ПРИЕМЫ УСТНОГО ОПРОСА
методическая разработка по теме

Калашникова Ольга Викторовна

Методическая разработка "ПРИЕМЫ УСТНОГО ОПРОСА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_ustnogo_oprosa.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ УСТНОГО ОПРОСА

БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ

   На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист  контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН  знать каждый.

   Базовый лист - необходимый атрибут нескольких форм работы. Обычно ученики переписывают вопросы в конец тетради. В старших классах лист «двухэтажный». Первая его половина – обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на «отлично» и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен.

ПОКЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ

  Один ученик отвечает у доски, остальные слушают.

  Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски – это, скорее, антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают. Доказано, что следят за ответом товарища -14,5%; думают о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же спросит их -19,4%; думают о предмете – 9,3%; думают о разном, но не о предмете – 53, 8%; занимаются посторонними делами – 2,7%. Это результаты многолетних наблюдений         ( опрошено более 500 учащихся).

  И все – таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий «разбор полета» с учеником.

ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ

Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

ТИХИЙ ОПРОС

  Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой.

  Тихий опрос позволяет опросить отстающих учащихся.

МАГНИТОФОННЫЙ ОПРОС

  Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать.

  Это и есть цель магнитофонного опроса. Всем полезно, а некоторым просто необходимо послушать себя со стороны.

ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС

  Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

  В устном  опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором «переплавится» непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят.

ВЗАИМООПРОС

  Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

  Темы – по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: «У меня вызвали затруднение такие – то вопросы…»

ЗАЩИТНЫЙ ЛИСТ

  Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем.

ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ

  Учитель приучает детей – особенно это касается седьмых классов – к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика.

  Никаких выкриков с места. Высокий темп (вопрос-ответ) иногда допустим, но чаще он способствует «забиванию» самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: вопрос – пауза секунд 30 – ответ.

ЩАДЯЩИЙ ОПРОС

  Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.

  Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте-ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учители, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или  «-». На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметки. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе отвечает на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система устного опроса

Устный опрос как метод контроля знаний....

вопросы к устному опросу по геометрии за 1 полугодие

вопросы используются для отработки определений, формулировок теорем....

Школа педагогического мастерства "Устный опрос как один из методов педагогического контроля"

Школа педагогического мастерства по теме "Устный опрос как один из методов педагогического контроля" предполагает работу педагогического коллектива в группах....

Таблица для устного опроса в 5 классе

Таблица для устного опроса в 5 классе, используем как часть контроьной работы 1...

Устный опрос на тему "Предлог"

Опрос проходит в режиме презентации, которая настроена на 2 экрана (режим докладчика). Смешные анимационные картинки настраивают на позитивное восприятие материала. Удобно для учителя, эффективно и ин...

Устный опрос. Тесты по ДПИ

     Устный опрос по теме: Виды ДПИ Устный опрос по теме: Мозаика.Устный опрос по теме: Цветоведение.Устный опрос по теме: Бисероплетение.Тестирование по теме: Выжигание....