«Земля моя любимая» (конспект занятия для подготовительной группы)
материал на тему

Реализация национально-регионального компонента

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:
- Воспитывать любовь и уважение к родному краю, интерес к культуре и искусству мордовского народа.
- Развивать у детей навыки исполнительского песенного, танцевального, игрового, импровизационно – танцевального творчества и творчества при игре на инструментах.
- Учить узнавать песни, музыку по мелодии, вступлению, определять форму, называть произведение, композитора.
Импровизировать мелодии по заданному направлению и ритму, петь с закрытым и открытым ртом, с названием нот в ансамбле, хором, с запевалами эмоционально – выразительно, самостоятельно начиная и заканчивая пение с сопровождением и без него.
Придумывать ритмы, читать ритмические рисунки по схемам и передавать на инструментах ритмы, услышанные в исполнении оркестра народных инструментов.
Легко и выразительно исполнять элементы мордовских народных и современных танцев, импровизировать движения под музыку.
Материал и оборудование:
Мольберт, фланелеграф, тесьма в коробочке, ширма настольная, указка, фишки, эмблемы команд «Умарина» и «Лейне», призы, национальные костюмы. Шумовые нетрадиционные инструменты по количеству детей, ложки деревянные большие – 2 шт., металлофоны – 2 шт.
Иллюстрация, нотная и графическая запись «Вай, тон, ката, катоня». Графическое изображение «Кавто цёрат», «Вай Ванине, Ванине».
Схемы ритмических упражнений (6-7схем). Музыкально – дидактические игры «Что делают в домике?», «Веселый концерт». (Игровое поле, кубик, балалайка, платочек, шапочки - горшочки).
Аудиозаписи:
- «Мордовочка» исп.Л.Князькова,
- «Торама», «Наигрыш на нюди», «Лавсень моро».исп.А.Атласова,
- «Эрзянский перепляс» Н.Спиркина,
- «Луганясо келуня».исп.Л.Князькова,
- «Вальс».исп. Г. Макшева.
Грамзаписи:
- «Марш». Л.И.Воинова.
- «Мордовский танец» Л. П. Кирюкова.
Музыкальный репертуар:
1. «Мордовочка»Е.Конкиной. 9. «Лавсень моро»Н.Кошелевой.
2. «Вай тон, ката, катоня».
Морд.нар.песня. 10. «Вай, Ванине, Ванине».м.н.п.
3. «Кавто цёрат».
морд.н.п. 11. «Луганясо келуня».морд.н.п.
4. «Мордовский танец»Л.Кирюкова. 12. «Горшочек». (морд.нар.игра).
5. «Торама»- современные ритмы. 13. «Частушки» (на морд. яз.)
6. «Наигрыш на нюди». 14. «Земля моя любимая» А. Аверкина.
П.Черняева.
7. «Марш».Л.И.Войнова. 15. «Вальс» Н. Кошелевой.
8. «Эрзянский перепляс».
Зал празднично украшен. На центральной стене панно, в центре, которого флаг Мордовии, слева – справа мокшанка и эрзянка в национальных костюмах, вверху надпись «Мордовия – любимая моя».
Дети с воспитателем свободно входят в зал, садятся на приготовленные стульчики.
Музыкальный руководитель – Ребята, вы любите свой край? А кто из вас хотел бы стать знаменитым и прославить Мордовию на всю Россию? Все великие люди бывают малышами и, вполне возможно, что кто – то из вас станет очень известным музыкантом, но и бизнесмены, и врачи, и милиционеры, и модели с удовольствием поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и даже сочиняют музыку, потому что в детстве они этому учились. Вот и мы с вами сегодня, играя, будем учиться сочинять мелодии, ритмы, танцы, то есть заниматься творчеством. А чтоб узнать, у кого это получается лучше, мы посоревнуемся. Оценивать результаты вашего творчества мне помогут Маша – выпускница нашего детского сада и ваши товарищи Алеша и Максим. За каждое, правильно выполненное задание, команда получитт фишку, а в конце занятия мы узнаем команду – победительницу. Итак, команда «Умарина»- капитан Юля; команда «Лейне»- капитан Миша.Занятие построено на материале мордовских народных песен, мелодий, музыке композиторов Мордовии, поэтому и вам, и Ирине Сергеевне (воспитатель группы) я предложила нарядиться в мордовские национальные костюмы, и первый конкурс «Демонстрация моделей женской национальной одежды». Под аудиозапись песни «Мордовочка» сл. и муз. Е. Конской в исполнении Л. Князьковой демонстрируются модели женской национальной одежды.
Музыкальный руководитель:
Второе задание узнать песенку по исполнению на металлофоне,
- сыграть на металлофоне,
- спеть по нотам,
- по графическому изображению.
