«Углеродистые и легированные стали»
методическая разработка (11 класс) по теме

Парыгина Людмила Валентиновна

Методическая разработка урока по предмету   «Материаловедение»,

тема «Углеродистые и легированные стали»

Л.В. Парыгина, преподаватель спецдисциплин,

ГБОУ РС(Я) «Профессиональное училище №20»  г.Ленск

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету   «Материаловедение»,

тема «Углеродистые и легированные стали»

Л.В. Парыгина, преподаватель спецдисциплин,

ГБОУ РС(Я) «Профессиональное училище №20»  г.Ленск

Педагогическая деятельность должна быть построена так: восприятие, воспитание, осмысливание, закрепление, применение. Обязательно в ходе урока следует показывать связь между предметами и особенно связь с практикой. Урок должен быть построен таким образом, что бы обучающиеся могли раскрыть себя, показать свои способности и понять, что эти знания им пригодятся в жизни. Кроме этого, я считаю, что нужно использовать деятельность учащихся на всех этапах урока, создавать такую атмосферу на занятиях, которая мотивирует обучающихся на работу. Плакаты, схемы, электронные таблицы, видеофильмы, фотографии, натуральные образцы инструментов и материалов, презентации, достаточная обеспеченность учебниками, раздаточным материалом являются эффективными помощниками в проведении уроков. Разработке таких занятий,  достаточная оснащенность  материалами дает возможность получить положительный результат в изучении новых тем, повторения пройденного материала.

Ход урока

1.Организационная часть: проверка готовности к уроку.

Оснащение: раздаточный материал по теме «Углеродистые и легированные стали»:

-  таблица обозначений легирующих элементов, входящих в состав сталей;

- маркировка легированных и углеродистых сталей (для вклеивания в тетрадь).

клей бумажный, учебное место учащегося, оборудованное компьютером, проектор, экран. У каждого обучающегося тетрадь по предмету, ручка.

2.Сообщение новой темы и целей учебного элемента:

Цели занятия

  1. Изучить новую тему урока «Углеродистые и легированные стали»:
  2. Воспитать бережное отношение к металлам и сплавам;
  3. Закрепить полученные знания прохождением теста.

3.Изучение новой темы

Преподаватель после сообщения темы и плана урока, задает вопрос учащимся: «Где в промышленности используются  металлы и их сплавы? Какие сплавы они знают?». После беседы, преподаватель рассказывает учащимся о том,  почему изделия, выполненные из металлов и их сплавов нужно беречь.

Преподаватель: В арсенале конструкторов множество разнообразных материалов с широкой гаммой свойств. Непрерывно возрастает применение полимеров, керамики, различных композиционных материалов. Однако главным материалом являются металлы. История металлургии начинается в седьмом — шестом тысячелетиях до нашей эры, когда начали выплавлять первый металл. Все дальнейшее развитие человечества тесно связано с его производством. Без металла немыслим век пара, электричества, атомный век и космический. Однако ресурсы металлургического сырья, увы, ограничены, как и запасы других природных богатств — нефти, газа, угля, леса и др. И это обязывает нас к бережному, экономному обращению с ними.

Наша страна на первом месте в мире по выплавке стали. Однако сегодня недостаточно лишь наращивать объем производства металла. Главная задача состоит в том, чтобы научиться рационально использовать его в народном хозяйстве. Как же можно беречь металл? Способов много и все они взаимосвязаны, дополняют друг друга. Комплексное использование всех способов лежит в основе создания металлосберегающих технологических процессов. Такие технологии экономят не только металл, но и труд людей, энергию, способствуют повышению качества готовых изделий, сводят к минимуму вредные воздействия на окружающую среду. Создание и применение металлосберегающих технологий — необходимое условие реализации современного этапа научно-технического прогресса.

Металл называют хлебом промышленности. Он необходим во всех отраслях народного хозяйства. Следовательно, бережливое отношение к металлу и сплавам из них — задача всеобщая. Однако в основном она должна решаться в сфере самого металлургического производства. Ключ к решению этой задачи — в повышении качества сплавов. Чем прочнее сплав, тем меньше его требуется для получения той или иной детали, конструкции, машины, тем выше эксплуатационные свойства готового изделия (слайд №2).

Преподаватель: Теперь кто из Вас, ребята, может дать формулировку, что называется сталью (записывает пропущенные слова в определение) (слайд №3). Теперь я попрошу Вас вспомнить, из каких элементов состоит углеродистая сталь (учащиеся перечисляют эти элементы, преподаватель записывает их в таблицу) (слайд №4).

Затем преподаватель предлагает записать в тетради тему урока и приступает к объяснению новой темы, как маркируются стали углеродистые, приводит примеры расшифровки сталей на доске. Учащиеся вклеивают раздаточный материал «Маркировка сталей» в рабочую тетрадь.

Преподаватель: 

  1. Конструкционные углеродистые стали (слайд №5)
  1. Стали обыкновенного качества групп А, Б, В: маркируют Ст.0, Ст.1 и до Ст.7. Буквы Ст. означают слово «сталь», а цифра – номер стали. Чем больше цифра, тем прочнее сталь. В сталях этой группы углерода не более 0,65%.
  2. Качественные конструкционные стали: маркируют 05, 08, 10, 15 и до 85. Двузначное число означает содержание углерода в сотых долях процентов. Эти стали могут быть в зависимости от степени раскисления – кипящие (кп), спокойные (сп), полуспокойные (пс). Стали этой группы бывают с повышенным содержанием марганца (Г).
  3. Автоматные стали: маркируют А12, А20 и т.д. А – автоматная. Числа обозначают содержание углерода в сотых долях процентов.

  1. Инструментальные углеродистые стали (слайд №6)

  1. Качественные инструментальные стали: маркируют буквой У и числом: У7, У8 и до У13. Числа указывают на содержание углерода в десятых долях процентов.
  2. Высококачественные инструментальные стали: к марке этой стали добавляют букву А: У7А, У8А и до У13А. Такая сталь содержит меньше серы и фосфора.

После повторения этой части темы, преподаватель предлагает учащимся вспомнить, из каких элементов состоит легированная сталь (слайд №7).

Преподаватель: Поговорим, как маркируются легированные стали.

  1. Конструкционные (низколегированные) стали (содержат до 0,65% углерода и до 5% легирующих добавок) (слайд №8)
  1. Марка стали состоит из двузначного числа, показывающего содержание углерода в сотых долях процентов, и букв, обозначающих легирующие добавки, входящие в сталь. Если количество добавки составляет 2% и более, то после буквы ставиться еще число, указывающее это количество.
  1. Инструментальные (среднелегированные) стали (содержат до 1,5% углерода и до 10% легирующих добавок) (слайд №9)
  1. Марка этой стали состоит из цифр и букв. Если содержание углерода составляет 1% и более, то цифру перед буквами, как правило не ставят.
  2. Среди этой группы сталей особое место занимают быстрорежущие стали. Основной легирующий элемент в них составляет вольфрам. Быстрорежущие стали обозначаются буквой Р и цифрой, указывающей на процентное содержание вольфрама.

Преподаватель показывает таблицу «Обозначение легирующих элементов в марках сталей» (слайд №10).

        

4. Обучающиеся выполняют тест в программе MyTest.

5. Преподаватель выставляет оценки и подводит итог урока (слайд №11).

6.Домашнее задание: повторить пройденный материал, подготовиться к контрольной работе по расшифровке сталей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как мы стали исследователями

Рассказ о том, как детское объединение сменило профиль работы...

Итоговое родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» в 5 классе.

Цели: •    подвести итоги работы учебного коллектива за год; •    создавать благоприятный климат для общения родителей с детьми и учителями. •    Воспит...

Тест на тему: классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках.

Тест на тему: классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках....

Стали. Виды и свойства стали

Презентация "Стали. Виды и свойства стали" предназначена для проведения урока в 7 классе....

План конспект урока: Классификация сталей. Термическая обработка сталей.

План-конспект урока по технологии (Технический труд) на тему: Классификация сталей. Термическая об­работка сталей....

Методическая разработка "Стали. Виды и свойства стали".

Методическая разработка "Стали. Виды и свойства стали" предназначена в помощь учителям при ведении уроков в 7 классах....

Конспект урока по технологии в 7 классе (мальчики) по теме: "Сталь. Виды стали".

Конспект урока технологии (мальчики) в 7 классе по теме: «Сталь, её виды и свойства».Цель: познакомить с понятием сталь, ее свойствами, развивать речь, воспитывать трудолюбие.Задачи урока:...