План - конспект урока "Православный храм"
методическая разработка (5 класс) по теме
План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_5.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Православный храм»
ФИО : Трубалко Ольга Васильевна
Место работы: МОУ СОШ с.Давыдовка Пугачёвского района Саратовской области
Должность - учитель русского языка и литературы
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Класс - 4
Тема и номер урока в теме: 14
7. Базовый учебник: «Основы православной культуры», изд-во Просвещение, 2012 г 8. Цель: Формировать представление о назначении православного храма, его устройстве, ценности как общенародного дома для молитв, святыне православного человека.
9. Задачи урока:
- познакомить с понятием «храм», назначением, внешним видом и устройством православного храма.
- формировать представления о том, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- воспитывать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь.
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся - беседа, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор, презентация к уроку.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Приветствие учителем обучающихся, контроль отсутствующих на уроке. | Обучающиеся рассаживаются на свои места | 1 минута |
2 | Мотивация учебной деятельности Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Слайд 1. Отрывок из стихотворения А.К.Толстого «Благовест». - Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Учащиеся высказывают свои мнения, формулируют и записывают тему урока в тетрадь; | 2 минуты |
3 | Актуализация знаний и пробного учебного действия | - Что такое храм? - Зачем люди посещают храм? Слайд 2. - Почему люди иногда называют храм домом Божиим на земле? - Почему, говоря о природе, мы тоже иногда употребляем слово храм? - Как люди должны относиться к природе? А к храму? | Пробуют дать определение слову «храм». Опираясь на иллюстрации, дети пытаются ответить на вопросы. | 5 минут |
4 | Изучение нового материала | Беседа с учащимися. - Какие храмы вы знаете? - Какие есть на территории нашего села, города Пугачева? В каких вы бывали? - Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? - Как вы думаете, что по форме напоминает купол? Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? Слайд 3. - Как вы думаете, зачем нужны колокола? Слайд 4. (прослушивание колокольного звона) Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? Изучение устройства храма. Работа с иллюстративным материалом - Может кто-то назовет, из каких частей состоит храм? Дать задание: прочитать текст учебника, отследить новую информацию, выписать слова и понятия, которые неизвестны. | Высказывают свои предположения. Самостоятельная исследовательская работа с текстом стр.48-51 | 17минут из них 2 минуты на физми-нутку |
Физминутка | ||||
5 | Первичное закрепление с проговариванием вслух. | Послетекстовая коллективная работа. - Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? Слайд 5. Рассмотрите иконы, чем они отличаются от картин, портрета человека? (важно, чтобы дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, Богоматери или святых, икона – образ Святости, к которому можно обращаться в молитве.) - Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда? - Почему в алтарь нет общего доступа? - Дайте свое определение молитве, о чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла? Может ли православный христианин молиться без иконы? Дать задание перечитать сведения о Пресвятой Богородице, попробовать сделать перевод молитвы, обращенной к Божией Матери. - Почему эта молитва так любима народом? - Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». - Почему так много изображений Божьей Матери? Слайды 6,7,8 (фрагмент заочной экскурсии в храм Воскресения Христова г.Пугачев). | Отбирают новые слова и повторяют те, которые уже звучали на уроке. Дают свои определения, что такое молитва. Ребята составляют вариант своего перевода молитвы Рассматривают репродукции икон: Казанская, Владимирская, Смоленская) Просмотр слайдов | 9 минут |
6 | Коллективная работа | Работа с вопросами: - Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения? (Церковный этикет) - О чем необходимо помнить мальчику, заходя в храм? - Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу? - Как мы заходим в храм? - Как мы стоим во время богослужения? - Как оканчивается божественная литургия? | Пробуют сформулировать правила поведения в храме. | 4 минуты |
7 | Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока | Слайд 9. Чтение стихотворения И.Абашидзе «Пчела» - В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу? - Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? - Для чего ходят в храм? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Ответы детей, самооценка своей деятельности. | 5 минут |
8 | Домашнее задание. | Слайд 10. Общее: - прочитать стр.48-51 учебника, ответить на вопросы. Индивидуальное: - нарисовать храм вашей мечты - подобрать и выучить стихотворение о храме - оформить памятку «Как вести себя в храме». | Записывают домашнее задание | 2 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Православный храм"
План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
конспект урока "Храмы Московского кремля"
разработка урока по программе Скробогатов В.Д. и др....
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока на тему «Подготовка к сочинению-описанию Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови)"
Цель: подготовить учащихся к сочинению-описанию исторического памятника Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови).Задачи:образовательные: познакомить с историей создания исторического памятника архит...