" Образ художественной культуры средневековой Западной Европы" методическая разработка занятия
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Пилипенко Елена Борисовна

Предлагаю использовать мою разработку занятия по  изобразительному искусству и художественному труду на тему "Образ художественной культуры средневековой Европы".

Занятие предусмотрено программой Б. М. Неменского в 4 классе(3 четверть) в рамках темы " Каждый народ-художник".

Урок предполагает использование ИКТ. Презентуемый материал позволяет значительно расширить кругозор школьников, представить ярче картинки средневекового прошлого. Некоторые слайды содержат задания на этапы урока , некоторые--вопросы к изучаемому материалу урока и четверти. Конспект выстроен в соответствии с презентацией.

Работа ребят индивидуальна на 1 уроке и обобщается в единое тематическое панно на 2 уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе сдвоенный

в рамках темы 3 четверти «Каждый народ—художник»

ТЕМА: «Образ художественной культуры средневековой Западной Европы»

Цель: ознакомление с художественной культурой средневековой Западной Европы. Осознание неповторимости данной культурной эпохи у других народов.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, краски, альбомы, 2 листа ватмана для размещения коллективного панно, геометрический материал( основные геометрические фигуры ,вырезанные из картона).

Зрительный ряд: карта мира, презентация, наглядное пособие о жизни людей в средневековом городе, проектор, магниты.

Музыкальный ряд: этническая музыка средневековья.(«Gregorean»)

План занятия

Первый урок:

  1. Целеполагание;
  2. Введение в проблематику занятия;
  3. Ознакомление с архитектурным обликом городов
  4. Работа с геометрическим материалом;
  5. Индивидуальная работа по созданию отдельных городских строений;
  6. Создание плана композиции «Площадь средневекового города»;
  7. Размещение индивидуально выполненных городских строений на коллективном панно;
  8. Создание «мостовой».

Второй урок:

  1. Ознакомление с образом человека данной эпохи (костюм, образ жизни, ремёсла, праздники)
  2. Индивидуальная работа по созданию образа человека ( размер рисунка человека сопоставим с размерами построек)
  3. Вклеивание в общую композицию фигурок людей с передачей атмосферы праздника в городе.
  4. Выводы по уроку, подведение итогов занятия.
  5. Оценивание.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка готовности класса
  3. Основная часть:

Учитель:

--Ребята, на сегодняшнем занятии мы познакомимся с культурой не одной страны, а нескольких сразу.

 Дети: 

--Нет, не хватит времени урока.

Учитель:

Я вас уверяю, мы справимся. Культура этих стран схожа. Подумайте, почему? Какие факторы формируют культуру народа? ( Дети: -- Местоположение, климат, рельеф…

Проектор . Тема урока. Словарь.

Учитель:--Узнаем, где находятся страны Западной Европы.( работа по карте).Каков климат в этих странах?(исходя из места положения, рельефа).В каких домах живут люди? Из какого материала они строят свои дома? Как выглядят постройки? Каков образ жизни людей? Какими ремеслами(промыслами) они занимаются? Каковы традиции народов Европы? Как они одеваются, какими орнаментами украшают одежду? Какие праздники устраивают?( Каждый ответ ребенок аргументирует , отвечая на вопросы :для чего? Зачем? Почему?)

 Учитель:

--Перед нами стоит задача по созданию панно, которое показало бы лицо средневекового города. Справиться с задачей сможем только вместе. Работать будем поэтапно, два урока.

На нашем панно должна быть изображена площадь средневекового города. Как выглядел город в прошлом?

Ребята: --Из книг, из фильмов. Можно сходить в музей. Можно совершить экскурсию по городу, посмотреть памятники в честь значимых событий, архитектурные сооружения и памятники.

Учитель:--Мы познакомимся с застывшей музыкой тех веков--архитектурой.

Она называется (словарь)«готикой». Готы—это древние племена, жившие на территории современной Германии.

Жители Западной Европы для защиты от врагов  объединяли свои территории   в королевства, правили которыми короли. Средние века— это время для строительства замков, их обносили защитными сооружениями. Какими?

