"Праздники в буддийской культуре"
методическая разработка (5 класс) на тему

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdniki_buddiyskoy_kultury.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

«Праздники в буддийской культуре»

(учебный модуль «Основы буддийской культуры»)

Разработчик:

Андриянова Е.Б., учитель русского языка и литературы  МКОУ Демидовская СОШ

                               Гусь-Хрустального района

Модуль: «Основы буддийской культуры»

Класс: 5

№ урока: 28

Тема: «Праздники в буддийской культуре»

Тип урока: изучение нового материала.

 Цель: сформировать у учащихся представление о значении праздников в буддийской культуре.

 Задачи: 

   Образовательная: 

  1.  формирование у учащихся первоначальных представлений об основных праздниках буддийской религии;
  2. выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни.

   Развивающая:

  1. обогащение словарного запаса детей новыми словами историко-культурологического значения (сагаалган, хуралы, дончод-хурал, майдари-хурал, лхабаб дуйсэн, зула-хурал, круговращение Майтреи, майдари-хурал);
  2. развитие духовно-нравственной культуры, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

  Воспитательная:

  1. воспитание взаимоуважения и бережного отношения к буддийским традициям народов, устойчивого интереса к буддийской культуре;
  2. воспитание толерантности и доброжелательного отношения к одноклассникам.

   Компетентности:

  1. коммуникативная
  2. творческая
  3. информационная
  4. личностно-смысловая

    Предварительная подготовка:

  1. подбор музыки
  2. подбор иллюстративного материала
  3. поиск информации о праздниках

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация
  2. аудиоаппаратура
  3. иллюстративный материал

Прогнозируемые результаты:

  1. умение выбирать и систематизировать нужную информацию
  2. умение применить полученные знания
  3. умение составлять связный текст

Ход урока:

  1. Организация учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

  (звучит буддийская мелодия) (слайд№1)

Лучше будет, если взамен тысячи слов
Ты отыщешь одно, но такое, что вселяет Мир.
Лучше будет, если взамен тысячи стихов
Ты найдешь один, но такой, что покажет Красоту.
Лучше будет, если взамен тысячи песен
Ты найдешь одну, но такую, что дарует Радость.

                                                             (Дхаммапада)

          -  Какие чувства вы испытываете, слушая эту мелодию?

             (грусть, спокойствие)

          -  А какие ассоциации возникают у вас при слове праздник?

             (радость, веселье, подарки, угощенья, отдых) (слайд№2)

          -  Что такое праздник?

          -  ПРАЗДНИК - нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо            

                              события

  1. Сообщение темы и цели

    -  Наверное, вы уже догадываетесь о чём на этом уроке пойдёт речь?

       ( о празднике)

    -  Вы совершенно правы.

    -  Сегодня вы познакомитесь с праздниками в буддийской культуре.

            Тема урока:  «Праздники в буддийской культуре»

  1. Работа над темой урока.

Слово учителя.

    - Для понимания смысла буддийских праздников следует отойти от привычного  «сегодня  праздник, значит, надо радоваться и отдыхать».

       Праздник для буддистов – это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов.

             В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий и такое же количество раз увеличиваются заслуги  при совершении добрых, благих деяний.

        Основными праздниками буддийской культуры являются: (слайд№3) сагаалган, дончод-хурал,майдари-хурал, лхабаб дуйсэн, зула-хурал, круговращение Майтреи (майдари-хурал).  Давайте подробней остановимся на каждом из них. (слайд№4)

Буддийский Новый год – Сагаалган.

Праздник Белого месяца,

праздник вечного месяца.

Только доброе ценится,

только в светлое верится.

       

Праздник Нового года празднуют между концом января и серединой марта, в первое новолуние по лунному календарю. Дату встречи буддийского Нового года ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы – хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра.

Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища – молоко, сметана, творог, масло. Первый день года буддисты проводят в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным и называется Белым.

             Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет.
           Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).

         (слайд№5) Майдари-Хурал  является одним из самых торжественных праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество людей. В этот день после праздничного молебна из храма выносят скульптурное изображение Майтреи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня или слона. Окруженная верующими колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по ходу солнца.
           Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Эта процессия движется в течение всего дня вдоль наружной стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника —
 «Круговращение Майтреи». Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.
            В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы.

             (слайд№6)Лхабаб дуйсэн (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю)

               Согласно преданию, до того как обрести последнее земное воплощение, Будда  находился на небе Тушита. Для того чтобы перевоплотиться на этом небе, необходимо развить в себе Четыре Безмерных Состояния Пробужденного Ума – Святую Любовь, Сострадание, Сорадование и Беспристрастность. Это Небеса неравнодушных существ, пусть у них еще и остаются чувственные желания.
              Проживая  в царстве счастливых небожителей, Будда  понял, что ему нужно совершить последнее перерождение среди людей на земле в хорошо известном образе принца Сиддхартхи Гаутамы. Спускаясь с небес Тушиты в мир людей, Будда возложил свою корону на голову Будды Грядущего Майтреи, который в настоящее время проповедует там Учение богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю.
               Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» — это и есть главная идея данного праздника.
               В некоторых странах торжества Лхабаб Дуйсэн длятся почти целый месяц. Внутри и вокруг храмов зажигаются светильники и проводятся молебны (хуралы), которые завершают торжественные процессии и шествия.
             В ночь полнолуния городские площади, улицы, дома, храмы  освещаются горящими свечами, масляными лампадами и электрическими лампочками. В некоторых монастырях под звуки духовых инструментов снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя этим действием сошествие Будды на Землю.
          Характерным элементом этого праздника является подношение духам рек (Хозяину воды): на особых подносах устанавливают зажженные свечи, кладут монетки и еду, а затем пускают эти подносы по реке. Это подношение сопровождается праздничной процессией с фейерверками, боем барабанов и ударами гонга.

            (слайд№7)Зула Хурал — «Праздник тысячи лампад»

         Важнейший памятный день для последователей буддизма. Зула-хурал проходит в течение трёх дней.
Праздник посвящен великому Учителю Достопочтимому Ламе Дже Цонкапе. Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости, рассеивающий тьму неведения у живых существ.
       В этот день принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением      к  небожителям всех времён.
        В дни празднования Зула-хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям

          (слайд№8) Дончод-хурал — праздник посвящен 3 главным событиям в жизни Будды: Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.

             В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики  делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов  принято расставлять масляные лампы. Люди посылают открытки своим друзьям; на них, как правило, изображаются памятные события из жизни Гаутамы Будды.

            Миряне также посещают местные храмы и монастыри,  медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды, Дхармы и Сангхи (трёх драгоценностей), являющимися для буддистов исключительно важными. Выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей строгостью, что ведёт иногда к запрету на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам.  

Вывод:

- В заключении хочу сказать вам, что Буддисты верят, что по истечении пяти тысячелетий после Будды  на Землю придет Будда Майтрея. Поэтому буддисты ожидают, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного Просветления и будет учить чистой Дхарме.

  1. Обобщение изученного.

В чем состоит смысл буддийских праздников? ( чистота в храмах, в домах, в душах и телах)

Блиц-турнир.  (слайд№9)

Я называю праздник, а вы очень кратко объясняете его суть.

  1. Дончод-хурал  (праздник посвящается 3 главным событиям в жизни Будды: Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.)
  2. Зула-хурал («праздник тысячи лампад»)
  3. Майдари-хурал (Круговращение Матрейи)
  4. Лхабаб дуйсэн (нисхождение Будды с неба Тушита)
  5. Сагаалган  (Новый год в буддизме.)

3.Назовите праздник по  словосочетаниям. (слайд№10)

  1. Бессонная ночь, обряд очищения-Гутар, белые продукты (сагаалган)
  2. Золотистый цвет кожи, ваза с напитком бессмертия и колесо Дхармы (Майдари-хурал)
  3. Зажженные свечи, монетки, подношение духам рек, удары гонга (лхабаб-дуйсэн)
  4. Тысячи лампад, обет молчания, каша из кусочков теста (зула-хурал)
  5. Рождение, Просветление, Уход в нирвану Будды (дончод-хурал)

4.Соотнеси праздник по  картинке.

( мультимедийная проекция) (слайд№11)

5.В какой праздник на праздничном  столе вы увидите и угоститесь?

   (слайд№12)

  1. кашей из кусочков теста (Зула-хурал)
  2.  козинаки (Дончод-хурал)
  3. чаем со сладостями (Майдари-хурал)
  4.  белыми продуктами (Сагаалган)

         6.Итог урока.

            Мысль в подарок.   (слайд№13)

  1. Рукам работа, душе праздник.
  2. Ленивому всегда праздник.

                                   -  Ребята, как вы понимаете это? (ответы детей)

         7. Рефлексия.   (слайд№14)

            Синквейн (пятистрочный стих, созданный в США В ХХв.) (сочиним вместе)

            Праздник

           (- Дайте определение слову праздник. Какой он?)

            Шумный, веселый.

           (- Какую пользу праздник приносит людям?)

            Радует, кормит, смешит.

           

            Всякая душа празднику рада!

            Замечательно!

           8. Домашнее задание.

              Расскажите членам семьи и друзьям о понравившемся религиозном празднике.

     (слайд№15)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Праздника в художественной культуре

Проект урока МХК для старших классов. Проводился в рамках конкурса "Учитель года"...

Авторская программма по изучению традиций,обрядов,праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи,чтению,на внеклассных занятиях "Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим".

Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам - чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагог...

Консультация для педагогов "Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках по физической культуре в ДОУ"

Использование нестандартного оборудования на занятиях и праздниках  по физической культуре в ДОУ. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш сов...

Спортивный праздник по физической культуре и спорту «Навстречу Олимпийскому огню»

Спортивный праздник по физической культуре «Навстречу Олимпийскому огню» проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где обучающиеся приобретают навыки и умения в беге, в прыж...

Презентация урока "ПРАЗДНИКИ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"

В данной презентации рассматривается урок о празднике весны в культуре калмыков, русских и татар.Целями урока являются: воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные ...