Урок в 5 классе "Православная икона"
методическая разработка (5 класс) на тему

Усанова Ольга Ивановна

урок по православной культуре в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Православная икона» Урок в 5 классе 
Цели: 
Обучающие: 
1. Расширить представление учащихся о православных иконах, о православном храме. 
2. Познакомить с историей создания некоторых икон, с чудотворными иконами. 
3. Пополнить знания учащихся о достопримечательностях своей малой Родины. 
Воспитывающие: 
1. Воспитывать зачатки православной культуры, почитание иконы, как образа Божьего. 
2. Воспитывать чувства сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания. 
Развивающие: 
1. Развитие воображения, речь. 
2. Формировать мыслительные операции: синтез, анализ и обобщение. 
3. Учить предполагать, рассуждать и аргументировать свои ответы.

Оборудование: презентация, толковый словарь, карточки-названия добродетелей и страстей, иллюстрации с изображением святых.
                                                                   Ход урока 
1. Орг. момент 
— Здравствуйте, ребята! Настройтесь на работу. Улыбнитесь друг другу. Садитесь. 
2. Актуализация знаний. Слайд 1.
Священное изображение 
В летах – учение, 
Всех людей освещает, 
Умом - разумом наделяет. 
(Икона) 
— Ребята, а как выглядит православная икона? (дощечка с изображением святых) 
— Что на ней изображено? (Иисус Христос, Божья Матерь, Николай Чудотворец и др.) 
3. Сообщение темы и целей урока 
Тема нашего урока: «Православная икона». Слайд 2. 
— Ребята, а вы знаете, как появились иконы? Кто их создатель? 
— Сегодня на уроке мы откроем некоторые тайны православных икон, узнаем, как появились иконы, что они нам рассказывают. Узнаем, когда нужно обращаться к православной иконе, о чем гласит православная вера. 
4. Работа по теме урока 
— Что же такое икона? 
— Заглянем в толковый словарь 
Слайд 3  «Икона – живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ»
— Верно, ребята, само слово икона в переводе с греческого языка означает
образ. 

Слайд 4.Икона пришла к нам из Византии в Х веке – много-много лет назад.

-У кого из вас дома есть иконы?

Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. (Учитель зажигает свечу, которая находится в красном углу класса). Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится.

- Ребята, а любой из нас может написать икону, чтобы люди молились? (Нет, писать иконы может только монах, который долго молится и постится, прежде чем написать икону)

- Как называют людей, которые пишут иконы?

Правильно, иконописцы. Иконописцы – люди, которые писали иконы. Большинство иконописцев не известны, так как свои работы они не подписывали. Однако иконы – величайшие произведения искусства доказывают нам то, что иконописцы были настоящие мастера, так как они умели видеть Божий образ мира. Давайте оставим на доске только имена иконописцев 14-15 веков, с чьими иконами мы повстречаемся на уроках.

Слайд 5.Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий

-Кто знает, как монах работает над иконой?

(1 ученик. Краткий порядок работы над иконой)

    Доска для иконы может быть из липы, сосны, лиственницы. На доску с выбранным углублением — «ковчегом» наклеивается матерчатая основа «паволока».

Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас».

После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы.

Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона.

Первый этап непосредственно живописной работы — «роскрышь» — прокладка основных тонов. Краска (яичная темпера на натуральном пигменте) в первую очередь накладывается на фоны, затем покрываются элементы пейзажа, растительность («тра́вы»), строения («пала́ты») и пр., а также одежды персонажей — всё, что составляет так называемое «доли́чное» на иконе.

После этого тёмным тоном («санкирем») заполняются контуры ликов и другие обнажённые участки тела — «лично́е».

Далее следует повторная обводка контуров рисунка.

Следующий этап — «пробелка» доличного и «охрение» личного — постепенное высветление выпуклых частей изображения .

     Процесс работы над ликом завершает наложение «оживок» — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряженных участках изображения.

     Заключительный и обязательный этап живописи — выполнение подписи, однозначно связывающей изображение с первообразом.

Живописный слой иконы покрывается защитным слоем — натуральной олифой.

-А кто изображается на иконах?

Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас.
Давайте вспомним предание появления первых икон.

(2 ученик. Спас Нерукотворный). Слайд 6. 

   В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Эта икона «Спас Нерукотворный» или другое название этой иконы «Спас на убрусе».
Убрус – это полотенце, на котором отпечатался лик Иисуса Христа.

(3 ученик. Одигитрия). Слайд 7. 
   Одигитрия – смоленская икона Божией Матери.
Одигитрия – значит «путеводительница». По одной из версий, эта икона была написана святым Лукой во время жизни Пресвятой Богородицы на краешке стола, где трапезовало (обедало) святое семейство. Одигитрия — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через свой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя, то есть, направляя,  к спасению. 
Икона Георгия Победоносца. Слайд 8. 

— Ребята, а где можно увидеть много икон? (в храме)
Слайд 9. 
— А как называется наш храм, который хранит иконы? (храм Георгия Победоносца)
 
— А что вы знаете об этом храме?
Слайд 10, 11. 
(4 ученик о Георгиевском  храме) – это сердце нашего села. Он основан в конце XVIII века)
   Не случайно существуют
 именные иконы. Слайд 12 – 13. 
— Какие же иконы мы называем именными? (те, которые носят имена людей)
 
— Заглянем в словарь
, именная икона — икона с изображением святого-покровителя,  в честь которого при крещении дано имя её владельцу.

     — Ребята, а некоторые иконы называют
 чудотворными. Как вы думаете, почему? 
Чудотворная икона «Знамения Божией Матери». Слайд 14.Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда монах увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть — чуть закоптела от дыма. 
(5 ученик. Чудотворная икона «Троеручица». Слайд 15.

В 8 веке вспыхнули гонения на православную веру. Начали люди уничтожать иконы, преследовать, знать защищающих их христиан. Жил в то время в Сирии Иоанн Дамаскин. Слад 16. Он защищал иконы. А иконоборцы оклеветали его перед правителем (написали от его имени письмо с планом измены). Правитель приказал отрубить Иоанну руку. Иоанн попросил вернуть ему отсеченную руку. Дома, в молитве перед иконой Богородицы, он рассказал о несправедливости. Во сне ему предстала Богородица и сказала: «Ты исцелен. Трудись прилежно твоей рукой». Проснувшись Иоанн увидел свою руку на прежнем месте. В память чуда Иоанн приделал к иконе серебряное изображение руки. С тех пор икона Богородицы  называется «Троеручница».

Ее чудо-исцеления известны. Так, например, одна женщина четыре года была слепа, и в сонном видении приказано ей было сходить в церковь, помолиться святой иконе; по прошествии несколько времени, болезнь ее стала мало по малу улучшаться; и через год она уже могла ходить без проводника; 
Известно исцеление женщины, у которой отнялась рука и стала сохнуть, боли были страшные и никакие лечения докторов не помогали, она приехала к иконе «Троеручнице» и помолилась пред иконой и боли в руке прекратились.

(6 ученик. Чудотворная икона «Нерушимая стена»). Слайд 17. Во времена Великой Отечественной Войны одного солдата ранило в руку, осколком перебило ногу. Не было спасения, как вдруг перед солдатом явился образ женщины, укрывшей его от опасности, которая дала сил и энергии спастись. Прошло несколько лет, зашел солдат в храм и окаменел от удивления. Он замер в рассматривании иконы «Нерушимая стена», на которой он увидел ту женщину, которая спасла его в той страшной битве. 
 
5. Закрепление изученного материала 
— Что такое икона?
 
— Какие иконы вы сегодня на уроке узнали?
 
— Как называются иконы, которые творят чудеса? Почему их так называют?
 
— В честь кого назван храм в нашем селе?
— Где расположены иконы в доме?
 
— Почему православные люди почитают иконы? Почему обращаются к иконам? Почему посещают храм?
 
6. Минутка творчества. Добродетели. Слайд 18.

Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Что это? Добрые качества человека. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.

У вас на столах карточки, на которых добродетели и страсти (недобрые качества).          Выберите из них добродетели и прикрепим их на доску.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.

7. Рефлексия. Покажите смайлики:

-грустные – урок прошел скучно.

-веселые – урок прошел весело.
8. Итог урока. Слайд 19. 
Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:
 
   — Сегодня на уроке я узнал, что…
 
   — Сегодня на уроке я понял, что…
 
   — Мне очень хочется, чтобы…
 
9. Домашнее задание. Слайд 20.
По возможности принести и рассказать о своей именной иконе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Урок в 10 классе на тему: "Праздник Казанской иконы Божией Матери"

Предложенный урок посвящён одному из видов русского православного искусства – иконописи, на котором учащиеся знакомятся с  памятной  святыней земли русской – иконой Казанской Божией Матери. ...

Урок православной культуры "Икона"

Данный конспект урока создан с целью познакомить учащихся с историей возникновения иконы, дать общую характеристику православным иконам, открыть духовные, нравственные ценности иконы...

Презентация к уроку истории "Православная икона"

Данная презентация дает представление о различных видах икон и иконописных школах. Презентация "Православная икона" может использоваться не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....

Разработка урока по теме "Икона"

В 4 классе по учебному плану по курсу ОРКСЭ проводится урок по теме "Икона". На этом уроке дети знакомятся с основными иконами....

Методическая разработка урока ОРКСЭ Тема "Икона"

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики с использованием презентации Модуль:  Основы православной культуры...

Презентация к уроку ОРКСЭ "Чудотворные иконы"

Презентация к уроку ОРКСЭ "Чудотворные иконы" (в сокрашении) включает ознакомление обучающихся 4 класса с Владимирской иконой Божией Матери, иконой Андрея Рублёва "Троица", Иверско...