Дети :

--Каменными крепостными стенами, рвом, насыпным валом.

Учитель: --Как называлось подобное сооружение на Руси?

Дети:--Кремль.

Учитель:

--Такие замки были просто необходимы для сохранения сотен жизней людей и должны были быть очень прочными. Из какого материала они должны быть построены?

Дети:--Из кирпича или камня.

Учитель: Люди воевали не всё время. Наступали и мирные времена. Вокруг замков люди строили свои дома в надежде получить защиту в военное время внутри крепостных стен. Так росли города.

Никто не вел план строительства. Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двускатными крышами росли вверх, образуя сплошные стены узких кривых улочек. При всей тесноте люди стремились построить дома каждый по- своему. Со временем и по необходимости жители достраивали 2-3 этажи.

Такие линии домов сами по себе являлись преградой для врагов .Улицы закидывались всевозможным мусором ,образуя баррикады .самые красивые и богатые дома строились около центральной площади. Туда стекались все улочки. В центре возвышался громадный собор, способный вместить всех жителей. Такие соборы принято называть готическими. Постройка собора требовала много времени и больших средств. Строился такой собор на пожертвования жителей города и отчисления из городской казны силами горожан. Несколько поколений трудилось на строительстве. Сыновья и внуки  продолжали дело отцов и дедов. Некоторые из соборов строились более 200 лет. До сих пор своим  величием они поражают человека. Строительство такого сооружения было дело чести жителей города.

В древних народных преданиях жила мечта о счастливом и далеком крае. Этот край называли небесным,  высоким - горним. Легенды рассказывали о сказочных дворцах с прозрачными сияющими окнами.

В архитектурном построении собора ожил этот образ блистающего и возвышенного мира. Нижняя часть собора погружена в мягкий ровный полумрак. Здесь все часть собора соразмерны человеку. Плавное , неспешное движение ведет к алтарю , на восток. Но стоит поднять взор кверху, как возникает чувство стремительного порыва , взлета , от которого захватывает дух. Линии столбов и арок несутся вверх. Там, в вышине их кружево образует прозрачную сень. Там живет мечта.

  Возводили соборы из камня , но от него остался только каркас- столбы, опоры, стрельчатые арки. Стена превратилась в невесомую конструкцию, устремилась вверх. Шпили, направленные в небо венчают грандиозное строение.

Задание.

Двое из ребят «построят» собор. Остальные должны построить дома города.

Каждый строит свой дом. Работа в технике аппликация. Все индивидуальные работы на предназначенном для коллективной работы формате должны образовать центральную улицу города. В центре будет расположен собор.

Проектор «Витражи»

Учитель:

--Работа по освещению огромного сооружения тоже была очень сложна. Не было современных ламп. Люди не знали электричества. Как осветить помещение?

Дети: --Использовали свечи, факелы…

Учитель: --А в дневное время как решить проблему?

Дети: --Для этого нужны окна.

Учитель:--И окна эти назывались витражи.

Заглянем ненадолго в собор. Проектор.

Различные по цвету и форме стёкла соединялись специальными металлическими скрепами. Мерцание витражей завораживало. Перед посетителями собора разворачивались картины священной истории, как ожившая сказка. Сегодня можно ознакомиться со священными текстами., читая специальную литературу, например, «Библию», но в эпоху средневековья книги стоили безумно дорого. Столько же стоил дом зажиточного крестьянина с хозяйственными постройками, огородом, и скотом. Не каждый мог себе позволить прочитать и тем более купить книгу.

Поэтому картины витражей заменяли людям недоступные священные писания.

Учитель:--Чем покрыта территория соборной площади?

Дети:--Камнем

Учитель:--Для чего?

Дети:--Чтобы было удобно и чисто.

Учитель:--В городе мечты нельзя было допустить безобразия. Мечта красива?

Задание: Вырезаем из серой бумаги камни для площади.

Учитель:--О такой чистоте в городе люди в средние века могли только мечтать. На бедных улицах царили беспорядок и грязь. Мы можем посмотреть со стороны как это выглядело.( Демонстрация учебного пособия).

Улицы были настолько узкими, что жители домов на разных сторонах могли поздороваться, протянув друг другу руки из окон. Мусор сжигался в печах, а нечистоты выливались просто на улицу, зачастую, из окон верхних  этажей.

Что еще необычного можно увидеть на картине?

Дети:…

Учитель:--Где бы вы предпочли остаться: в бедных кварталах или на соборной площади?

Дети:…

Рассмотрим украшения собора. Снаружи—это скульптура и рельефы. Они также рассказывают прихожанам священные истории. Знакомят со сказочными животными, причем некоторые  из них—страшные хищники. Они устрашают людей, которые нарушают правильные законы существования.

Интерьер собора.

В соборах звучала замечательная музыка. На этом инструменте очень трудно было воспроизводить звук, но результат стоил больших усилий. Что это за инструмент? (орган).

Под звуки органа пелись особые песни хоралы. Обратите внимание, как украшались стены и потолки. Красивейшие росписи выполнены известнейшими в свое время художниками. Лежа под потолками собора на досках до слепоты они годами ежедневно писали священную сказку.

Второй урок.

Учитель:--Наш урок продолжает знакомить нас с культурой средневековой Западной Европы. Вспомните, какая задача перед нами стоит.

Дети:--Нам надо создать панно, на котором должна быть изображена площадь средневекового города.

Учитель:--Чего не хватает в нашем панно?

Дети : --На панно нет жителей города.

Учитель: --Давайте познакомимся с жителями. Они по разному одеты.О чем может рассказать костюм человека?

Дети:…

(Надо подвести ребят к мысли о том, что костюм—отражение их образа жизни , профессии и достатка.

Учитель: --Среди горожан есть люди разного образа жизни¸ достатка и рода занятий.

Проектор. Костюм средневекового горожанина.

Учитель:-- Одежда богатых была украшена замечательными вышивками. А вот бедняки даже права не имели одеваться ярко. По костюму , его цвету, украшениям можно было сразу узнать, чем занимается человек и каков его достаток. Но у людей разного достатка и ремесла было в костюмах много общего. Ведь костюм выражает общее представление людей о мире. В готическом костюме, как и в архитектуре, преобладали вертикальные линии, подчеркивалась устремленность вверх, способность человека жить земной жизнью, но одновременно иметь в душе мир горний. Образ человека становится сказочным. Волшебников очень часто изображают именно в таких костюмах.

Мужчины в средние века носили обтягивающие трико, а женщины облачались в длинные с грандиозным шлейфом юбки. Верхняя часть одежды была необычайно узкой. Это удлиняло фигуру, делало её тоньше. Обувь без каблука с непомерно длинными остроконечными носками придавала походке характер ломких и как бы взлетающих движений. Острые высокие головные уборы усиливали образ.

Конечно, в таком костюме не будешь заниматься ремеслом.  

Одежда мастерового была удобна, но без изысков.

По праздникам одевалась самая красивая одежда. Например, на карнавал. Даже ремесленники приодевались к этому празднику безнаказанно. Этот праздник был для всех горожан. Были и маленькие праздники. Цеха ремесленников объединялись и проводили свои праздники. Праздник пекарей, кузнецов, оружейников… Иногда праздники проводились на улицах, где жили и работали ремесленники одной профессии: на улице Литейщиков, на улице Портных.

Задание.

Возьмите в руки краски карандаши фломастеры. Изобразите горожан. Они должны будут находиться на соборной площади. Подумайте, чем они будут заняты. Вырежьте фигурки, разместите их на панно.

Вопрос гостям:

--Можно ли составить представление о жизни  в средневековом городе, глядя на панно?

Ребятам:

--Что мы можем сказать о работе над панно?

