Планирование образовательной деятельноси с детьми по экологическому воспитанию
календарно-тематическое планирование по теме

Щербакова Оксана Владимировна

Планирование образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshaya.docx24.51 КБ
Файл podgotovitelnaya.docx25.46 КБ
Файл ranniy_vozrast.docx24.15 КБ
Файл srednyaya.docx26.42 КБ
Файл starshaya.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

План совместной деятельности педагога с детьми младшей группы

по экологической культуре на 2  квартал 2011-2012 учебный год

Задачи:

  1. Формировать представления детей о зиме, изменениях в  живой и неживой природе.
  2. Воспитывать  интерес к оказанию помощи животным и растениям.
  3. Развивать умения анализировать структуру объекта природы, вычленяя яркие признаки внешнего вида.
  4. Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от общения с природой.
  5. Воспитывать желание участвовать в труде.

Образовательная область

Познавательно-речевое развитие – ознакомление с природой

Безопасность - формирования предпосылок экологического сознания

Самостоятельная деятельность

детей

  1. Познание (Наблюдение и исследования)

Наблюдения:

     Неживая природа

Наблюдение за признаками зимы:

  1. Знакомство с временем года - зима
  2. Особенности состояния погоды
  1. Температура;
  2. Осадки: снег, снегопад, замерзание водоемов
  3. За небом (за вечерним небом) и  облаками;
  4. Знакомство с понятием ветер (сильный ветер)
  1. За солнцем.

Живая природа

  1. Растительный мир
  2. Растительный мир
  1. Представление о деревьях, хвойные деревья (2-3 вида)
  2. Установить связь между состоянием растения и условиями окружающей среды.  
  3. Простейшие причинно-следственные связи между природными явлениями и животным миром.
  1. Животный мир
  1. Жизнь  и условия обитания диких и домашних животных и птиц  зимой.

Исследовательская деятельность.

Опыты:

  1. С водой и снегом
  2. Почвой (песком);
  3. Наличие ветра.

Правила поведения в природе:

  1. Не ломать кусты, ветки деревьев;
  2. Подкормка птиц и животных;
  3. Не оставлять мусор
  4. Не разрушать жильё животных, гнёзда птиц;
  5. Сезонные изменения в одежде.
  1. Календарь природы;
  2. Рассматривание иллюстраций;
  3. Художественная природоведческая литература;
  4. Обводки животных и растений;
  5. Раскраски;
  6. Дидактические и настольно-печатные игры;
  7. Природный материал.
  1. Коммуникация

Беседы с детьми:

  1. Наша одежда;
  2. Животные и птицы зимой;
  3. Что помогает животным выжить.
  4. Труд человека зимой в природе.
  5. Что случилось зимой на реке
  6. Елкины иголки ( и новогодние праздники)
  7. С кем ель дружит
  8. Живые ли деревья зимой
  9. Снежная шуба для всего живого
  10. Наш участок зимой
  11. Твоя любимая зимняя игра

  1. Чтение художественной литературы (по программе)
  1. Стихи (потешки);
  2. Сказки;
  3. Фольклор;
  4. Рассказы;
  5. Загадки.

  1. Коммуникация

Социализация

Экологические игры:

  1. Подвижная игра;
  2. Игра малой подвижности;
  3. Хороводная игра;
  4. Дидактическая игра:
  5. Словесная игра.

  1. Труд

Труд детей в природе:

  1. Уборка участка от снега и веток;
  2. Подкормка  птиц;
  3. Изготовление снежных фигур
  4. Стряхивание снега  с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада
  5. Заливка дорожек для катания
  6. Изготовление цветных льдинок и украшение ими участка
  7. Посыпание дорожек песком
  8. Изготовление поделок из природного материала;

В уголке природы.

  1. Экологические досуги



Предварительный просмотр:

План совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы

по экологической культуре на 2  квартал 2011-2012 учебный год

Задачи:

  1. С помощью наблюдений продолжать развивать  у детей умение самостоятельно  устанавливать связи между живой и неживой  природой.
  2. Формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.
  3. Формировать знания об экологических системах. Развивать умение выделять экологические цепочки.
  4. В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе.
  5. Воспитывать интерес к народному календарю.
  6. Обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой, вызвать желание помочь им.
  7. Расширять кругозор детей  за счет обогащения знаний детей о природе севера России.

Образовательная область

Познавательно-речевое развитие – ознакомление с природой

Безопасность - формирования предпосылок экологического сознания

Самостоятельная деятельность

детей

  1. Познание (Наблюдение и исследования)

Наблюдения

      Неживая природа

Наблюдение за признаками зимы:

  1. Месяцы зимы,  ранняя и поздняя зима
  2. Особенности состояния погоды
  1. Температура;
  2. Осадки:  иней, снег, снегопад, гололед
  3. Метель, вьюга, поземка
  4. За небом, облачностью (пасмурно, солнечно, переменная);
  5. Ветер (сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный), направление ветра и его условное обозначение;
  6. Долгота  дня (самые короткие дни и длинные ночи, день солнцестояния – 22 декабря);
  1. За солнцем (обратить внимание на ежедневный путь солнца)
  2. За луной

Живая природа

  1. Растительный мир
  1. Представление о деревьях, кустарниках, травянистых растениях (луг, сад, лес),  отслеживание многоярусности в лесу и парке;
  2. Знакомство с новыми климатическими поясами  - Север и Антарктида
  3. Установить связь между состоянием растения и условиями окружающей среды.  
  4. Многолетние растения – корень остается в земле.
  5. Причинно-следственные связи между природными явлениями и животным миром.
  1. Животный мир
  1. Зимующие  птицы, жизнь и условия обитания диких и домашних животных и птиц  зимой.

Исследовательская деятельность.

Опыты:

  1. С водой (снегом) – формирование представлений о переходе вещества из одного состояния в другое, их свойства;
  2. Почвой (песком);
  3. Сила направления ветра.

Правила поведения в природе:

  1. Не ломать кусты, ветки деревьев;
  2. Подкормка птиц и животных;
  3. Не оставлять мусор
  4. Не разрушать жильё животных, гнёзда птиц;
  5. Знакомство с экологией  города, страны -  подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды;
  6. Сезонные изменения в одежде.
  1. Календарь погоды;
  2. Рассматривание иллюстраций;
  3. Дневник наблюдений;
  4. Художественная природоведческая литература;
  5. Обводки животных и растений;
  6. Раскраски;
  7. Дидактические и настольно-печатные игры;
  8. Природный материал.
  1. Коммуникация

Беседы с детьми:

  1. Как подружиться с природой;
  2. Наша одежда;
  3. Дикие и домашние животные зимой;
  4. Что помогает животным выжить.
  5. Труд человека зимой в природе.
  6. Где рождается снег и иней
  7. Елкины иголки
  8. С кем ель дружит
  9. Декабрь - полночь года
  10. Может ли мороз убить дерево
  11. Лес и парк зимой
  12. Рождение леса
  13. Кто в лесу вредный, а кто полезный

  1. Чтение художественной литературы (по программе)
  1. Стихи (потешки);
  2. Сказки;
  3. Фольклор;
  4. Рассказы;
  5. Загадки.

  1. Коммуникация

Социализация

Экологические игры:

  1. Подвижная игра;
  2. Игра малой подвижности;
  3. Хороводная игра;
  4. Дидактическая игра:
  5. Словесная игра.

  1. Труд

Труд детей в природе:

  1. Уборка участка от снега и веток;
  2. Изготовление снежных фигур
  3. Подкормка  птиц;
  4. Изготовление кормушек для птиц
  5. Стряхивание снега  с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада
  6. Заливка дорожек для катания
  7. Изготовление цветных льдинок и украшение ими участка
  8. Посыпание дорожек песком
  9. Окучивание деревьев и кустов снегом
  10. Изготовление поделок из природного материала;

В уголке природы.

  1. Экологические

досуги



Предварительный просмотр:

План совместной деятельности педагога с детьми группы раннего возраста

по экологической культуре на 2  квартал 2011-2012 учебный год

Задачи:

  1. Формировать элементарные представления детей о зиме.
  2. Расширять знания о домашних животных и птицах.
  3. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней  природы.

Образовательная область

Познавательно-речевое развитие – ознакомление с природой

Безопасность - формирования предпосылок экологического сознания

Самостоятельная деятельность

детей

  1. Познание (Наблюдение и исследования)

Наблюдения.

      Неживая природа

Наблюдение за признаками зимы:

  1. Знакомство со временем года - зима
  2. Особенности состояния погоды
  1. Температура;
  2. Осадки: снег, сильный снег (снегопад), замерзание водоемов
  3. За небом и  облаками;
  4. Знакомство с понятием ветер  
  1. За солнцем.

Живая природа

  1. Растительный мир
  1. Представление о деревьях
  2. Установить связь между состоянием растения и условиями окружающей среды.  
  3.  Первичные причинно-следственные связи между природными явлениями и животным миром.
  1. Животный мир
  1. Первичные представления о жизни  и условиях обитания диких и домашних животных и птиц  зимой.

Исследовательская деятельность.

Опыты:

  1. С водой и снегом
  2. Наличие ветра.

Правила поведения в природе:

  1. Не ломать кусты, ветки деревьев;
  2. Подкормка птиц и животных;
  3. Не оставлять мусор
  4. Не разрушать жильё животных, гнёзда птиц;
  5. Сезонные изменения в одежде.
  1. Календарь природы;
  2. Рассматривание иллюстраций;
  3. Художественная природоведческая литература;
  4. Обводки животных и растений;
  5. Раскраски;
  6. Дидактические и настольно-печатные игры;
  7. Природный материал.
  1. Коммуникация

Беседы с детьми:

  1. Наша одежда;
  2. Животные и птицы зимой;
  3. Труд человека зимой в природе.
  4. Новогодний праздник
  5. Снежная шуба для всего живого
  6. Наш участок зимой
  7. Твоя любимая зимняя игра

  1. Чтение художественной литературы (по программе)
  1. Стихи (потешки);
  2. Сказки;
  3. Фольклор;
  4. Рассказы;
  5. Загадки.

  1. Коммуникация

Социализация

Экологические игры:

  1. Подвижная игра;
  2. Игра малой подвижности;
  3. Хороводная игра;
  4. Дидактическая игра:
  5. Словесная игра.

  1. Труд

Труд детей в природе:

  1. Уборка участка от снега и веток;
  2. Изготовление снежных фигур
  3. Подкормка  птиц;
  4. Изготовление поделок из природного материала;

В уголке природы.

  1. Экологические досуги



Предварительный просмотр:

План совместной деятельности педагога с детьми средней группы

по экологической культуре на 2  квартал 2011-2012 учебный год

Задачи:

  1. Формировать представления детей о зиме,  умение самостоятельно выделять и называть изменениях в  живой и неживой природе.
  2. Формировать умение устанавливать связи между  поведением птиц, животных и  изменениями в неживой природе.
  3. Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам, животным.
  4. Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
  5. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
  6. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим».
  7. Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой.

Образовательная область

Познавательно-речевое развитие – ознакомление с природой

Безопасность - формирования предпосылок экологического сознания

Самостоятельная деятельность

детей

  1. Познание (Наблюдение и исследования)

Наблюдения:

      Неживая природа

Наблюдение за признаками зимы:

  1. Месяцы зимы, ранняя и поздняя зима
  2. Особенности состояния погоды
  1. Температура;
  2. Осадки: иней, снег, снегопад, гололед
  3. Метель, вьюга.
  4. За небом, облачностью (пасмурно, солнечно, переменная);
  5. Ветер (ветреная,  безветренная погода)
  6. Долгота  дня (самые короткие дни и длинные ночи);
  1. За солнцем.
  2. За луной

Живая природа

  1. Растительный мир
  1. Представление о деревьях, кустарниках, травянистых растениях  (2-3 вида)
  2. Установить связь между состоянием растения и условиями окружающей среды.  
  3. Простейшие причинно-следственные связи между природными явлениями и животным миром.
  1. Животный мир
  1. Зимующие  птицы, жизнь и условия обитания диких и домашних животных и птиц  зимой.

