Мероприятие в казачьем классе "Жемчужная слеза"
план-конспект урока по теме

Лиманская Евгения Александровна

Задачи:

- помочь детям усвоить специфику

  художественной системы народного

   искусства;

- развивать интерес у учащихся к

   научно-исследовательской деятельности;

- научить учащихся выполнять предметы предметов ДПИ.

- раскрыть истоки народного искусства;

- прививать любовь к родному краю, к народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazaki.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                      Слайд 1        ЖЕМЧУЖНАЯ СЛЕЗА КАЗАЧКИ

Слайд 2 «БЫЛИ БЫ КАЗАЧКИ – КАЗАКИ БУДУТ» (казачья пословица)

Стоят все дети на песню (Гэй, долыною гэй)

Бурлака Олеся

Казачество утверждало себя в истории могучими человеческими характерами. Образно говоря, в России, да и в других странах мира, привыкли к тому, что на берегах казачьих рек время от времени рождались гении отваги и подвига, и в этом, прежде всего, заслуга матерей-казачек – воспитательниц грозных казаков прошлого. 

Слайд 3

Розаева Елизавета

В прошлом казачке не раз приходилось участвовать в боевых действиях в роли, присущей женской природе: оказания помощи раненым, уход за ранеными, сопровождать транспорт с оружием, снарядами, продуктами, увозить с позиций в станицу раненых и убитых, но она и в боевой обстановке оставалась женщиной.И ошибочно понимать участие казачек в боевых действиях при защите своих детей, куреня и станицы в роли женщины-воина, несущейся на коне с саблей, или с винтовкой наперевес идущей в атаку.

Ганаженко Анна

Казак десятками лет находился бессменно на службе, и казачка-мать воспитывала сама  будущих героев: Краснощекова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. И, если писать биографию отважного казака, нельзя не упоминать и о его матери, бабушке, которые своим тяжелым упорным трудом сберегали все хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками.

Песня «Гэй, долыною гэй». Остаются Бур.Ган.Роз.Дер.Бич,Щер,Евд.

Бичурина

Если в образе казака история запечатлела такие свойства, как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный неукротимый нрав, деловитость, преданность семейному очагу. Это верная, преданная жена, заботливая мать и экономная хозяйка.

ОБРАЗ КАЗАЧКИ

Евдокимова  Дарья


Века постоянных боевых тревог военно-полукочевого образа жизни, бытия в прошлом, выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности.

Бурлака Олеся

Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Наверное, как ни к кому больше,  к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью.

Слайд 4

 Дерипаска Владимир

О красоте и внешности женщины казачки авторы, не без основания, не скупились, да и до сих пор не скупятся на комплименты, отмечая такие особенности во внешнем облике казачки, как стройность, гибкость, тонкий стан, прекрасные черты лица, в которых славянские черты смешиваются с чертами горско-степными.

Щербак Артём

Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках.

Слайд 5

 Розаева Елизавета

Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови.

Бичурина Наталья

Казаки  избрали себе неизменной покровительницей Вечную женственность – Пречистую Деву, которые заботу о вдовах сиротах возвели в социальный институт раньше многих других народов.

Слайд 6

Щербак Артём

Казаки ценили семейную жизнь, и к женщинам относились с большим уважением, и только постоянные походы и обычай взятия обета на безбрачие, заставляли многих быть холостяками.

Розаева Елизата

Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет на безбрачие) нянчили все, и когда у него появлялся первый зуб, все непременно приходили с подарками смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинах не было предела.

Евдокимова Дарья

Казачка – свободная, воспитанная в среде не знавшей ни рабства, ни крепостных господ, закрытых теремов и гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала свои силы, а часто и кровь, для благосостояния и благополучия.

Ганаженко Анна

Девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе.

Бурлака Олеся

Оберегая вдов и сирот от нищеты, общественное Право позаботилось о них, существовал социальный земельный надел «вдовий» и «сиротский». Обычай не разрешал казачке идти в услужение (в работницы к богачу). Казачка скорее позволит себе, в исключительных случаях, тайком попросить милостыню Христа Ради, чем идти в услужение прислугой.

