План - конспект урока "Православный храм"
методическая разработка (5 класс) по теме

Трубалко Ольга Васильевна

План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_5.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Православный храм»

ФИО : Трубалко Ольга Васильевна        

Место работы: МОУ СОШ с.Давыдовка Пугачёвского района Саратовской области        

Должность        - учитель русского языка и литературы

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»        

Класс        - 4

Тема и номер урока в теме: 14        

      7.  Базовый учебник: «Основы православной культуры», изд-во Просвещение, 2012 г  8. Цель:  Формировать представление о назначении православного храма, его устройстве, ценности как общенародного дома для молитв, святыне православного человека.

9. Задачи урока: 

- познакомить с понятием «храм», назначением, внешним видом и устройством православного храма.

- формировать представления о том, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

- воспитывать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме; воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь.

Тип урока - урок  «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор, презентация к уроку.

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствие учителем обучающихся, контроль отсутствующих на уроке.

Обучающиеся рассаживаются на свои места

1 минута

2

Мотивация учебной деятельности

Постановка  темы урока цели и задач урока, планирование работы

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Слайд 1. Отрывок из стихотворения А.К.Толстого «Благовест».

- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Учащиеся высказывают свои мнения, формулируют и записывают тему урока в тетрадь;

2 минуты

3

Актуализация знаний и пробного учебного действия

- Что такое храм?

- Зачем люди посещают храм?

Слайд 2.

- Почему люди иногда называют храм домом Божиим на земле?

- Почему, говоря о природе, мы тоже иногда употребляем слово храм?

- Как люди должны относиться к природе? А к храму?

Пробуют дать определение слову «храм».

 Опираясь на иллюстрации, дети пытаются ответить на вопросы.

5 минут

4

Изучение нового материала

Беседа с учащимися.

- Какие храмы вы знаете?

- Какие есть на территории нашего села, города Пугачева? В каких вы бывали?

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

Слайд 3.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Слайд 4. (прослушивание колокольного звона)

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

Изучение устройства храма. Работа с иллюстративным материалом

- Может кто-то назовет, из каких частей состоит храм?

Дать задание: прочитать текст учебника, отследить новую информацию, выписать слова и понятия, которые неизвестны.

Высказывают свои предположения.

Самостоятельная

исследовательская работа с текстом стр.48-51

17минут из них

2 минуты

на физми-нутку

Физминутка

5

Первичное закрепление с проговариванием вслух.

Послетекстовая коллективная работа.

- Какие новые слова-понятия для вас открыл текст?

Слайд 5.

Рассмотрите иконы, чем они отличаются от картин, портрета человека? (важно, чтобы дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, Богоматери или святых, икона – образ Святости, к которому можно обращаться в молитве.)

- Что такое иконостас?

Какие иконы в нем присутствуют всегда?

- Почему в алтарь нет общего доступа?

- Дайте свое определение молитве, о чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла? Может ли православный христианин молиться без иконы?

Дать задание перечитать сведения о Пресвятой Богородице, попробовать сделать перевод молитвы, обращенной к Божией Матери.

- Почему эта молитва так любима народом?

- Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь».

- Почему так много изображений Божьей Матери?

Слайды 6,7,8 (фрагмент заочной экскурсии в храм Воскресения Христова г.Пугачев).

Отбирают новые слова и повторяют те, которые уже звучали на уроке.

Дают свои определения, что такое молитва.

Ребята составляют вариант своего перевода молитвы

Рассматривают репродукции икон: Казанская, Владимирская, Смоленская)

Просмотр слайдов

9

минут

6

Коллективная работа

Работа с  вопросами:

- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения? (Церковный этикет)

- О чем необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу?

- Как мы заходим в храм?

- Как мы стоим во время богослужения?

- Как оканчивается божественная литургия?

Пробуют сформулировать правила поведения в храме.

4

минуты

7

Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

Слайд 9. Чтение стихотворения И.Абашидзе «Пчела»

- В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

- Для чего ходят в храм?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

5

минут

8

Домашнее задание.

Слайд 10.

Общее:

- прочитать стр.48-51 учебника, ответить на вопросы.

Индивидуальное:

- нарисовать храм вашей мечты

- подобрать и выучить стихотворение о храме

- оформить памятку «Как вести себя в храме».

Записывают домашнее задание

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Православный храм"

План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

конспект урока "Храмы Московского кремля"

разработка урока по программе Скробогатов В.Д. и др....

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока на тему «Подготовка к сочинению-описанию Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови)"

Цель: подготовить учащихся к сочинению-описанию исторического памятника Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови).Задачи:образовательные: познакомить с историей создания исторического памятника архит...