Исследовательская деятельность.

Опыты:

  1. С водой (снегом) – формирование представлений о переходе вещества из одного состояния в другое, их свойства;
  2. Почвой (песком);
  3. Наличие ветра.

Правила поведения в природе:

  1. Не ломать кусты, ветки деревьев;
  2. Подкормка птиц и животных;
  3. Не оставлять мусор
  4. Не разрушать жильё животных, гнёзда птиц;
  5. Знакомство с экологией  города, страны -  подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды;
  6. Сезонные изменения в одежде.
  1. Календарь погоды;
  2. Рассматривание иллюстраций;
  3. Дневник наблюдений;
  4. Художественная природоведческая литература;
  5. Обводки животных и растений;
  6. Раскраски;
  7. Дидактические и настольно-печатные игры;
  8. Природный материал.
  1. Коммуникация

Беседы с детьми

  1.  Как подружиться с природой;
  2. Наша одежда;
  3. Дикие и домашние животные зимой;
  4. Что помогает животным выжить.
  5. Труд человека зимой в природе.
  6. Что случилось зимой на реке
  7. Елкины иголки
  8. С кем ель дружит
  9. Декабрь - полночь года
  10. Снежная шуба для всего живого
  11. Наш участок зимой
  12. Кто в лесу вредный, а кто полезный

  1. Чтение художественной литературы (по программе)
  1. Стихи (потешки);
  2. Сказки;
  3. Фольклор;
  4. Рассказы;
  5. Загадки.

  1. Коммуникация

Социализация

Экологические игры

  1. Подвижная игра;
  2. Игра малой подвижности;
  3. Хороводная игра;
  4. Дидактическая игра:
  5. Словесная игра.

  1. Труд

Труд детей в природе:

  1. Уборка участка от снега и веток;
  2. Подкормка  птиц;
  3. Изготовление снежных фигур
  4. Изготовление кормушек для птиц
  5. Стряхивание снега  с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада
  6. Заливка дорожек для катания
  7. Изготовление цветных льдинок и украшение ими участка
  8. Посыпание дорожек песком
  9. Окучивание деревьев и кустов снегом
  10. Изготовление поделок из природного материала;

В уголке природы.

  1. Экологические досуги



Предварительный просмотр:

План совместной деятельности педагога с детьми старшей группы

по экологической культуре на 2  квартал 2011-2012 учебный год

Задачи:

  1. Формировать представления детей о периодах зимы, изменениях в  живой и неживой природе.
  2. Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещенностью.
  3. Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды.
  4. Учить  устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы (на примере зимующих и перелетных птиц).
  5. Расширить и уточнить представления детей о приспособлении растений и животных к зиме.
  6. Воспитывать интерес к народному календарю, учить определять погоду по приметам.
  7. Развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки зимы, сходства и различие этих явлений (снегопад, мороз, вьюга, метель, поземка)

Образовательная область

Познавательно-речевое развитие – ознакомление с природой

Безопасность - формирования предпосылок экологического сознания

Самостоятельная деятельность

детей

  1. Познание (Наблюдение и исследования)

Наблюдения.