Ганаженко Анна

Когда казаки долгие годы были на службе, на войне, в боевых походах, их жены вели свое хозяйство в одиночестве, не зная барщины. В свободном труде казачка привыкла к аккуратной и добросовестной работе. И если казак содержал в холле своего коня, то она с любовью чистила и мыла свой курень (хату).Иностранцы, посещавшие казачьи станицы, писали: «Дом и, особенно, стены содержатся в такой чистоте, в какой бывает посуда».

Слайд 7

Щербак Артём

Женщина в казачьем обществе пользовалась вниманием и исключительным уважением. Недаром, в некоторых казачьих областях даже девочек называли «родительницы». Казак был уверен, что его вольные и невольные грехи замолят Родительницы (мать и жена).

Бурлака Олеся

Внутренним идеалом казачки были Бог, семья, подворие – это, прежде всего, послушные дети, уважающие родителей, исправное подворие, чувства своей ответственности перед Богом по поддержанию в семье православно-нравственных устоев.

Розаева Елизавета

Например, у казаков в прошлом, даже в Великий Светлый праздник Христова Воскресения – Пасху, приветствие друг друга целованием дозволялось лишь мужчине с мужчиной, женщине с женщиной.

Приехал к соседу гость, старались чем-то помочь ему принять его. Заболела казачка или увезли как роженицу, родственники, а чаще ближайшие соседи, добровольно брали заботу о присмотре за детьми и хозяйством. «Обносились» у кого-то малообеспеченных или многодетных дети, старались без просьб помочь. Ушел от хутора цыганский табор, как повествует одно из казачьих преданий, а пятерых детишек «забыли» взять – без всякого совета, совещания и обсуждения, по зову сердца разобрали их по своим семьям. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи, при постройке хат, а в далеком прошлом и на изготовление самана и кизяка – и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут.

Дерипаска Владимир

Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали.

Наши «прабабки» до революции, а в некоторых казачьих семьях вплоть до отечественной войны 1941-1945 г.г. на производстве не работали. Им хватало работы и дома. Для казака, если у него жена, кроме дома, еще где-то работала считалось позором – не в состоянии обеспечить семью – не заводи.

Выходят:Вол.Дьяч.Кап.Мед,Отис.Опл.Вас.Кулиш

РОЛЬ КАЗАЧКИ
в поддержание казачьих устоев в семье.

Слайд 8

Володько Юлия
Всем известно, какое большое значение имела женщина в казачьей семье, как она умела посвящать себя семейной жизни и воспитывать в своих детях любовь к родной земле, родному краю, к своему народу. С малых лет ребенок впитывал от матери чувства национальной гордости и кровной близости к одноплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением человеческой личности и к старшим.

Дьяченко Влада

О любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России, но и в странах, куда забрасывала судьба защитников русской земли .Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю. Эта страстная любовь к родному краю пронизывает все воспоминания в песнях, повестях, сказах.

Оплачко Мария

Даже в соседних странах, где покоятся кости павших героев-казаков, защищавших Россию – в Финляндии, Норвегии, Швеции, - до сих пор существуют легенды о том, что во время ночных осенних бурь, когда вся северная земля стонет от непогоды, казаки выходят из своих забытых потомками могил, садятся на своих боевых коней и с воем и стоном несутся в облаках в Родимый край. Тяжело им лежать в сырых могилах на чужой земле вдали от родного Дона, Кубани, Терека, Яика…

Кулиш Алина

Их скорбные души, пылающие старым казацким огнем, спешат соединиться со своим братством, товариществом, и просят перенести их кости на Дорогую Родину.Многие из северных жителей не раз, во время бурь, видели это явление, как казаки, припав к луке, с длинными пиками и сверкающими клинками мчатся к родному Югу. И из суеверного страха прятались в свои хижины.

Песня  «Возродился род казачий»

Капитова Анастасия

Особо ревниво казачка относилась к привитию детям сознания о единстве этносоциалогических черт казачества, как народа. С малых лет казачонок и девочка-казачка с гордостью относили себя к казачьему народу и твердо усваивали – все казаки – братья, казак казаку брат. В этом могли убедиться: в казачьем взаимоотношении, взаимовыручке, верности, взаимопомощи – кубанец, донец, терец, уралец, усуриец и т.д., как внутри своего войска, как и оказавшись в других казачьих районах.

Отиско Геннадий

Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.

Слайд 9

Медведев Денис

Казачий народ, на протяжении всей истории, в силу особых обстоятельств, вынужден был отстаивать свое право на жизнь с оружием в руках. Привыкшие с обыденностью «смотреть смерти в глаза», были от природы людьми религиозными, без лицемерия и ханжества, свято чтили праздники Господни, соблюдали посты, и первейшими своими обязанностями считали поддержание нравственных устоев в семье, согласно православно-христианским заветам своих отцов.

Васильченко Светлана

Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества,  бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей.

ДЕЛОВИТОСТЬ КАЗАЧКИ

Володько Юлия

Мать-казачка, в буквальном смысле, умела делать все.Помимо обращения, ухода и досмотра за скотиной, птицей и всем подворием, она имела навыки в оказании помощи и при отелах, при ожеребении и окате.Как мать, она обладала качеством педагога, педиатра и психолога, каким-то, ей только данным чутьем, определяла проявления признаков нездоровья ребенка. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга.Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, окаймление рубашек и кофт, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки.

Слайды с научной работы

Слайд 10,11,12,13

Слайд 14

Дьяченко Влада

Казачки славились кулинарным талантом (возможно, было из чего приготовить) приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. В некоторых казачьих областях казаки проводили по сегодняшним понятиям смотр-конкурс на лучшую встречу и угощение гостей – чья жена лучше умеет принять и угостить вкусной пищей.Из поколения в поколение передавалось казачке от матери и бабушки секреты каждой семьи приготовление опары и прибелки для теста под выпечку хлеба и других  изделий.

Отиско Геннадий

Хлеб у казаков, как и пышки, лепешки и другие мучные изделия, почитались за дар Божий, и считалось за большой грех уронить, не говоря уже выбросить, кусок хлебного изделия в мусорное (по-казачьему поганое) ведро. Мать поучала: собери рассыпавшиеся крошки и отнеси к птичкам.

Капитова Анастасия

Казачка обладала и хозяйскими способностями, и знаниями по организации и проведения праздничных и ритуальных мероприятий, проявляя при этом сюрпризную изобретательность. Ошибочно было бы думать, что вся жизнь казачки заключалась в детях, хозяйстве и угождению мужу. Это было скорее воплощением в жизнь главного природного предназначения женщины – давшей человеку жизнь, своим трудом и заботой доводить его до пути самостоятельности.

Оплачко Мария

 Слайд 15

Казачки умели готовить удивительные кушания, особенно славились изготовлением мясных, рыбных блюд и печеных изделий. Умели казачки и весело проводить время в забавах, песнях, танцах на праздничных и ритуальных мероприятиях (свадьбы, крестины, именины и т.д.) причем не в качестве зрителя, а личным участием.

Танец

ВЕКОВОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ КАЗАЧКИ 

Слайд 15

Кулиш Алина


«Бойцовские» качества – это не типичный образ казачки, как в прошлом, так и, очевидно, в будущем.Жизнь казачки с далеких времен полна тревог, забот, мук, утрат и встреч, но не всегда радостных – война на то и война, чтобы убивать.Кроме тяжести физического труда, казачка, в немалой степени, проводив сыновей, а нередко и вместе с мужем, ощущала душевную тяжесть, как бы ни привычна была казачка ко всякому роду неожиданностям, думы о возможных потерях ближних тяготили ее.

Стихотворение

Слайд 16

                                 Мать

А закат горит на перекате,

Бьются волны в вечной перебранке.

Почему-то часто на закате

Думаю о матери-крестьянке.

Вот она, как прежде, молодая,

Все спешит, торопится куда-то,

На плечах косынка голубая,

А на тяпке – золото заката.

Сколько эта тяпочка с рассвета

У нее в руках прошла полями!

Может быть, кормилась вся планета

Хлебом матери моей Кубани.

Спозаранку я проснусь, бывало,

Вот уже ударил первый кочет.

Мать на нас поправит одеяло

И опять у печки захлопочет.

И опять сверкают в поле тяпки

До круженья головы, до боли…

Хлеб ты, хлеб, горячий хлеб солдатки –

Золото израненного поля!

…А закат, как рана, за горами.

Тучки на закате – клочья дыма.

Я люблю такими вечерами

Вспоминать о матери родимой.

