Классные часы на профинтересы и склонности 5-6 классы (профориентация)
классный час (5, 6 класс) на тему

Денисова Анастасия Александровна

Класс: 5.
Цели: начальная диагностика профессиональных интересов.
Задачи:  предварительное знакомство с классификацией профессий, понятием «предмет труда»; активизация интереса к миру профессий.
Материалы: опросники и бланки к методике «Или-или», видеоролик из цикла мультфильмов о профессиональном выборе для детей.

Класс: 6.
Цели: диагностика профессиональных склонностей; развитие представлений о классификации видов деятельности.
Материалы: опросники и бланки к методике «Опросник профессиональных склонностей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Интерес к профессии»

Подготовила Денисова А.А.,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ» с.Визинга

Класс: 5.

Цели: начальная диагностика профессиональных интересов.

Задачи:  предварительное знакомство с классификацией профессий, понятием «предмет труда»; активизация интереса к миру профессий.

Материалы: опросники и бланки к методике «Или-или», видеоролик из цикла мультфильмов о профессиональном выборе для детей.

Содержание занятия:

Ребята, просмотрите следующий ролик и скажите, какова тема нашего занятия.

О чём мы говорим сегодня? Верно, о профессиях. Вы знаете, что их существует очень много. А какая профессия вам нравится, вы уже задумывались?

Сегодняшний классный час, надеюсь, поможет вам немного в этом разобраться.  

А начнём мы  с вами с теста «Или-или» (по методике Е.А. Климова «Дифференциально- диагностический опросник»)  

Инструкция. Прочитайте оба высказывания и выберите действие, которое вам больше нравится. Найдите его номер в бланке и отметьте его.  

  1. а. Ухаживать за животными 
    б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
  2. а. Помогать больным людям, лечить их 
    б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
  3. а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок 
    б. Следить за состоянием и развитием растений.
  4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 
    б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
  5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 
    б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
  6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 
    б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
  7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. 
    б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
  8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 
    б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
  9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) 
    б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
  10. а. Лечить животных 
    б. Выполнять вычисления, расчеты.
  11. а. Выводить новые сорта растений 
    б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
  12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 
    б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
  13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 
    б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
  14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 
    б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
  15. а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 
    б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
  16. а. Делать лабораторные анализы в больнице 
    б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
  17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 
    б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
  18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 
    б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
  19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 
    б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
  20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 
    б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

Обработка результатов и интерпретация

П

Т

Ч

З

Х

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19a

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

Сосчитайте число отмеченных номеров в каждом из пяти столбцов и запишите в пустой клетке.  

6-8 баллов  – выраженный интерес к предмету труда;

3-5 баллов – умеренный интерес к предмету труда;

0-2 балла – слабый  интерес к предмету труда.  

У кого больше всего баллов в первом столбце? Кто может назвать самую интересную для него профессию?

Как вы думаете, что объединяет эти профессии? (в них главное – другой человек).  

Выполним упражнение «Найди пару».

Ч

Т

П

З

И

Врач   Учитель  Парикмахер  Экскурсовод  Библиотекарь  Продавец  Воспитатель    

Покупатель  Клиент Пациент  Читатель  Слушатель  Ученик  Турист Воспитанник  

К группе «Человек» относится большинство профессий. Найдите каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранной вами профессии, запишите внизу ее название и ее «пару».  

Все эти профессии относятся к группе «Ч». Что обозначает эта группа? (объект труда – «Человек»). Таким же образом учащиеся выясняют, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство» и называют примеры этих профессий. 

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Найти книгу помогает классификация – правила размещения книг. На уроках биологии вы изучаете классификацию животных и растений, на уроках химии – классификацию химических элементов. Классификация – это осмысленный порядок вещей. Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т.д.

У нас в стране чаще всего используется классификация профессий Е.А. Климова:  

Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми.  Назовите профессии этой группы (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод).

Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья. Назовите профессии этой группы (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.).

Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение – вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем.    Назовите профессии этой группы (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор)

Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.   Назовите профессии этой группы (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед)

Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства – особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.   Назовите профессии этой группы (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант)  

Какой предмет труда кажется вам наиболее привлекательным?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.  

Викторина «Угадай профессию» (В.Н. Петелина)

ЧЕЛОВЕК Кем бы могли работать в наши дни: Волк из сказки «Волк и семеро козлят»  (пародистом); Красная Шапочка (социальным работником); Кот Матроскин (коммерсантом, животноводом, фермером)

ПРИРОДА Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (агроном)

ТЕХНИКА Трактор водит (тракторист), электричку (машинист), стены выкрасил (маляр), доску выстругал (столяр), в доме свет провел (монтер), в шахте трудится (шахтер), в жаркой кузнице (кузнец), кто все знает (молодец)!  