      Неживая природа

Наблюдение за признаками зимы:

  1. Месяцы зимы, ранняя и поздняя зима
  2. Особенности состояния погоды
  1. Температура;
  2. Осадки:  иней, снег, снегопад, гололед
  3. Метель, вьюга, поземка
  4. За небом, облачностью (пасмурно, солнечно, переменная);
  5. Ветер (сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный), направление ветра и его условное обозначение;
  6. Долгота  дня (самые короткие дни и длинные ночи, день солнцестояния – 22 декабря);
  1. За солнцем (обратить внимание на ежедневный путь солнца)
  2. За луной

Живая природа

  1. Растительный мир
  1. Представление о деревьях, кустарниках, травянистых растениях (луг, сад, лес),  отслеживание многоярусности в лесу и парке;
  2. Установить связь между состоянием растения и условиями окружающей среды.  
  3. Многолетние растения – корень остается в земле.
  4. Знакомство с животными холодных стран
  5. Причинно-следственные связи между природными явлениями и животным миром.
  1. Животный мир
  1. Зимующие  птицы, жизнь и условия обитания диких и домашних животных и птиц  зимой.

Исследовательская деятельность.

Опыты:

  1. С водой (снегом) – формирование представлений о переходе вещества из одного состояния в другое, их свойства;
  2. Почвой (песком);
  3. Сила направления ветра.

Правила поведения в природе:

  1. Не ломать кусты, ветки деревьев;
  2. Подкормка птиц и животных;
  3. Не оставлять мусор
  4. Не разрушать жильё животных, гнёзда птиц;
  5. Знакомство с экологией  города, страны -  подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды;
  6. Сезонные изменения в одежде.
  1. Календарь погоды;
  2. Рассматривание иллюстраций;
  3. Дневник наблюдений;
  4. Художественная природоведческая литература;
  5. Обводки животных и растений;
  6. Раскраски;
  7. Дидактические и настольно-печатные игры;
  8. Природный материал.
  1. Коммуникация

Беседы с детьми:

  1. Как подружиться с природой;
  2. Наша одежда;
  3. Дикие и домашние животные зимой;
  4. Что помогает животным выжить.
  5. Труд человека зимой в природе.
  6. Где рождается снег и иней
  7. Елкины иголки
  8. С кем ель дружит
  9. Декабрь - полночь года
  10. Может ли мороз убить дерево
  11. Лес и парк зимой
  12. Рождение леса
  13. Кто в лесу вредный, а кто полезный

  1. Чтение художественной литературы (по программе)
  1. Стихи (потешки);
  2. Сказки;
  3. Фольклор;
  4. Рассказы;
  5. Загадки.

  1. Коммуникация

Социализация

Экологические игры:

  1. Подвижная игра;
  2. Игра малой подвижности;
  3. Хороводная игра;
  4. Дидактическая игра:
  5. Словесная игра.

  1. Труд

Труд детей в природе:

  1. Уборка участка от снега и веток;
  2. Подкормка  птиц;
  3. Изготовление снежных фигур
  4. Изготовление кормушек для птиц
  5. Стряхивание снега  с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада
  6. Заливка дорожек для катания
  7. Изготовление цветных льдинок и украшение ими участка
  8. Посыпание дорожек песком
  9. Окучивание деревьев и кустов снегом
  10. Изготовление поделок из природного материала;

В уголке природы.

  1. Экологические досуги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию

Планирование образовательной деятельности по экологии с детьми дошкольных групп по теме "Осень"...

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Планирование работы с детьми средней группы детского сада по экологическому воспитанию (мир растений)

В материале представлено планирование работы с детьми 4-5 лет по теме "Мир растений", направленное на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления, а также развитие исследов...

Экологическое воспитание как одно из направлений коррекционно- педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Значимое место в ряду социальных проблем 21 века занимает проблема воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития.Одним из нарушений развития детей, встречающимся наиболее часто, являет...

"Роль экологического воспитания в работе с детьми с нарушениями поведения"

quot;Уроки мышления в природе" В.А. Сухомлинский. Его труды актуальны по сей день. Колоссальный пласт мудрости...Мое выступление на методичеком объединении воспитателей детских домов, в ко...

"Роль экологического воспитания в работе с детьми с нарушениями поведения"

В ходе выступления я делюсь своим опытом работы с детьми с нарушениями поведения. В основе моей работы лежат труды Василия Александровича Сухомлинского. Его «уроки мышления» в природе&hell...