Урок православной культуры "Икона"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Авсюкова Валентина Андреевна

Данный конспект урока создан с целью познакомить учащихся с историей возникновения иконы, дать общую характеристику православным иконам, открыть духовные, нравственные ценности иконы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avsyukova_ikona.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Урок православной культуры

в 5 классе

«Икона»

Учитель: Авсюкова

Валентина Андреевна

Смоленск,2015.

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

     Урок православной культуры в 5 классе «Икона».

     Учитель: Авсюкова Валентина Андреевна.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей возникновения иконы, дать общую характеристику православным иконам, открыть духовные, нравственные ценности иконы;
  • развивать у учащихся творческую активность, эмоциональные переживания, развивать чувство прекрасного;
  • воспитывать посредством иконописного искусства гармоничную личность, чувство благоговейного почитания икон, развивать нравственные качества личности на основе христианских идеалов.

 Оборудование: 

ТСО: аудио и видеомагнитофон (для показа слайда-фильма).

Инструменты и материалы: магнитная доска.

Зрительный ряд: репродукции иконы Спас Нерукотворный, экспозиция иллюстраций икон, репродукции картин, слайд-фильм «Икона».

Музыкальный ряд: духовные песнопения.

 Термины: икона, иконописец, иконопись, Спас, канон, левкас, благодать, храм.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Эпиграф к уроку: «Икона – больше чем искусство…»

                                                              Е. Трубецкой  

Ход занятия

  1. Организационный момент.

     Учитель обращает внимание на представленную выставку репродукций икон и картин.

  1. Видеосюжет: на фоне духовной музыки – показ слайд-фильма «Икона».

      Обращается внимание учащихся, что на протяжении нескольких уроков они будут говорить об иконах, об иконописи на Смоленской земле.

     Предлагается записать тему урока: «Икона».

     - Сегодня мы узнаем, что такое икона, услышим легенду о самой первой иконе, созданной в помощь и утешение людям, как пишут иконы и кто пишет иконы, какой материал используется для написания иконы, что для христианского мира значит икона, почему она почитаема на протяжении многих столетий.

     Что же такое икона? Назовите слова, с которыми у вас ассоциируется слово «икона» (изображение, Иисус Христос, образ, храм).

     Найдите ключевое слово, связывающее их. Дайте определение иконе.

     Икона – изображение Бога, святых, священных историй. В переводе с греческого на русский язык обозначает «изображение», «образ» (записать в тетрадь).

     - Где вы видели иконы? Какие иконы вы знаете?(Богоматерь Смоленская «Одигитрия», «Владимирская икона Божией матери», «Казанская икона Божией матери», «Святая троица» А. Рублева).

     Учитель обращается к зрительному ряду, показывает репродукции названных икон и прикрепляет их к магнитной доске.

     Учитель рассказывает легенду о самой первой иконе. В Малой Азии, в г.Эдессе, правил царь по имени Авгарь. Он так тяжело болел, что потерял всякую надежду на выздоровление. До него дошли слухи, что в Иудее живет человек по имени Иисус, который учит людей и исцеляет больных. Авгарь немедленно отправил в Иудею своего слугу с приказом пригласить мудреца в Эдессу. А если Иисус не пойдет к царю, то слуга должен написать и привести его портрет. Посланец Авгаря нашел Иисуса. Но он увидел, что вокруг него множество народа и понял, что учитель не сможет уйти от своих учеников. Тогда, как и приказал царь, он начал писать портрет. Но у него ничего не получалось, хотя он был хорошим художником. Словно Некий свет мешал ему разглядеть ему черты Иисуса. Растерявшись, слуга грозного царя заплакал. Заметив это, Иисус приблизился, попросил у людей чистое белое полотенце и приложил его к своему лицу. И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик. Так возник «Нерукотворный Образ Христа», или «Спас Нерукотворный». Обрадованный слуга с драгоценным полотенцем поспешил к Авгарю, и царь исцелился и принял христианство.

     С давних пор иконы с изображением лика Иисуса Христа на белом полотенце почитались особо – ведь сам Христос оставил свой образ, желая помочь первым своим изображением тем, кто оказался в беде.

