Классные часы на профинтересы и склонности 5-6 классы (профориентация)
классный час (5, 6 класс) на тему
Класс: 5.
Цели: начальная диагностика профессиональных интересов.
Задачи: предварительное знакомство с классификацией профессий, понятием «предмет труда»; активизация интереса к миру профессий.
Материалы: опросники и бланки к методике «Или-или», видеоролик из цикла мультфильмов о профессиональном выборе для детей.
Класс: 6.
Цели: диагностика профессиональных склонностей; развитие представлений о классификации видов деятельности.
Материалы: опросники и бланки к методике «Опросник профессиональных склонностей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_interes_k_professii.docx | 25.76 КБ |
klassnyy_chas_na_temu_professionalnye_sklonnosti_6_klass.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Интерес к профессии»
Подготовила Денисова А.А.,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ» с.Визинга
Класс: 5.
Цели: начальная диагностика профессиональных интересов.
Задачи: предварительное знакомство с классификацией профессий, понятием «предмет труда»; активизация интереса к миру профессий.
Материалы: опросники и бланки к методике «Или-или», видеоролик из цикла мультфильмов о профессиональном выборе для детей.
Содержание занятия:
Ребята, просмотрите следующий ролик и скажите, какова тема нашего занятия.
О чём мы говорим сегодня? Верно, о профессиях. Вы знаете, что их существует очень много. А какая профессия вам нравится, вы уже задумывались?
Сегодняшний классный час, надеюсь, поможет вам немного в этом разобраться.
А начнём мы с вами с теста «Или-или» (по методике Е.А. Климова «Дифференциально- диагностический опросник»)
Инструкция. Прочитайте оба высказывания и выберите действие, которое вам больше нравится. Найдите его номер в бланке и отметьте его.
- а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их - а. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы - а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений. - а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать - а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) - а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) - а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.) - а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) - а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках - а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты. - а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) - а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) - а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов. - а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. - а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) - а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение - а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов - а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах - а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты - а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
Обработка результатов и интерпретация
П | Т | Ч | З | Х |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а |
| 6б |
| 7а |
| 7б | 8а |
| 8б |
| 9а |
| 9б |
|
10а |
|
| 10б |
|
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а |
| 16б |
| 17а |
| 17б | 18а |
| 18б |
| 19a |
| 19б |
|
20а |
|
| 20б |
|
Сосчитайте число отмеченных номеров в каждом из пяти столбцов и запишите в пустой клетке.
6-8 баллов – выраженный интерес к предмету труда;
3-5 баллов – умеренный интерес к предмету труда;
0-2 балла – слабый интерес к предмету труда.
У кого больше всего баллов в первом столбце? Кто может назвать самую интересную для него профессию?
Как вы думаете, что объединяет эти профессии? (в них главное – другой человек).
Выполним упражнение «Найди пару».
Ч | Т | П | З | И | |
Врач Учитель Парикмахер Экскурсовод Библиотекарь Продавец Воспитатель | Покупатель Клиент Пациент Читатель Слушатель Ученик Турист Воспитанник |
К группе «Человек» относится большинство профессий. Найдите каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранной вами профессии, запишите внизу ее название и ее «пару».
Все эти профессии относятся к группе «Ч». Что обозначает эта группа? (объект труда – «Человек»). Таким же образом учащиеся выясняют, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство» и называют примеры этих профессий.
Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Найти книгу помогает классификация – правила размещения книг. На уроках биологии вы изучаете классификацию животных и растений, на уроках химии – классификацию химических элементов. Классификация – это осмысленный порядок вещей. Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т.д.
У нас в стране чаще всего используется классификация профессий Е.А. Климова:
Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми. Назовите профессии этой группы (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод).
Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья. Назовите профессии этой группы (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.).
Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение – вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем. Назовите профессии этой группы (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор)
Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. Назовите профессии этой группы (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед)
Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства – особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. Назовите профессии этой группы (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант)
Какой предмет труда кажется вам наиболее привлекательным?
Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.
Викторина «Угадай профессию» (В.Н. Петелина)
ЧЕЛОВЕК Кем бы могли работать в наши дни: Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (пародистом); Красная Шапочка (социальным работником); Кот Матроскин (коммерсантом, животноводом, фермером)
ПРИРОДА Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (агроном)
ТЕХНИКА Трактор водит (тракторист), электричку (машинист), стены выкрасил (маляр), доску выстругал (столяр), в доме свет провел (монтер), в шахте трудится (шахтер), в жаркой кузнице (кузнец), кто все знает (молодец)!
