Мне прислали б по одной копейке,-

Стала б я богаче всех в Египте…

Но они не слали мне копейки,

А со мной своей делились силой.

И я стала всех сильней на свете…

                                                   (А.Ахматова)

1.

 Вопросы к размышлению:

- О чем это стихотворение?

- Что такое характер?

- Трудно ли быть самим собой?

- Слышали ли вы когда-нибудь: «Не узнаю его. Он стал другим человеком»?

- Бывает ли такое с вами? С чем это связано?

2.

На уроках литературы вы иногда слышите слова: характерный герой, бесхарактерный человек.

- О каких качествах идет речь?

- Какое определение можно дать слову  «характер»?

Характер – это совокупность устойчивых качеств личности, которые определяют типичный для данного человека способ поведения и способы отношений.

-Характер человека характеризуется его чертами. На доске вы видите различные качества человека, черты его характера.

Черты характера некоторых людей проявляются всегда ярко, и тогда мы используем слова, которые являются четкой и точной характеристикой этих людей (трудяга, трус)

-Вспомните литературные персонажи, которые могут быть охарактеризованы подобным образом. Объясните, почему их называют так.

3.

Поговорим о свойствах характера.

Цельность – единство слова и дела, воля, целеустремленность, верность долгу.

Сила характера – способность достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности, активность деятельности, умение отстаивать убеждения.

Слабость характера – трусость, малодушие, неуверенность в себе.

4.

Тест «Мой портрет»

- На листке бумаги справа напишите все ценные черты своего характера, слева – черты, от которых вы хотели бы избавиться.

- Время выполнения 5 минут, вы можете продолжать список на протяжении всего классного часа.

5.

 Работа с психологом.

Обсуждение стихотворения Парции Нельсон:

Я иду по улице.

На дороге глубокая яма.

Я падаю.

Я пропал…

Я беспомощен

Я не виноват.

Я никогда не выберусь отсюда.

Я иду по той же улице

На дороге глубокая яма.

Я делаю вид, что не замечаю ее.

И снова падаю.

Не верится, что я опять здесь,

Но я не виноват.

Все же долго выбираться отсюда.

Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Но падаю … по привычке…но

Мои глаза открыты.

Я знаю, где нахожусь

Я сам виноват

И выбираюсь в миг.

Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Я обхожу ее.

Я иду по другой улице.

 Распечатки стихотворения на каждом столе. Определение жизненной позиции героя, как она менялась. Какая позиция вам наиболее близка?

6.

 – Итак, мы увидели, что характер человека и его черты проявляются в различных ситуациях. Как сказал великий философ Спиноза: «Человек познается в трех случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в ситуации успеха».

Очень важно уметь не только видеть характер другого человека, но и уметь видеть свой собственный характер.

-Как назвать умение видеть себя со стороны?

-Именно благодаря самооценке вы сумели или не сумели составить свой собственный портрет.

Самооценка – это мнение человека о самом себе, сформировавшаяся в результате сравнения себя с другими людьми.

7.

Тест «Каков уровень вашей самооценки».

 Давайте посмотрим на уровень вашей самооценки. Сравним результаты с «Моим портретом».

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 балла

Часто – 3 балла

Иногда – 2 балла

Редко – 1 балл

Никогда – 0 баллов

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.
  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  3. Я боюсь выглядеть глупцом.
  4. Я беспокоюсь за свое будущее.
  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  8. Люди ждут от меня очень многого.
  9. Чувствую себя скованным.
  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в безопасности.
  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.

Набранное количество баллов от10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

Ничего страшного, если результаты теста  показали низкий уровень самооценки. Ее можно повысить, если следовать правилам, которые напечатаны на листках (распечатки у каждого ученика).

Ребята по очереди читают  «15 шагов на пути к повышению своей самооценке»

15 шагов на пути к повышению своей самооценке:

1) Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.

2) Проанализируйте свои жизненные планы и  оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.

3) Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.

4) Чувство вины  и стыда не помогает добиться успеха.

5) Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.

6) Смотрите на себя и других реальными глазами.

7) Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.

8) Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.

9) Помните, иногда поражение – это удача.

10) Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.

11) Позволяйте себе общаться с собой наедине.

12) Будьте открытыми для общения с людьми.

13) Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.

14) Помните! Вы не сами по себе!

15) Вы воплощение надежд других людей и поэтому должны бороться с любыми препятствиями на своем пути.

8.

Итог. Мы надеемся, что сегодня вы более глубоко взглянули внутрь своего  характера, задумались о его чертах.

«15 шагов» - это правила, которым старайтесь следовать, положите их в дневник и результат не заставит вас ждать.

 

 

Использованная литература.

  1. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире._ М.:ВАКО, 2006. – 128с.- (Педагогика. Психология. Управление.
  2. Предчувствие портрета: Сб. тестов/сост. Е.Владимирова. – Екатеринбург: Изд-во «Ладъ»,1992.-!60с.          

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»

классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах...

Разработка классного часа "Зеркало самооценки"

Данный материал позволяет оценить психологическую атмосферу учащихся класса...

Классные часы на самооценку 5-6 классы(профориентация)

Класс: 5Тема занятия: СамооценкаНаправление деятельности: духовно-нравственное, социальноеЦель занятия: установление контакта с классом; развитие потребности в самопознании;  знакомство с понятие...

Классный час "Моя самооценка, или как полюбить себя"

Классный час :"моя самооценка, или как полюбить себя"...

Классный час "Моя самооценка или путь к себе"

Проблемный диалог с элементами игровых технологий...