Вопросы:

  1. Расскажите, как выглядел средневековый город? В чем красота этих городов?
  2. Чем древнерусский город отличается от готического? Что общего?
  3. Приведите примеры соответствия архитектуры и одежды? Что общего в конструкциях и украшениях?
  4. Соответствия архитектуры и одежды наблюдается у других народов?
  5. Расскажите, как по-разному видели красоту человека разные народы.
  1. Оценивание.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы Урок- путешествие 4 класс

Слайд 2

Цель урока: знакомство с художественной культурой средневековой Западной Европы.

Слайд 3

Словарь Средние века – 12-17 века -800-300 лет назад-

Слайд 5

Словарь Западная Европа - единая территория некоторых стран, расположенных западнее Уральского хребта : Испании, Чехии, Норвегии, Словакии, Венгрии, Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, других стран

Слайд 7

Словарь Готический стиль – готика от германского «готы» - название племени- в художественной культуре стиль, имеющий яркие отличительные особенности

Слайд 9

Архитектура

Слайд 10

Вид средневекового города

Слайд 11

Флоренция. Современный вид.

Слайд 12

Ротенбург. Средневековая часть города

Слайд 14

Собор Нотр - Дам де Пари. Франция.

Слайд 15

Нотр-Дам 1145-1220 Шартр

Слайд 16

Собор в Ульме 1377-1529

Слайд 17

Собор Св.Вита Прага

Слайд 18

Собор в Милане Италия

Слайд 19

Нотр-Дам Франция 1211-1311 Реймс

Слайд 20

Англия, Букингемский дворец

Слайд 21

Какие особенности имеет готическая архитектура?

Слайд 23

1.В чем различие этих построек? 2. Чем вызваны такие отличия?

Слайд 24

Какими домами застроены улицы города? Видны ли соборы на этой улице? Почему?

Слайд 25

Задание Два ученика вырезают фасад храма из темной бумаги. Детали приклеиваются на лист ватмана форм Остальные ребята продумывают внешний вид жилых построек города. Каждый «строит» свой дом. Работаем в технике АППЛИКАЦИЯ. Время ограничено для всех- 15 минут

Слайд 26

Мерцание витражей

Слайд 27

Собор в г.Бургос Испания 13-16 в.в.

Слайд 32

Витраж собора

Слайд 33

Витражи. Каково их назначение?

Слайд 34

Задание: Украсьте постройку изображением витражей. (2 учащихся , фломастеры) Обратите внимание , чем покрыта территория соборной площади. В технике аппликация выполните это покрытие на панно.

Слайд 36

Скульптура и рельефы. Интерьер соборов.

Слайд 37

. НАЗОВИТЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Слайд 38

Скульптура Рельефы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как украшены стены и потолки соборов?

Слайд 7

Живопись

Слайд 13

Костюмы эпохи Средневековья

Слайд 18

О чем может рассказать костюм?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ремёсла

Слайд 7

Подковка лошадей

Слайд 17

Возьмём в руки кисти,карандаши, фломастеры. Изобразим горожан. Чем будут заняты люди на площади? Мелкие детали можно изображать фломастером. Вырежьте изображение. Расположите фигурки на панно.

Слайд 20

Расскажи, как выглядел средневековый Европейский город. В чём красота этих городов?

Слайд 22

Средние века ознаменовались возникновением какого стиля в Западной Европе? Могла ли подобная эпоха повториться в других странах? Почему?

Слайд 23

Вспомни, как выглядел древнерусский город. Чем он отличается от готического? А что есть общего?

Слайд 24

?

Слайд 25

Приведи примеры соответствия архитектуры и одежды. Что общего в их конструкциях и в украшениях?

Слайд 26

?

Слайд 27

Это соответствие наблюдается в культуре других народов? ?

Слайд 28

Что можно поставить в соответствие?

Слайд 30

Расскажи, как по-разному видели красоту человека разные народы?

Слайд 32

Что в понимании красоты людей общее для всех народов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека

Урок  по изобразительному искусству 4 класс, учитель высшей категории Лапа И.С. Тема урока: «Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека» Цели урока: ...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Художественная культура Средневековой Руси

Контрольный срез для учащихся 10 класса  по МХК...