программа"Грамматика, правописание и развитие речи"
рабочая программа по теме

Черепанова Юлия Викторовна

Программа для детей с умеренной умственной отсталостью (имеющих диагноз F71)  восьмого года обучения по предмету "Грамматика, правописание и развитие речи". программа рассчитана на 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_pismo_8t.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ « Каргапольская школа- интернат VIII вида»

Принято

методическим объединением учителей___________________

Протокол №___от  «___»__________ 20___года

Руководитель МО____________

             

Согласовано

Зам. директора по УР

__________________

                           (Н.М.Кашина)

«___»___________ 20___г




 

Утверждаю

Директор школы ______________

       (А.В.Лазарев )

«_____»___________ 20____год      


м.п

Рабочая программа по предмету

« Грамматика, правописание и развитие речи»

8 «Т» класса для детей с умеренной умственной отсталостью

на 2012-2013 учебный год.

                                                                 составитель

                                                                 Ю.В. Черепанова                                                                     учитель начальных классов

                                                    второй квалификационной категории

р.п. Каргаполье

Пояснительная записка.

      Данная программа по грамматике, правописанию и развитию речи предназначена для учащихся класса с умеренной умственной отсталостью 8го года обучения. Рассчитана на 102 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю.

    В качестве базовой основы при создании программы взята составительная учебная программа «Программа обучения детей с тяжёлой степенью умственной отсталости» под руководством  Маллера, Екатеринбург 2002г. и программа подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII  вида под редакцией Воронковой В.В. –М Просвещение 1999г.

     В документе Министерства образования РФ «Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14.09 1997гю №48 об открытии классов для детей  с тяжелой степенью умственной отсталости: «Классы, группы продленного дня для детей с глубокой (тяжелой)  умственной отсталостью создаются в системе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях с целью  максимально возможной социализации этой категории детей, их допрофессиональной  подготовки для следующего  профессионального обучения и трудоустройства в учреждениях органов социальной защиты для индивидуальной трудовой  деятельности».

   Задачи программы:

  1. Формирование и закрепление  простейших  навыков письма.
  2. Развитие  мелкой моторики, связной речи.
  3. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.
  4. Развитие внимания мышления.

    Обучение грамоте  детей с умеренной умственной отсталостью  ведется по звуковому  аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики  с учетом  специфических особенностей  познавательной деятельности. Прежде чем учащихся знакомить с той или иной буквой, необходимо  провести большую работу по усвоению  соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

    Освоение слоговых структур  упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны производиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим  на уроках грамматики, правописания и развития речи используются такие дидактические игры, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные, настенные таблицы.

При обучении  письму следует учитывать  неоднородность класса и осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

Если некоторые ученики не могут писать под диктовку  короткие предложения, то можно ограничиться написанием отельных слов. Обучение письму детей с умеренной умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от них усвоения каких – либо правил.

    Конечная цель занятий заключается в том, чтобы научить детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь написать свое имя, фамилию, адрес.

Учебно – тематический план

                          Раздел

Количество часов

1.


2.


3.

Звуки и буквы


Слово


Предложение

34


46


22

8 год обучения

 (102 часа, 3 раза в неделю)

Звуки и буквы.    34  часа.

Дифференциация твердых и мягких согласных. Различие свистящих и шипящих  (С-Ж,    З-Ж, С-З, Ш-Ж)

Слово.     46 часов.

  Различение основных категорий частей речи (названия предметов, названия действий) по вопросам, правильное употребление их.

Предлоги У, ЗА, ПОД, НАД, ОТ, ДО. Закрепление написания имен собственных  и предлогов раздельное написание предлогов  со словами, обозначающие предметы.

Предложения.  22   часа.

      Упражнения в составлении  предложений по вопросам учителя,  по картинке, опорным словам.

Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Работа с деформированными предложениями. Написание по образцу заявления.

     Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).   Списывание письменных и печатных инструкций по труду.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 8 года обучения:

- составлять предложения по вопросу, картинке, опорным словам;

-  знать и различать гласные и согласные звуки. Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие  согласные, свистящие и шипящие согласные;  

- уметь с помощью учителя находить  предлоги  у, за, перед, из, над, под, от, до  и писать их раздельно со словами.

- списывать письменные и печатные тексты с классной доски, с учебника.

- уметь  заполнить дневник,  написать адрес на конверте, поздравительную открытку (с помощью учителя), написать заявление;  

- списывать письменные и печатные инструкции по труду.

- соотносить названия действий со словами, обозначающими предметы

- правильно писать предложения, имена людей и клички животных; названия городов деревень, улиц

- определять одушевленные и неодушевленные предметы.                              

                                                       

Литература

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В.  Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 3-е изд. испр. М. Просвещение 2005

2.Учебник «Азбука» для 1 кл. М. Просвещение.1993г.

3.Горецкий В.Г., Кирюшкин  В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д., «Русская азбука», учебник для 1 кл., М. Просвещение 2006г.

4. Воронкова В.В., Коломыткина  И.В., Букварь, М. Просвещение, 2002г. Для специальных образовательных учреждений  VIII вида.