ЗНАК От него зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда его узнают, так как обычно видят его со спины (дирижер)
ИСКУССТВО В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист. Должен знать он очень много, потому, что он ... (артист)
Что узнали нового о профессиях? Это знание полезно для вас? Оно пригодится вам при выборе профессии?
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Профессиональные склонности»
Подготовила Денисова А.А.,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ» с.Визинга
Класс: 6.
Цели: диагностика профессиональных склонностей; развитие представлений о классификации видов деятельности.
Материалы: опросники и бланки к методике «Опросник профессиональных склонностей».
Ребята, чем каждый из вас занимается в свободное от школы время? Вам это интересно? А вы склонны к тому, чтобы в дальнейшем заниматься этим профессионально?
Интерес и склонность – что общего и что разного? Как думаете?
О чем сегодня поговорим?
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать».
Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки.
Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.
Сегодня мы с вами воспользуемся опросником профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной), чтоб хоть немножко определить ваши склонности к какому-то делу.
Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности. Склонность – это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.
I | II | III | IV | V | VI | |
1 | а | б | в | |||
2 | а | б | в | |||
3 | а | б | в | |||
4 | а | б | в | |||
5 | а | б | в | |||
6 | а | б | в | |||
7 | а | б | в | |||
8 | а | б | в | |||
9 | а | б | в | |||
10 | а | б | в | |||
11 | а | б | в | |||
12 | а | б | в | |||
13 | а | б | в | |||
14 | а | б | в | |||
15 | а | б | в | |||
16 | а | б | в | |||
17 | а | б | в | |||
18 | а | б | в | |||
19 | а | б | в | |||
20 | а | б | в | |||
21 | а | б | в | |||
22 | а | б | в | |||
23 | а | б | в | |||
24 | а | б | в | |||
Сумма баллов |
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области науки;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение.
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение;
11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы. 16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми; б) давать знания; в) обучать навыкам работы. 17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством; б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан; б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда; б) физкультуры; в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров; б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях; б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. Свободное время я люблю а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.
Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности.
1 – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием требуют от человека способности находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.
2 – склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Людей, склонных к исследовательской деятельности, отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3 – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка и монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
4 – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедициями, охранной и оперативной работой, службой в армии предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.
6 – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф) требуют от человека собранности и аккуратности.
Вспомните, на какие группы делятся профессии по предмету труда. Как они соотносятся со шкалами данной методики?
Понравилось ли вам сегодня узнавать о ваших склонностях? Было ли что-то новым для вас сегодня? Полезно ли для вас это знание? Пригодится ли оно вам в выборе профессии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разговор о письме. Занятие-практикум в системе классных часов по нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов.
У современных людей слово "письмо" вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже мы берём в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная поч...
презентация к Классному часу : "Судьба и Родина едины!" 11-й классы
Цели:выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;сформировать у школьников понятия и представления, связа...
рАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
Тема классного часа: «Правила дорожного движения и профилактика детского рожно-транспортного травматизма»Класс: 5 аТип:углубление и закрепление знанийЦель:изучение правил дорожного движения и профилак...
Система классных часов по формированию коллектива в 10 «А» классе.
Классный час - форма работы, которая предполагает более близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом.Темы классных часов планируются на основе общешкольного плана, основ...
Конспект классного часа на тему «Важней всего погода в классе», 5 класс
План классного часаI. Вступительное слово «Хороший климат нужен всем».II. Игровое задание «Ступеньки к добру».III. Блицопрос «Как создать хороший климат?».IV. Упражнения на отношения.1. Слушать и слыш...
Классные часы на мыслительные способности для 5-6 классов(профориентация)
Класс: 5Тема классного часа: Внимание и память.Цели: знакомство с особенностями внимания и памяти.Задачи: упражнения на развитие внимания и памяти; память и внимание в профессиональной деятельности.Кл...
Классные часы на эмоционально-волевую сферу 5-6 классы (профориентация)
Класс: 5.Цели: начальное знакомство с миром эмоций.Задачи: обучение умению распознавать и выражать эмоции; диагностика тревожности.Материалы: листочки со словами «радость», &la...