     На иконах «Спас Нерукотворный» лик Христа изображали, как правило, на золотом небесном фоне с обязательным перекрестьем в нимбе – напоминанием о жертве Христа. Позже иконописцы стали буквально воспроизводить светлую ткань полотенца, на котором чудесно отразился лик Спасителя.

     Дадим толкование терминам «Спас» и Убрус и запишем в тетрадь.

     Спас – сокращенно Спасибо.

     Убрус – белое полотенце.

     В Древней Руси общераспространенным убранством храмов являлись иконы. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок (растертых на яичном желтке) иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом – «левкасом»), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

     - Ребята, а кто пишет иконы? Кто был первым иконописцем?

(работа с терминами)

    

     Ответ учащихся:

     Иконописец – это человек, который пишет иконы.

(записать в тетрадь)

     

     Слово учителя:

       По преданию первым иконописцем был Лука, один из учеников Христа. Еще при жизни Девы Марии, матери Христа, Лука запечатлел ее образ. Увидев свое изображение Богоматерь произнесла: «Пусть будет с ним благодать Сына Моего и Моя». (Слово «благодать» означает «милость», «помощь», «доброе отношение»). С тех пор слова эти вспоминались всегда, когда люди приходили поклониться образу Богоматери. Так была создана первая рукотворная икона – икона Пресвятой Богородицы, которая в последствии стала называться «Владимирской» (прикрепляет к магнитной доске).

     Вся история Древней Руси будет связана с иконами Пресвятой Богородицы «Одигитрия», «Владимирская», «Тихвинская», «Казанская».

     С первых веков христианства на Руси православное воинство сражалось с неприятелем под покровом чтимых образов Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы сопровождали войска во всех походах и сражениях. Так Смоленская Богоматерь «Одигитрия» явилась вдохновительницей нашей победы в Отечественной войне 1812 г. с армией Наполеона. Икона была вывезена из Смоленска и находилась в русской армии. У этого образа русская армия молилась на Бородинском поле накануне Бородинского сражения.

     «Одигитрия» считается защитницей западных рубежей нашего Отечества (подобно тому как Казанская – восточных, а Тихвинская – северных).

     Мы видим на доске изображение Богородицы, Иисуса Христа, Святой Троицы. Можно ли эти изображения назвать портретом? Похожа ли икона на светский портрет? Демонстрируются светские портреты. Например: «Неизвестная И. Н. Крамского, «Кружевница» В. А. Тропинина, портрет М.К. Тенишевой В.А. Серова.

     Учащиеся должны систематизировать термины. По ответам учитель прикрепляет карточки к доске.

Икона

Плоскостность

Милость

Светоносность

Святость

Покой

Неподвижность

Образ

Умиротворение

Светский портрет

Объемность изображения

Подвижность

Эмоциональность

Лукавство

Надменность

      Зачитывая характеристику иконы и светского портрета, учитель подводит итог: «Иконе присуще неподвижность изображения, отсутствие эмоциональности, плоскостное изображение. Икона показывает сокровенный мир души святого человека» (записываем в тетрадь).

     

    Слово учителя (характеристика):

  • Правила иконописи называли греческим словом «канон», который нельзя было нарушать. На иконе нет искусственного освещения и теней, лик святого освящен Божественным светом, исходящим из него самого. Свет вообще главное в иконе. Икона вся пронизана светом, добром и любовью. Поэтому ни один предмет не отбрасывает тени. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне.
  • Иконе присуща условность изображения. Важен не сам предмет изображения, а идея предмета, поэтому пропорции тела удлиненные, плоть истончена (показать на иконе), нет торжества тела как на портрете. Складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.
  • Самое поразительное, что есть в иконе, - это лица (лики) и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Глаза святых передают такое состояние, которое можно выразить точным словом «Радостопечалие». На иконе это может быть радость святого о том, что он уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.
  • Иконе присуща символичность.

Символ -  это знак. Голову святого окружает золотой круг – это нимб – знак Божией благодати.

     Символичен также цвет. Укажите цвета, которые используются при написании иконы. Учащиеся записывают в тетрадь.

     

Учащимся раздаются карточки:

«Символика цвета». Они отвечают на вопрос: «Что означает каждый цвет на иконе?»