Все мне кажется – она живая,

В поле, может быть, ушла куда-то:

Вон ее косынка голубая,                                             Тяпка золотая от заката…

Васильченко Светлана

Женский организм весьма чувствителен к восприятию негативных последствий, и весьма раним к несправедливости. Народная молва утверждает, а практические случаи подтверждают, что сердце матери чувствует беду своего дитя и ближнего на далекие расстояния до тех пор, пока оно бьется, независимо от ее здоровья и возраста.

Медведев Денис

В старинной казачьей песне «Любо, братцы, любо» есть такие слова: «Им досталась воля, да казачья доля». «Казачья доля» - это многовековая, наследственная, спартанская обязанность – от отца к сыну, от деда к внуку – быть всегда в полной готовности выполнить свое казачье предназначение – первыми выступить в бой, не думая о последствиях. Как уже упоминалось, ученые подсчитали, что за последние 600 лет Россия провела 360 войн, и все эти войны без казаков не обходились. Они первыми вступали в бой, ибо первоочередные казачьи полки, в основном, стояли на границе. На долю казачке выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению и сохранять жизнеобеспечение казачьего быта, основанного на перенесении трудностей, невзгод и спартанского жизнеуклада.

Мать-казачка уже в колыбели наставляла своего прекрасного младенца, готовясь в бой кровавый, помни мать свою. Война, говорили в прошлом, казачья пашенка.

Казаки  избрали себе неизменной покровительницей Вечную женственность – Пречистую Деву

КАЗАЧИЙ СКАЗ.

Володько Юлия

       Наверное, ни у одного народа, кроме казачьего, на долю женщины не выпало столько горя, страданий, испытаний и мук. На протяжении почти всей многовековой истории казачьего народа тяжело складывалась жизнь казачки. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный старинный казачий сказ:

      «Это случилось давно, братья соколы (соколом у казаков назывались молодые, удалые казаки), еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными милями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим душам неслись в каждом хуторе, как шум воды на порогах.

Однажды, спустилась на землю Пречистая Дева Мария, наша небесная Мати, вместе со Святым Николаем Святителем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее, и нечем было их освежить. Никто на хуторе не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям, и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания.

Тогда подошли они к широкой казачьей реке. И только наклонилась к ее струям Прекрасная Мати, как упала корона с ее головы, упала и скрылась под водой.

-Ах, -сказала она,- пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых.

 Но когда возвратилась она в свой Небесный дом, то увидела на ее Золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.

- Как же они попали сюда? – воскликнула Она, - ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для меня.

-Нет, Матушка, - сказал ей Сын, - Это не жемчуга, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.

Вот почему в казачьей Земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами, только у казаков День казачки-матери издавна празднуется 21 ноября (по старому стилю) – 4 декабря (по новому стилю) каждого года.»


Лиманская Е.А,

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,
не хранит их в своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но, прежде всего
не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в казачьем классе "Казачьему роду, нет переводу!"

Цель мероприятия: -знакомство учащихся с историческими фактами освоения Кубани, казачеством, историей заселения казаками станицы  Ольгинской её историческими личностями, стоявшими у истоков ...

Сценарий мероприятия "Память со слезами на глазах"

Приближается великий праздник- 9 мая. Все меньше остается тех, кто воочую коснулся той войны. Но об этом нельзя забывать. Наши дети дети должны знать, должны помнить о тех кто отстоял мир. Сценарий пр...

Внеклассное мероприятие "Это праздник со слезами на глазах"

Разработка мероприятия ко Дню Великой Победы...

Сценарий внеклассного мероприятия "Это праздник со слезами на глазах..."

Цель мероприятия: воспитывать в учащихся чувство гордости за историческое прошлое России и восхищения славными деяниями Героев, отдавших свою жизнь на благо Отечества.Задачи: расширять и углублять пре...

План антитеррористических мероприятий ТОГБОУ "Казачья кадетская школа им. графа И.И. Воронцова-Дашкова"

ПЛАН РАБОТЫпо антитеррористической безопасностив ТОГБОУ « Казачья кадетскаяшкола-интернат им. графаИ.И. Воронцова-Дашкова»на 2019 – 2020 учебный год...

внеклассное мероприятие "И жизнь, и слезы, и любовь.."

Материал, помещенный в данном мероприятии, рассказывает о малоизвестном русском поэте, литературном критике, философе А.Н. Креницыне...