Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи в подготовительной группе чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
план-конспект

Балковая Елена Сергеевна

Чтение рассказа К. Д. Ушинского  «Слепая лошадь»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_balkovayae.s.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа К. Д. Ушинского  «Слепая лошадь»

Цель: Расширить  кругозор дошкольников о благодушном  и добросердечном человеке,  используя  художественное  слово.

Задачи:

  • Способствовать положительному эмоциональному восприятию художественного рассказа;
  • Формировать понимание нравственности человеческих ценностей;
  • Развивать позитивное отношение к живому, желание проявлять сочувствие и доброту;
  • Воспитывать уважение к окружающим. (4)

Организационный  момент

Давай - ка дети,   встанем с вами  в круг, возьмемся за руки, поздороваемся и почувствуем, как дружеское тепло переходит из рук в руки каждого из вас!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Мотивационный  момент

 А сейчас, ребята, отгадайте загадку:

«Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок,

Нету лап, нету рук, а приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет (книга).

(Показать слайд книга)

-Кто,  мне скажет? Где,  же живут книги? (на полках, в книжном магазине, в киосках, в  библиотеке)

(Показ слайда библиотека, книжный магазин, киоск)

-Ребята, а у вас дома есть книжная полка?

-И у  нас в группе очень много книг. Где они хранятся? (подходим к полке)

-Давайте  посмотрим!  Какие книги  у нас имеются? (рассказы, сказки, стихи…)                                                                                    

- А кто из вас,  мне может сказать, кто наполняет книги  сказками, рассказами, стихами? (писатели)                                                                              

 - Ребята, вы уже знаете некоторых детских писателей. Сегодня я хочу вас познакомить еще с одним выдающимся писателем. Представляю вашему вниманию Константин Дмитриевич Ушинский. (Показать слайд К.Д.Ушинского)

Основная часть

Воспитатель: Дети, это портрет писателя К.Д.Ушинского. Давным-давно не далеко от Москвы в городе Тула родился Константин Дмитриевич Ушинский. Костя рос любознательным и послушным мальчиком. В школе учился  хорошо и отлично. По окончанию школы, был зачислен в Московский университет. Впоследствии, высшего обучения стал учителем. Константин Дмитриевич  работал учителем в разных городах в Ярославле, Петербурге и даже за границей. Он поставил перед собой цель: научить деток читать и писать так, чтобы им было интересно и увлекательно. К.Д.Ушинский сочинял интересные и познавательные рассказы для детей. Придумывал игры и загадки. Так вышла  знаменитая книга «Родное слово». Эта книга   принесла большую славу Ушинскому,  славу  народного  учителя (1).  Какие произведения К.Д. Ушинского вы, знаете? О ком пишет писатель?

Дети: «Четыре желания», «Умей обождать», «Леший», «Спор животных», «Чужое яичко».

Воспитатель:  Ребята, обратите внимание, на экране представлены несколько книг с произведениями К.Д.Ушинского. А теперь, давайте подойдем к столу и рассмотрим эти книги. Многие из вас, могут прочитать, как они называются. (Показать слайд с детскими книгами)                                                            

Воспитатель: Ребята, молодцы! Вы правильно отметили, что все произведения Ушинского про животных. Представьте, что мы находимся на большой книжной выставке К.Д.Ушинского. Как же много интересных книг у нас сегодня! Но я хочу дополнить нашу выставку еще одной очень интересной книгой. А про кого идет речь в этом произведении вы, узнаете, отгадав загадку:

Грациозна и стройна -                                                                                       Детям нравится она.                                                                                    Позволяет сесть верхом,                                                                                          Машет гривой и хвостом,                                                                                              И тележку повезет -                                                                                           Никогда не подведет (2).

Дети: Лошадка

Ребятки! Давайте с вами немножко разомнемся вместе с лошадкой. Встаем и делаем большой круг. Все готовы? Тогда поехали!

Быстроногая лошадка утром делала зарядку

Потянулась для начала и копытом постучала

Цок! Цок! (дети поочередно топают ногами)

А теперь прыжки вперед,

В бок, назад, наоборот.

Скок! Скок! (прыжки на месте)

Бег на месте, а потом-

Махи гривой и хвостом

(руки на пояс, повороты туловища)

Мах! Мах!

До чего же хвост и грива

Шелковисты и красивы!

Ах! Ах!

Громко фыркнула лошадка:

-Фр-р-р! Закончена зарядка!

Не пора ли подкрепится?

Дайте сена и водицы.

Воспитатель: А сейчас, дорогие ребята, я прочту вам рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Слепая лошадь».(5)

После чтения.

Воспитатель: В рассказе «Слепая лошадь» нам встретились новые слова. Я познакомлю вас с ними. Посмотрите на экран.

Князь – глава области (княжества).

Парча – тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими серебряными и золотыми нитями.

Соболя – мех хищного зверька семейства куньих.

Роскошно – богато; роскошный – выделяющийся великолепием.

Мера – старинная русская единица измерения объема сыпучих тел.

Рогатина – копьё с развилкой на конце.

Хворать – болеть.

Хилеть – становится болезненным, слабым.

Узда – часть упряжки, надеваемой на голову животного.

Единодушно – согласие, проявляемое всеми. Стреха – старинное название нижнего края соломенной крыши у деревянного дома, избы.

Вече – собрание людей на площади для принятия важных решений.(3)

Воспитатель: Ребята давайте теперь обсудим рассказ и ответим на вопросы.

Воспитатель: О чём этот рассказ?

Дети: О лошади, которая ослепла и стала ненужной.

Воспитатель: Как звали любимого коня купца?

Дети: Догони-Ветер.

Воспитатель: Сколько разбойников напало на Уседома?

Дети: Шестеро разбойников.

Воспитатель: Кто его выручил?

Дети: Уседома спас его верный конь Догони-Ветер.

Воспитатель: Как купец обещал отблагодарить  спасителя.

Дети: Он обещал никогда не продавать, не дарить и не прогонять коня, чтобы с ним не случилось. Как бы он не состарился  ежедневно, до самой смерти отпускать коню по три меры лучшего овса.

Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово?

Дети: Купец не сдержал слово.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что слепой конь стал обузой.

Воспитатель: Как получилось, что Догони-Ветер ослеп?

Дети: Купец торопился к семье и не позаботился о коне, который выбился из сил после происшествия. А его работник тоже не ухаживал за конем.

Воспитатель: Как поступил Уседом со слепой лошадью

Дети: Велел прогнать ее со двора.

Воспитатель: Что чувствовал Догони-Ветер, когда остался один?

Дети: Он был печальным и растерянным.

Воспитатель: Как, по-вашему, поступило вече? Купцу вынесли справедливый приговор?

Дети: Да. Народ правильно поступил с жадным купцом. Его обязали сдержать своё слово и кормить коня до самой смерти  под присмотром наблюдателя.

Воспитатель: Этот приговор был вырезан на камне, чтобы никто так больше не смел поступать.

Воспитатель: Чему учит нас этот рассказ?

Дети: Что за добро нужно платить добром и не поступать плохо с беспомощными людьми и животными. Нужно любить всё, что нас окружает.

Воспитатель: По этому поводу есть хорошее стихотворение Владимира Орлова «Я узнал, что у меня есть огромная семья":

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле — каждый колосок,

Звери, птицы, и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Всё, что рядышком со мною, —

Это всё моё родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нём!

Дети, как вы думаете, где можно увидеть добро? (в поступках, чувствах и действиях)

А для чего нужны добрые поступки? (ответы детей).

Творческая деятельность: «Доброе сердце».

Воспитатель показывает детям огромное сердце, вырезанное из картона.

Воспитатель: У меня есть большое сердце. Оно не яркое и грустное. Я предлагаю вырезать много ярких сердечек и нарисовать на них символы доброты: улыбки, объятья, слова поддержки. Мы украсим это сердце, и оно станет нашим символом добра. А назовём мы его «Доброе сердце»!

Воспитатель включает песню: «Что такое доброта» Барбарики.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое и доброе сердце у нас получилось.

Итог:

- Дети, с каким произведением мы сегодня познакомились? («Слепая лошадь»)

-А кто его автор? К. Д. Ушинский.

-Чему этот рассказ вас научил?

Есть хорошая пословица: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью!». Вы сегодня все были молодцы! Спасибо вам!

ЛИТЕРАТУРА

1. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: биобиблиографический список / сост. О. Н. Сапронова; ГУК ЯО «Областная юношеская библиотека им. А. А. Суркова», информационно-библиографический отдел. –  Ярославль, 2023. – 18 с.

2.   Иван Григорьевич Кузьминов. Сто загадок про лошадок. Для полезного чтения детям 2022 .- 22с. ISBN: 978-5-0056-6064-0.

3.  Ожегов, Сергей Иванович (1900-1964). Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2021. - 1376, [1] с. : портр.; 22 см. - (Новые словари).; ISBN 978-5-94666-678-7.

4. Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

5. Ушинский, Константин Дмитриевич (1824-1870.). Слепая лошадь : [Рассказ. Для дошкол. возраста] / Константин Ушинский;, 2023. - 11 с. : цв. ил.; 20 см. ISBN: 9785433502123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка: - познакомить детей с правилами приветствия,- рассказать историю этих правил;- вызвать желание быть вежливым....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....

Занятие по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему " Насекомое"

Занятие по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему  " Насекомое"....

Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Многозначные слова"

Занятие разработана для детей подготовительной группы детскогосада. В доступной форме для детей проходит знакомство с многозначными словами....

Конспект занятия в логопедической группе по развитию речи (подготовительная группа)

*Закрепление произношения звука Ч в связной речи.      *Пересказ сказки с элементами драматизации.     *Закрепление словообразования притяжательных прилага...