Классные часы на самооценку 5-6 классы(профориентация)
классный час (5, 6 класс) по теме

Денисова Анастасия Александровна

Класс: 5
Тема занятия: Самооценка
Направление деятельности: духовно-нравственное, социальное
Цель занятия: установление контакта с классом; развитие потребности в самопознании;  знакомство с понятием «самооценка».
Задачи: информирование о возможностях и особенностях курса, создать условия для атмосферы доверия , для усвоения понятия  и смысла самооценки.
Форма проведения занятия: беседа, анкетирование, диагностика

Класс: 6
Тема занятия: Самооценка и уровень притязаний
Направление деятельности: духовно-нравственное, социальное
Цель занятия: поддержание в классе атмосферы доверия; знакомство с понятием «самооценка»; мягкая коррекция самооценки установление контакта с классом;  знакомство с понятием «самооценка».
Задачи: создать условия для атмосферы доверия , для усвоения понятия  и смысла самооценки, развитие потребности в самопознании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Кто Я?» (образ «Я» и самооценка)

Подготовила Денисова А.А.,

Учитель английского языка

МБОУ «СОШ»с.Визинга

Класс: 5

Тема занятия: Самооценка

Направление деятельности: духовно-нравственное, социальное

Цель занятия: установление контакта с классом; развитие потребности в самопознании;  знакомство с понятием «самооценка».

Задачи: информирование о возможностях и особенностях курса, создать условия для атмосферы доверия , для усвоения понятия  и смысла самооценки.

Форма проведения занятия: беседа, анкетирование, диагностика

Материалы: бланки к упражнениям «Знаете ли вы себя?» и «Кто я?». После урока подписанные бланки надо собрать, предупредив, что их никто не увидит без согласия автора. Это относится ко всем упражнениям и методикам.

«…Однажды учитель истории рассказал нам о древних греках, которые начертали на фронтоне одного из знаменитых храмов: «Познай самого себя». Я учился в пятом классе и, естественно, подумал о том. Что эти греки – довольно странные люди, если сочли нужным сделать именно эту надпись. Мой «пятиклассный ум» не мог представить, что в этом требовании могло содержаться что-то значительное, так как я был совершенно уверен, что знаю себя достаточно хорошо, чтобы над этим задумываться» /Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991/.

Мы начинаем курс занятий, которые смогут помочь вам понять самих себя. Как вы думаете, нужно ли знать самого себя? Для чего? Пригодится ли вам это для вашего выбора профессии?

На каждом занятии вы будете узнавать о себе что-то новое: свои интересы и склонности, особенности мышления, нервной системы, характера. Эта информация принадлежит только вам, поэтому все должны соблюдать конфиденциальность, т.е. закрытость  информации. Информация может быть полезной только в том случае, если она достоверна.

Большинство заданий основано на самооценке, т.е. способности оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от мнимого несовершенства. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов?  

«Знаете ли вы себя?» 

Я знаю свои физические данные                   5 4 3 2 1 не знаю

Я знаю свой характер                                    5 4 3 2 1 не знаю

Я знаю особенности своих органов чувств  5 4 3 2 1 не знаю

Я знаю свои способности                                5 4 3 2 1 не знаю

Я знаю свои потребности (что мне хочется) 5 4 3 2 1 не знаю

Когда ребята выполнят это задание, можно спросить, кто считает, что знает себя на пятерку, кто – на четверку и т.д. Это задание косвенно свидетельствует о реалистичности самооценки учащихся.

Упражнение «Кто Я?» Французский средневековый поэт Франсуа Вийон, размышляя над ними, писал: Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,  

Я знаю книги, истины и слухи,  

Я знаю все, но только не себя.

В течение 5 минут запишите пять разных ответов на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову. Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен, фанат, геймер), или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый).

Уже сами вопросы «Кто Я?» и «Для чего я живу?» – признак зрелости. Они помогают  лучше понять себя, свое место в жизни.  Каких характеристик больше – положительных, отрицательных или нейтральных?

Почему поэт сказал: «Я знаю все, но только не себя»? Как называется способность оценивать себя?

Примечание. Это упражнение при его внешней простоте сложно даже для взрослых. Однако оно необходимо в целях саморазвития. Можно предложить  желающим прочитать свои записи вслух, не настаивая, ведь в начале урока речь шла о конфиденциальности. Если ребята чувствуют себя в классе комфортно, можно предложить им отгадать, кому принадлежат ответы на вопрос «Кто я?» В этом случае педагог собирает листочки и зачитывает ответы. Этот вариант позволит ребятам соотнести свою оценку с оценкой других, что полезно для формирования реалистичного самовосприятия.  

Итак, ребята, можете ли вы сказать, что вы узнали о себе сегодня на нашем занятии немного больше? Поможет ли это вам в будущем?



Предварительный просмотр:

Классный час

Какой я? (Самооценка и уровень притязаний)

Подготовила Денисова А.А.,

 Учитель английского языка

МБОУ «СОШ»с.Визинга

Класс: 6

Тема занятия: Самооценка и уровень притязаний

Направление деятельности: духовно-нравственное, социальное

Цель занятия: поддержание в классе атмосферы доверия; знакомство с понятием «самооценка»; мягкая коррекция самооценки установление контакта с классом;  знакомство с понятием «самооценка».

Задачи: создать условия для атмосферы доверия , для усвоения понятия  и смысла самооценки, развитие потребности в самопознании.

Форма проведения занятия: беседа, диагностика.

Материалы: бланки к упражнению «Какой я?»

У известного голливудского актера Чака Норриса спросили: что вы будете делать, если в подворотне вас остановят злодеи с ножом в руках и потребуют кошелек. «Конечно, отдам кошелек, –  ответил Чак, – деньги можно заработать, а вторую жизнь не купишь ни за какие деньги». Хотя трудно представить такую сцену в кино. Как вы думаете, ребята, почему знаменитый актер ответил именно так?

 Вероятно, знаменитый супермен реально оценивал свои возможности и адекватно сам себя оценивал. Ребята, а что значит – правильно себя оценить?

Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение. Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная. Завышенная или заниженная самооценка, как и кривое зеркало, плохой советчик.  

О том, как опасна низкая самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ученые спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нем мало кто знает.  

«Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверена в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.» /по кн. Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. – М.: Ниппур, 1993/.  

Эти такие разные люди были талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.

«Какой Я?» 

Оцените свои качества по десятибалльной шкале:

1   2   3   4   5 УМ 6   7   8   9  10

1   2   3   4   5 ДОБРОТА 6   7   8   9  10

1   2   3   4   5 СПРАВЕДЛИВОСТЬ 6   7   8   9  10                                                  

Примечание. Качества, приведенные в этом упражнении, ребята чаще всего называют как самые важные. Можно заменить их теми, которые назовут сами ученики. Это упражнение в сочетании со следующим формирует реалистичную самооценку. В редких случаях оно может быть травмирующим для учащихся с неадекватной завышенной самооценкой. Но для таких ребят оно как раз необходимо. Если в классе такие ученики, педагогу необходимо продумать стратегию своего поведения в отношении их.

«Самый-самый» 

Запишите фамилии трех девочек и трех мальчиков, которых считаете самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми.

Примечание. Это задание ребята могут выполнять на отдельных листочках, которые затем собирает учитель, чтобы зачитать вслух имена без указания автора записки. Три-четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия.  Ребята, чьи имена не прозвучали, могут быть разочарованы, особенно, если их самооценка завышена.

Учителю не стоит комментировать результаты опроса. Подводя итоги, важно отметить, что эти качества может воспитать в себе любой человек: если спортсмен, оказавшийся на пьедестале, перестанет тренироваться, то завтра его место займет другой.  

Сопоставление самооценки и оценки одноклассников дает богатую информацию для самоанализа, заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.  

«Мечтать не вредно» 

Вспомните, о чем вы мечтали в первом классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.  

Знаменитый американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:  

УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ = САМООЦЕНКА

По данной формуле видим , что от самооценки зависит очень многое. Самооценка высокая, а запросы разумные – человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену, и никому не завидует.

«Я могу купить козу, – говорит герой фильма «Кавказская пленница», – но не имею желания. Я хочу купить дом, но не имею возможности.  Пусть наши желания соответствуют нашим возможностям!»

Неудачник – это не тот, у кого чего-то мало, а тот, кто страдает, потому что ему надо больше. Уровень претензий должен соответствовать уровню возможностей.  Если достижения скромные, а запросы – непомерные (могу купить только самокат, а хочу джип), человек начинает страдать от невозможности достичь невозможного, одним завидовать, других унижать, чтобы хоть как-то возвыситься. Ему кажется, что все ему чего-то должны – родители, друзья.

Человек с заниженной самооценкой отравляет жизнь себе и близким. Есть только  два  способа повысить самооценку. Попробуйте найти их, используя в качестве подсказки формулу Джеймса (добиться успеха в какой-нибудь деятельности или снизить уровень притязания – достичь одновременно и того и другого удается только великим людям).

Теперь, ребята, ответьте на вопрос: узнали ли вы сегодня о себе больше? Как вам поможет это в вашей жизни? А как это поможет в будущем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Зеркало самооценки"

Данный материал позволяет оценить психологическую атмосферу учащихся класса...

Классные часы на мыслительные способности для 5-6 классов(профориентация)

Класс: 5Тема классного часа: Внимание и память.Цели: знакомство с особенностями внимания и памяти.Задачи: упражнения на развитие внимания и памяти; память и внимание в профессиональной деятельности.Кл...

Классные часы по направленности личности 5-6 классы(профориентация)

Класс: 5Цели: развитие внимания к другим, самокритичности и способности осознавать и оценивать свои качества.Задачи: поддержание в классе атмосферы тепла и доверия;; развитие умения разбираться в чело...

Классные часы на способности 5-6 классы (профориентация)

Класс: 5Цели: начальное представление о задатках и способностях и их роли в профессиональной успешности.Материал: слайды с фотографиями и изображениями исторических личностей.Класс: 6Цели: знакомство ...

Классные часы на эмоционально-волевую сферу 5-6 классы (профориентация)

Класс: 5.Цели: начальное знакомство с миром эмоций.Задачи:  обучение умению распознавать и выражать  эмоции; диагностика тревожности.Материалы: листочки со словами «радость», &la...

Классные часы на профинтересы и склонности 5-6 классы (профориентация)

Класс: 5.Цели: начальная диагностика профессиональных интересов.Задачи:  предварительное знакомство с классификацией профессий, понятием «предмет труда»; активизация интереса к миру п...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...