     Слово учителя.

     - Ребята, икона – это изображение священное и имеет в отличие от светского портрета более высокое предназначение.

     - Для чего предназначена икона?

(православные христиане молятся перед ней).

     - Правильно. Зная предназначение иконы им ответственность ее написания, далеко не каждый на Руси мог стать иконописцем.

      Учитель подводит итог: «Иконы писали при палатах архиереев и в монастырях, где царили строгость, благочиние (добрый порядок) и непрестанная молитва. Иконописец готовил себя к работе: читал Библию, жизнеописания святых, молился, соблюдал пост. Таким образом он приучал себя не думать о земных вещах. Работу над иконой называли «умным деланием», поэтому стать иконописцем мог не каждый и далеко не сразу.

     В Древней Руси (с XIV в.) иконопись превратилась в наследственную профессию. Когда отец приучал сына с раннего возраста навыкам иконописания.

     

     Рефлексия (работа в группах).

  1. учитель раздает карточки с текстами: описание иконы и портрета. Учащиеся должны проанализировать, какое содержание текста соответствует изображению на иконе и на портрете.
  2. раздает карточки с изображением света на иконе и на портрете. Указать различие.

     После работы в группах учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Что нового узнали вы сегодня на уроке?

- Как называлась самая первая икона?

- Какими качествами должен обладать иконописец?

     В заключение хочется сказать, что икона – самое таинственное и самое красивое явление русской православной культуры… с древних времен к ней относились с любовью, трепетом, почтением. В ней та несравненная светоносность, торжествующая радость, необычайная красота, которые она возвещает миру. Трудно представить православный храм и богослужение без иконы. Им поклонялись, на них молились, ставили к ним свечи. Иконы почитали в домах, отводили им передний угол, напротив входа, чтобы кланяться им сразу с порога. Иконы ставили над воротами и в стенах домов. Иконами встречали рождение и смерть, ими освещали новый дом и посевы. Перед ними молились русские князья и цари, выступая в поход. Перед ней избирали глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Перед ней приносили присягу на верность знатнейшие люди государства. Ею благословляли на царство государей, иконы сопровождали войска. В иконе воплотился тот смысл жизни, который не погибнет. Не погибнет и тот народ, который с этим смыслом свяжет свою судьбу.

     Закончить урок хочется словами Евгения Николаевича Трубецкого из его книги «Умозрение в сказках»: «…к великим произведениям живописи нужно относиться как к высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы первыми с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и падать, пока они удостоят нас с ними заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно потому, что икона – больше чем искусство. Ждать, чтобы она сама с нами заговорила, приходится долго в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет…».

 

     

     Литература к уроку:

  1. Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. «История православной культуры Земли Смоленской», Смоленск, 2004.
  2. В. Аристова «История искусства для детей. Икона», Москва - «Росмэн», 2002.
  3. Макаренкова Т. Ю. «Не прерывая связь времен»(Сборник организационно-практических материалов по курсу «История православной культуры земли Смоленской»), Смоленск: ГОУ ДПОС «Смоленский обласной институт усовершенствования учителей», 2007.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку православной культуры

Презентация к уроку православной культуры в 9 классе к учебнику В.Д. Скоробогатова,Т.В.Рыжовой...

Интегрированный урок православная культура, литература,живопись

Это православная беседа-исследование образа Исуса Христа. Звучит православная музыка, используются видеоматериалы. Урок был подготовлен к Пасхе....

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Презентации к урокам православной культуры

Презентации к урокам по учебнику В.Д.Скоробогатова В.Д., Рыжовой Т.В. и Кобец О.Н. "Православная культура"...

Урок православной культуры в 5 классе Тема. Святой Георгий Победоносец.

Цель: дать знания о подвиге, его понимании христианами на примере жизни святого  воина Георгия Победоносца, познакомить с памятниками христианской культуры (иконами, храмами), посвященными ...

Урок православной культуры на тему:: Святые благоверные князья, Святители и Преподобные.

Урок православноу культуры, знакомит детей с такими  сонмами святых, как Благоверные князья, Святители, Преподобные....

План - конспект урока "Православный храм"

План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры....