примерная программа по изо
рабочая программа по теме

Манух Олеся Александровна

примерная программа по изобразительному искусству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного предпрофессионального образования детей

«Детская школа искусств п.Озёрный»

«Утверждаю»:

                                     

_____________  


 «______» _______________ 200__ г.

Примерная программа

учебной дисциплины

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ

                                                       1,2,3 класс

                             

                                                   2012г

Тема№1








Тема№2





Тема№3







Тема№4






Тема№5








Тема№6










Тема№7







Тема№8







Тема№9







Тема№ 10





Тема№11








Тема№ 12






Тема№ 13






Тема№ 14





Тема№15








Тема№ 16





Тема№ 17

Вводная беседа. Беседа о творчестве в любой области.

Цель :развитие интереса, эмоциональной отзывчивости.

Задачи: рассказать об изобразительном искусстве, о видах, художниках. Дать определение изобр. ис- во.

Материалы: репродукции картин, видео, книги, музыкаль.сопровожение.


Инструменты живописца.

Цель: приобщение к работе.

Задачи: на примере изоинструментов, показать различные виды техник с показам репродукций, рассказать о изоинструментах, материалах их составах, св-вах ( вреде и безопастности).


Эстетическое восприятие действительности

Цель: развитие наблюдения, впечатления,   образов.

Задачи: на примере пейзажных репродукций показать образность времён года « Золотая осень», на примере явлений природы « Косые струи дождя», на примере животных «Птицы летят»Сделать быстрые наброски по памяти на основе увиденного. Тёплые, холодные цвета.

 Рассказ про «Знаменитое полотно»

Цель: умение описать картину

Задачи: на примере репродукции, научить плоскостности, планам ( передний ,задний, средний), композиции, цветовое решение, характер, смысловая нагрузка и т.п. Дать описать уч-ся репродукцию.

Материалы: репродукции, видео, музыка.

Эстетика мира вещей

Цель:  изучение традиций

Задачи: на примере местных изделий текстиля, дпи и сравнении с другими регионами, областями, показать обычаи, традиции, изучить символику орнамента.

Материалы: фартуки, головные уборы, пояски т т.п. ручной работы, наглядное пособие, народная музыка.


Декоративно- прикладная искусство: Народная игрушка. Роспись по дереву. Лаковая миниатюра. Обработка различных материалов: металл, дерево, кость, кожа, пластик и т.д. Орнамент, узор. Панно, коллаж, витраж , батик.

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, общего кругозора, эстетического воспитания, художественного интереса к творчеству.

Задачи: изучить единство формы предмета, декоративное оформление. Игрушка- забава, произведение народного ис-ва. Резная дерев. ис-ва., изучение красочности, декоративности, узор, орнамент. Такт, стилизованность, виды орнаменты, символику узора.


Пейзаж. Настроение в пейзаже.

Цель: повторение, изучение жанра.

Задача: изучение жанров пейзажа, средство выражение пейзажа. Художников.

Материалы: пейзажи И.Левитана, А. Куинджи, К. Коро, М. Добужинского, А. Дайнеки.


Портрет. Композиционные решения.

Цель: раскрытие художественного образа.

Задачи: на примере репродукций изучить строение  фигуры человека и лица. Композиционное решение (почему): поясной, полуфигурный, фигурный, групповой, конный( живопись, графика, скульптура). «Самая знаменитая улыбка»

Материалы: Леонардо да Винчи, Рембрандт, О. Кипренского, К. Брюллова, В. Серова, П.Корина, В. Мухиной.

Понятие о натюрморте.

Цель: изучение мотивов для творчества.Стиля,вида.Задачи: дать понятие( бытовой, исторический), натюрморт- образное отражение  духовного мира человека.

Материалы: произведения Я. Вермеера, Ж. Шардена, П. Федотова, К.Коровина, М. Сарьяна, И. Машкова, К. Петрова- Водкина, А. Никича, В. Стожарова.

Образная характеристика животного.

Цель: эмоциональное восприятие.

Задачи: изучить в произведениях анималистов передачу характера животных.

Материалы: П. Снайдерса, А. Дюрера, В. Серова, В. Ватагина, Н. Ефимова, Е. Чарушина.

Книжная иллюстрация.

Цель: техника, смысловые связи между предметами, палитра, гармония .

Задачи: разговор о своеобразии  иллюстрации, показ работы художника-иллюстратора, связь иллюстрации с текстом книги, её оформлением. Иллюстрация- часть образного решения книги в целом. Иллюстрация  в детской книги.

Материал: Ю.Васнецов, ил-ция к сказке « Три медведя»; Е. Чарушина- книга « Теремок», Т. Маврина, ил-ция к сказкам. Детские рисунки.

Шутка и игровые ситуации в изобразительном искусстве.

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости.

Задачи: ил-ция к детским книжкам. В. Сутаев « Петух и краски», М. Каневский « Золотой ключик»,  К. Чуковский « Федорино горе», различить характер произведений( весёлый ,оживлённый, игровой)


Красота и характер природы

Цель: эстетическое восприятие действительности

Задачи: на примере различных мест нашей страны и др. стран : Русский Север, Средняя Азия, Казказ, Сибирь, Полесье, Прибалтика, Украина, Беларусь, Молдавия изучить красоту и характер природы.

Материалы: фото, видео.

Динамика композиции.

Цель:  ком-ция- средство раскрытия содержания произведений.

Задачи: изучение батального, исторического жанров.( Д. Веласкес, Э. Делакруа, В. Сурикова, М. Грекова, А. Дайнека).

Костюм. Костюмы сказочных персонажей.

Цель: развитие фантазии, образности.

Задачи: знакомство с костюмами героев русских народных сказок, костюмами героев мифов.

Материалы: Ю. Пименов, В. Кустодиев,  П. Федотов, Венецианов, Я. Вермеер, Делакруа. Васнецов .Сказки: Иванушка –дурачок, Снегурочка( А. Островский), Красная шапочка, Буратино и др.Декоративность и выразительность костюмов, образная характеристика прочтение из кнгиг.

Рисунок.

Цель: приобретение навыков.

Задачи: что такое рисунок( виды). Штриховка.

Материалы: репродукции Леонардо,  импрессионистов, кубистов, портретистов.


 Повторение

Цель: выявление знаний пройденного

Задачи: устный опрос. Зачёт.


Всего














 1













1







1






2







2







7










1







2








2






2






2







1






2






1





2










2




1


32


                                                 

                                                        Содержание

  1. Паспорт примерной программы учебной дисциплины
  2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
  3. Условия реализации
  4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

                         

                                     

               Паспорт примерной программы учебной                         дисциплины         «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»

 

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области художественного искусства « Живопись».

 Примерная программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.

                                     

             Пояснительная записка

Срок реализации программы составляет 3 года:

Программа  « Беседы об ис-ве» включает:

32 часа аудиторной нагрузки- 1 класс;

33 часа аудиторной нагрузки-2 класс;

33 часа аудиторной нагрузки- 3 класс;

Всего: 98 часов

Самостоятельная работа 49 часов

                                     

Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни уч-ся, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Эти задачи решает данная программа

Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях ДШИ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.

                                             

ЦЕЛЬ: эстетическое, художественное ,эмоциональное,  образное, ассоциативное развитие уч-ся.

Форма и режим обучения. Основной формой обучения является урок-занятие с группой обучающихся, продолжительность урока 45 минут. Занятия проводятся один раза в неделю.

Форма контроля. Основной формой контроля выполнения программных требований является зачёт в конце года, опрос на уроке, активность уч.-ся на уроке.

Критерии контрольных требований:

  1. знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2. уметь различать основные и составные теплые и холодные цвета;
  3. узнавать отдельные выдающиеся произведения искусства и называть
    их авторов;
  4. находить в прессе информацию о художественных выставках;
  5. уметь использовать художественные материалы;
  6. уметь применять средства художественной выразительности
    в изобразительной деятельности;

     Структура и примерное содержание программы

     

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

  1. названия цветов ,свойства рисовальных материалов (карандаши, акварельные и гуашевые краски и т. д.), о работе акварельными и гуашевыми красками (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т. д.);
  2. порядок смешения акварельной краски с водой для получения новых сочетаний (розовый, бледно-красный, бледно-оранжевый, бледно-зеленый, голубой, бледно-синий, сиреневый и т. д.).

К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

  1. правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш; правильно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  2. различать рисунок от живописи,  отличать особенности видов в изобразительном ис-ве.
  3. чувствовать и эмоционально реагировать на предметы и объекты изображения в действительности, в произведениях изобразительного искусства;
  4.  пропорции, строение, цвет предметов;
  5. Уметь рассказать по своему рисунку тему и замысел.
  6. Уметь рассказывать об известных ему картинах русских художников;
  7. Народное творчество, его виды, стилистика.
  8. Использовать в работе жизненные наблюдения;

-сформировать комплекс первичных знаний об ис-ве, его видах, жанрах, напрпвление на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к  искусству и деятельности в сфере искусства;

-анализ произведений ис-ва;

- восприятия художественного образа.

                                 

                                         

Условия реализации программы  

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

-наличие мастерской;

-оборудование стеллажами, партами, стулья;

- освещение;

- наличие  воды;

-наглядность( наглядный материал для показа);

-предметность( макеты, муляжи, гипсы и т.п.);

- кладовая для хранения;

На уроках следует активно использовать: видео записи, аудио кассеты с народной и классической музыкой, репродукции  картин , рисунки учащихся, наглядные пособия, книги по теме,предметная наглядность.

                                     

                               

                       Список литературы:

1.Алексеева В.Что такое ис-во.-Вып.1.-М: Советский художник.

2. Волков.Н. Восприятие картины.-М,1976

3. Глинская И. Методика обучения в 1-3 кл изобразит. ис-во.-Киев, 1978

4.Искусство и дети. Эстетическое восприятие.-Искусство,1996.

5.Неменский Б. Распахни окно.-М. 1974.

6.Шпикалова Т. Народное ис-во на уроках декоратив. Рисования.- М. 1974

7.Эстетическое восприятие школьников./ Ред. А. И. Буров, Лихачёв,-М.1974

8.Алпатов М., Ростовцев н. Искусство.- М,1969..

9.Изобразительное ис-во, проект для ДШИ,-М..1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...