Воспитатель играет на металлофоне (за ширмой) морд. нац. песню «Вай, тон, ката, катоня», дети узнают, называют ее, желающий ребенок играет на металлофоне, остальные поют по нотам хором, по графическому изображению – на «а-а».
Музыкальный руководитель: третье задание - выбрать из предложенных двух, графическое изображение мордовской народной песни «Кавто цёрат». Спеть два куплета песни, чередуя пение с открытым и закрытым ртом, по фразам.
1фраза – «Умарина» - со словами, «Лейне»- с закрытым ртом.
2фраза – «Умарина»- с закрытым ртом, «Лейне»- со словами.
Припев – обе команды со словами.
Муз.руководитель: Вадря! Следующее задание: Сочини мелодию по заданному направлению и ритму.
Музыкальный руководитель показывает рукой направление движения мелодии и ритмический рисунок. Дети озвучивают показ, импровизируя голосом.
Муз.руководитель: Выполнить ритмические упражнения по схемам (6-7).
Дети, читая ритмические рисунки, хлопают, топают и пропевают свои действия.
Муз.руководитель: Следующее творческое задание – игра «Придумай ритм и подари его детям».
Ребенок исполняет на ложках придуманный ритмический рисунок, дети повторяют его.
Муз.руководитель: А сейчас командам предлагается на шумовых инструментах
передать ритмы 1части «Мордовского танца» Л.П.Кирюкова.
В грамзаписи звучит «Мордовский танец» Л.П.Кирюкова, дети играют на шумовых инструментах (нетрадиционных) 1. часть.
Муз.руководитель: Ансамбль «Торама» приглашает всех нас на танцевальную разминку. Кто хочет руководить ею?
По показу желающего ребенка дети выполняют современные танцевальные движения. Музыка звучит в записи.
Муз.руководитель: Ребята! Что это? (показывает нац. морд. инструмент «Нюди»). Правильно, дудочка, а мордовское ее название нюдя. Сделал её из тростниковой травы руководитель ансамбля Торама – Владимир Ромашкин и подарил моей подруге. Играть на ней непросто. Это целое искусство. Давайте послушаем, как на ней играют мастера.
В записи звучит «Наигрыш на нюди». В старину, чтоб усилить звучание нюди делали так – брали две нюди и снизу, плотно соединив, обворачивали берестой. Давайте ещё раз послушаем звучание нюди.
Дети хором повторяют название – нюди, повторно слушают «Наигрыш на нюди»
Муз.руководитель: Играем – соревнуемся дальше.
Следующее задание – узнать и назвать музыку, звучащую из окна дома.
Проводится музыкально – дидактическая игра «Что делают в домике?» («Марш»: Л.И.Войнова, «Лавсень моро»Н. Кошелевой, «Эрзянский перепляс»).
Муз.руководитель: А сейчас посмотрим, кто победит в игре «Веселый концерт». Водящим у нас будет (желающий ребенок).
На планшете иллюстрации к морд. нар. песне «Вай, Ванине, Ванине», морд. игре «Горшочек», к «Частушкам» на морд. языке, к танцу под пение песни морд. народной «Луганясо келуня».
Муз.руководитель: И последнее конкурсное задание «Создай свой танец». В этом конкурсе могут принимать участие все желающие.
Под музыку «Вальса» Н. Кошелевой дети импровизируют движения танца, приглашают гостей.
Подводится итог занятия, награждение участников конкурса.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки «З», «Зь».

Применение здоровьесберегающих технологий на занятии....

конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР "На морском дне"

Цель: продолжать обучать детей образованию глаголов-антонимов (стоит-лежит, наливает-выливает, одевается-раздевается); продолжать работу над умением подбирать однородные определения и составлять...

Конспект занятия в подготовительной группе "Весна идет"

Итоговое занятие в подготовительной группе...

Конспект занятия в подготовительной группе Лексическая тема: «Школьные принадлежности»

Конспект занятия в подготовительной группеЛексическая тема: «Школьные принадлежности» с использованием иллюстрированных чистоговорок для автоматизации поставленных звуков Задачи:...

Конспект занятия в подготовительной группе «Мой край – Кубань моя родная»

Цели и задачи: Обобщать знания детей о развитии  сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться новому облику нашей малой родины....

Конспект занятия в подготовительной группе "День земли"

Этот праздник призван объединить людей всей планеты в деле по защите окружающей среды. Как известно, люди сами губят свою планету: вырубают леса, загрязняют воздух, почву и воду, осушают водоемы. Все ...