ЗНАК От него зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда его узнают, так как обычно видят его со спины (дирижер)

ИСКУССТВО В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист. Должен знать он очень много, потому, что он ... (артист)  

Что узнали нового о профессиях? Это знание полезно для вас? Оно пригодится вам при выборе профессии?



Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Профессиональные склонности»

Подготовила Денисова А.А.,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ» с.Визинга

Класс: 6.

Цели: диагностика профессиональных склонностей; развитие представлений о классификации видов деятельности.

Материалы: опросники и бланки к методике «Опросник профессиональных склонностей».

Ребята, чем каждый из вас занимается в свободное от школы время? Вам это интересно? А вы склонны к тому, чтобы в дальнейшем заниматься этим профессионально?

Интерес и склонность – что общего и что разного? Как думаете?

О чем сегодня поговорим?

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать».

Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки.  

Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.  

Сегодня мы с вами воспользуемся опросником профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной), чтоб хоть немножко определить ваши склонности к какому-то делу.

 Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности. Склонность – это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.

I

II

III

IV

V

VI

1

а

б

в

2

а

б

в

3

а

б

в

4

а

б

в

5

а

б

в

6

а

б

в

7

а

б

в

8

а

б

в

9

а

б

в

10

а

б

в

11

а

б

в

12

а

б

в

13

а

б

в

14

а

б

в

15

а

б

в

16

а

б

в

17

а

б

в

18

а

б

в

19

а

б

в

20

а

б

в

21

а

б

в

22

а

б

в

23

а

б

в

24

а

б

в

Сумма баллов

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;

 б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает  

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;  

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;  

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;

 б) научные открытия;

 в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю, прежде всего  

а) дружелюбие и отзывчивость  

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;  

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует  

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение;  

11. Мне интереснее беседовать о

а) человеческих взаимоотношениях;  

б) новой научной гипотезе;

 в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;  б) музыкальный;   в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы. 16. Школа в первую очередь должна

а) учить общению с другими людьми; б) давать знания; в) обучать навыкам работы. 17. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;  б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о

а) защите интересов и прав граждан;  б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) труда; б) физкультуры; в) математики.

20. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;  б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о

а) выдающихся ученых и их открытиях;  б) интересных изобретениях;  

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.  

22. Свободное время я люблю   а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о

а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать  

а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.        

Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности.  

1 – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием требуют от человека способности находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.

2 – склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Людей, склонных к исследовательской деятельности, отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка и монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

 4 – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.  

5 – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедициями, охранной и оперативной работой, службой в армии предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

6 – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф) требуют от человека собранности и аккуратности.

Вспомните, на какие группы делятся профессии по предмету труда. Как они соотносятся со шкалами данной методики?    

Понравилось ли вам сегодня узнавать о ваших склонностях? Было ли что-то новым для вас сегодня? Полезно ли для вас это знание? Пригодится ли оно вам в выборе профессии?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разговор о письме. Занятие-практикум в системе классных часов по нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов.

У современных людей слово "письмо" вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже мы берём в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная поч...

презентация к Классному часу : "Судьба и Родина едины!" 11-й классы

Цели:выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;сформировать у школьников понятия и представления, связа...

рАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

Тема классного часа: «Правила дорожного движения и профилактика детского рожно-транспортного травматизма»Класс: 5 аТип:углубление и закрепление знанийЦель:изучение правил дорожного движения и профилак...

Система классных часов по формированию коллектива в 10 «А» классе.

Классный час - форма работы, которая предполагает более близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом.Темы классных часов планируются на основе общешкольного плана, основ...

Конспект классного часа на тему «Важней всего погода в классе», 5 класс

План классного часаI. Вступительное слово «Хороший климат нужен всем».II. Игровое задание «Ступеньки к добру».III. Блицопрос «Как создать хороший климат?».IV. Упражнения на отношения.1. Слушать и слыш...

Классные часы на мыслительные способности для 5-6 классов(профориентация)

Класс: 5Тема классного часа: Внимание и память.Цели: знакомство с особенностями внимания и памяти.Задачи: упражнения на развитие внимания и памяти; память и внимание в профессиональной деятельности.Кл...

Классные часы на эмоционально-волевую сферу 5-6 классы (профориентация)

Класс: 5.Цели: начальное знакомство с миром эмоций.Задачи:  обучение умению распознавать и выражать  эмоции; диагностика тревожности.Материалы: листочки со словами «радость», &la...