5.Занимательное азбуковедение М.Просвещение 1991г.

6.Соколова  Е.И. «Развиваем звуки и буквы»

7. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, М.Просвещение, 1987г.

8. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития: Подгот. класс:Пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1986-128с.:ил.

9. Мазанова Е.В., Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов.- 2-е изд.,испр.- М.: Издательсьво ГНОМ и Д, 2007.-128с.

10. Мазанова Е.В., Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.- 2-е изд.,испр.- М.: Издательсьво ГНОМ и Д, 2008.-88с.




                      тема

 кол-во         часов

  дата                          провед.

виды работ по развития письменной речи

коррекция познавательной деятельности

1-2


3-5


6-7



8-9


10-11



12-13



14-15



16-17


18-19


20-21


22-23


24-25


26-30


31-33




34-38


39



40-43


44-46


47-50


51-55


56-61



62-65



66-68




69


70-75



76-77



78-79



80-83



84



85-88


89-94


95-96



97-99





100-102












Порядок букв в русской азбуке


Гласные и согласные звуки и буквы


Гласные буквы Е,Ё,И,Э Ю,Я


Различение звонких и глухих согласных

Б-П


Различение звонких и глухих согласных

В-Ф


Различение звонких и глухих согласных

Г-К


Различение звонких и глухих согласных

Д-Т


Различение твердых и мягких согласных


Различение свистящих и шипящих  С-Ш


Различение свистящих и шипящих  С-З


Различение свистящих и шипящих  З-Ж


Различение свистящих и шипящих  Ш-Ж


Названия предметов


Большая буква в именах и фамилиях  людей, кличках животных,   названиях городов, деревень, улиц


Названия действий


Списывание рукописного и печатного текста


Предлоги  В, НА, ПОД


Предлоги  У, ЗА, ПЕРЕД, ИЗ


Предлоги НАД, ПОД, ОТ, ДО


Мягкий знак на  конце и  в середине слова


Предложение


Упражнение в составлении предложений, по картинкам, вопросу учителя, опорным словам


Списывание предложений  с учебника, доски письменных и печатных текстов



Работа с деформированным предложением


Предлоги



Списывание письменных и печатных инструкций по труду


Написание поздравительной открытки и адреса на конверте


Мягкий знак на конце и  в середине слова



Написание по образцу заявления



Названия предметов


Названия действий


Списывание предложений  с учебника, доски письменных и печатных текстов


Большая буква в именах и фамилиях  людей, кличках животных,   названиях городов, деревень, улиц




Предлоги

 2


3


2


2



2



2



2



2


2


2


2


2


5


3




5


1



4


3


4


5


6



4



3




1


6



2



2



4



1



4


6


2




3




3


      .09

проговаривание


формирование правильного темпа речи, четкости дикции, интонационной выразительной речи


Вставить пропущенную букву


проговаривание, давать детям образец правильного произношения звуков


Нахождение в тексте слов с буквами С,З,Ж,Ш


Проговаривание чистоговорок

Вставить пропущенную букву

Упражненеи в написании большой буквы


Выделение в тексте слов, обозначающие названия предметов.


Нахождение предлогов в тексте, предложении



Нахождение в тексте Ь, вставить пропущенный Ь









работать с деформированным текстом


Нахождение предлогов в тексте,

Вставить пропущенные предлоги


Нахождение в тексте Ь, вставить пропущенный Ь
















Нахождение предлогов в тексте, предложении


развитие мелкой моторики


развитие зрительной и слуховой памяти


 развитие  умения сравнивать



развитие переключаемости, логического мышления


развитие устной связной речи,


умения разлагать целое на части

развитие  умения сравнивать



развитие мелкой моторики, устной связной речи


развитие  умения сравнивать



развитие устойчивости внимания, самоконтроля


развитие  умения сравнивать


развитие мелкой моторики, зрительной, слуховой, двигательной памяти


развитие мелкой моторики


развитие зрительной и слуховой памяти



развитие переключаемости


развитие устной связной речи


развитие  умения сравнивать


умения разлагать целое на части, долговременной памяти



развитие мелкой моторики, устной связной речи, словарного запаса



развитие устойчивости внимания, самоконтроля

развитие лексико-грамматического строя речи



развитие мелкой моторики

развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти


развитие мелкой моторики,  зрительной и слуховой памяти


 развитие  умения сравнивать, орфографической зоркости

развитие переключаемости


развитие устной связной речи, зрительной и слуховой памяти, словарного запаса






развитие умения сравнивать, обобщать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

Рабочая программа по "Граматике, правописанию и развитию речи", для обучающихся на дому. 8 класс.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся на дому....

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для детей с ОВЗ...

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для 7 класса

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для детей с ОВЗ...

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи 8 класс

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для детей с ОВЗ...

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи 9 класс

Рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи для детей с ОВЗ...

Рабочая программа по курсу " Грамматика, правописание и развитие речи" для 9 класса VIII вида

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по курсу " Грамматика, правописание и развитие речи" для 9 класса VIII вида...