Образ Праздника в художественной культуре
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

Курова Валентина Владимировна

Проект урока МХК для старших классов. Проводился в рамках конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_prazdnika_v_hudozhestvennoy_kulture.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

                        Человек и время

Образ Праздника в художественной культуре. Проект урока МХК в старших классах

Цель:  обогащение представления о православном празднике через восприятие его художественного контекста

Задачи:

-  знакомство с произведениями искусства, отражающими образ праздника Сретения: стихотворением  И. Бродского «Сретение», хором С. Рахманинова «Ныне отпущаеши», православной иконой школы А. Рублева

- моделирование образа Праздника  средствами художественного языка музыки, литературы, иконописи

- формирование целостного восприятия на основе синтеза искусств.

Ход урока: Вводная беседа, постановка проблемы                                                                                              Видеоэпиграф из фильма «Видение лествицы»                                                                                                             «Человек  совершает свой путь… С каждым часом он все явственнее ощущает высшую силу его ведущую.»                                                                                                                                                                                   Вопросы для размышления:  Что такое время? В вашем представлении  это вертикаль или горизонталь?                                                                                                                                                                                                                            –Вертикаль как движение в веках от прошлого к будущему и горизонталь- широта  наполнения настоящего времени.                                                                                                                                                                   Чем измеряется время?                                                                                                                                                                                                             – Действиями, событиями, чувствами, оно течет по-разному, то ускоряясь, то замедляя. Эмоциональное состояние времени. Музыкальные примеры:  1- С. Рахманинов «Здесь хорошо» - покой, погружение в себя, умиротворение.2-  Моцарт Фантазия ре-минор – тревожная, «задыхающаяся» тема -человек спешит, торопится, бьется…3- Г. Свиридов «Время, вперед» - активное движение, преодоление, радость победы.                                                                                                                                  Универсальной единицей измерения времени является праздник- праздник семейный, личный – день рождения, новый год, праздники дат, народные праздники. Православные праздники, дают самое глубокое представление о времени, предощущение вечности.                                                                                                                                           Основная часть урока- Праздник Сретения и его отражение в художественной культуре. Созвучия во времени. Анализ художественного языка произведений.

1 этап – Работа с текстом. Чтение учителем стихотворения И. Бродского «Сретение». Предварительное задание учащимся: отметить метафоры, сравнения, которые характеризуют звуки и краски, наиболее интересные образы. / примеры /

2 этап – Моделирование на основе прочитанного текста изобразительного сюжета: персонажи, их  расположение, цветовая гамма, линии. Представление иконы. Сравнение собственных представлений с  изображением на иконе. Знакомство с понятиями:  символ, обратная перспектива. Отметить в тексте стихотворения образ обратной перспективы, плоскостного изображения: «Светильник светил и тропа расширялась», «вершины скрывали, сумев распластаться».

3 этап- Моделирование звукового образа: инструментальная музыка или вокальная,  низкие или высокие голоса , сольное или хоровое исполнение, характер мелодии, динамика. Знакомство с текстом «Ныне отпущаеши», прослушивание хора. Сравнение своих предположений с реальным звучанием. Выделение ключевой жанровой основы музыкального текста - мягкие, покачивающиеся интонации колыбельной песни в хоровой партии, которая служит фоном для повествования сольного голоса, сопоставление сольного и хорового звучания, динамическое развитие. Стихотворный образ: «посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона», «…а было поведано старцу тому…»

- 4 этап – Подведение итогов урока, рефлексия. Предложение отметить самые запоминающиеся словесные, звуковые и изобразительные особенности воплощения сюжета Сретения. Как осознается смысл Праздника: Сретение-Встреча. Кто и с кем встречается? Зима и весна как в народном календаре?  Если вдуматься, вглядеться, вслушаться, то можно понять, что это встреча человека с Богом. Время – вечность.

Заключение урока – Какая встреча произошла сегодня? – с интересными мыслями, со стихами И. Бродского, музыкой С. Рахманинова, с иконой «Сретение». Каждое произведение отражает новую грань образа Праздника, помогает ощутить полноту бытия.  Встреча во времени -иконописец, композитор, поэт. Созвучие образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека

Урок  по изобразительному искусству 4 класс, учитель высшей категории Лапа И.С. Тема урока: «Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека» Цели урока: ...

" Образ художественной культуры средневековой Западной Европы" методическая разработка занятия

Предлагаю использовать мою разработку занятия по  изобразительному искусству и художественному труду на тему "Образ художественной культуры средневековой Европы".Занятие предусмотрено программой ...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Урок изобразительного искусства «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского. 4 класс.

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского интересен сочетанием индивидуа...

Образ собора Парижской Богоматери в контексте мировой художественной культуры

. Одной из задач литературы как вида искусства несомненно является приобщение к миру прекрасного, развитие чувства красоты. Конечно же, это невозможно без глубокой и всесторонней связи с другими...

«ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ. ПРАЗДНИК ЦВЕТЕНИЯ САКУРЫ»

сценарий урока, презентация, буклет по теме "Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"...

Презентация по мировой художественной культуре на тему "Художественные образы в музыке" (8 класс)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. А так же объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отобр...