Главные вкладки

    Методическая разработка урока производственного обучения
    методическая разработка по теме

    Попова Светлана Степановна

    Методическая разработка урока производственного обучения- "Пересадка и перевалка цветочных культур в закрытом грунте", по профессии "Садовник".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                          Пояснительная записка

    Производственное обучение в оранжереи и  в учебной лаборатории колледжа   является начальным этапом профессиональной подготовки обучающихся групп ПП КРО по профессии « Садовник» На этом этапе производственного обучения учащиеся знакомятся с профессией «Садовник», овладевают первоначальными навыками и умениями по уходу за растениями в закрытом грунте.

       Перемены в системе профессионального образования обусловлены переменами в современном обществе, необходимостью в квалифицированных кадрах, в  подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях.

         Перед мастером производственного обучения ставятся задачи поиска новых форм обучения, способствующих развитию интереса к обучению и получаемой профессии.  Требуется такая организация учебного процесса, при которой каждый урок производственного обучения стал бы интересным,  неординарным, а учащиеся смогли   проявить себя, найти применение своим творческим способностям, полюбить будущую профессию.

    Подготовка и проведение урока производственного обучения с игровой формой состоят из следующих  этапов:

    1. Составление плана урока производственного обучения  с определением темы, типа, вида урока, с постановкой  целей и задач урока, посредством которых они будут достигаться.
    2.  Использование методов обучения, дидактического оснащения, современных компьютерных  и педагогических технологий, электронных ресурсов  условий проведения игры, временных рамок - это один из самых важных моментов, в котором необходимо все тщательно продумать , чтобы  достичь поставленных целей.
    3.  Использование игровых форм обучения  - соревнование между двумя бригадами .  Они набирают   жетоны, отвечая на вопросы мастера производственного обучения  во время повторения пройденного материала, выполняя  работы в текущем инструктаже.  Такая форма проведения урока позволит учащимся закрепить теоретические знания по теме и освоить  новый материал в период текущего инструктажа.    
    4.  Подведение итогов урока с анализом результатов. В заключительном инструктаже урока выясняется: достигнуты ли поставленные цели обучения, воспитания и развития.

     

    План  урока производственного обучения

    Профессия «Садовник»

    группа ПП КРО, на базе 7 классов общеобразовательных школ, срок обучения 3 года

    Место проведения урока:

    Учебная лаборатория  и оранжерея Колледжа ландшафтного дизайна № 18

    Тема программы: «Уход за растениями в закрытом грунте».

    Тема урока: 

    «Перевалка и пересадка растений в закрытом грунте»

    Цели урока:

    Учебные цели:

     - Закрепить теоретические знания по предмету «Цветоводство».

    - Отработать и закрепить приемы и операции перевалки и пересадки растений в закрытом грунте.

    - Сформировать профессиональные навыки и умения работы в условиях закрытого грунта.

    Развивающие цели:

    -  Развить память, речь, логический стиль мышления.

    - Развить способность принимать самостоятельные решения в процессе работы.

    - Развить способность к аргументированному самоанализу своей деятельности.

    Воспитательные цели:

    - Воспитать ответственное отношение к своей работе.

     -Воспитать уважительное отношение к  членам команды, коллектива группы.

    - Воспитать умение работать в коллективе и самостоятельно, при этом стремясь к получению продуктивного результата в группе.

    Тип урока: Комплексный урок с элементами блиц- опроса, игрового соревнования и выполнения комплексных работ.

    Методы проведения: 

    Словесный (Объяснение, беседа, рассказ, фронтальный опрос)

    Наглядный (тестовые задания с применением учебного элемента, инструкционные карты, презентация вводного инструктажа)

    Практический (самостоятельная работа учащихся по выполнению комплексных работ, упражнения для отработки производственных навыков и умений по пересадке и перевалке растений в закрытом грунте.)

    Материально – техническое оснащение:

    1. Рабочий стол

    2. Карандаши, бирки, маркеры

    3. Лейки

    4. Пленка

    5. Емкость для смешивания субстрата

    6. Инструменты для перемешивания (ложка, лопаточка)

    7. Грунт для пересадки (стандартная смесь № 3), дренаж.

    8. Цветочные горшки с большим диаметром.

    9. Инструкционно-технологические карт.

    10.Презентация « Перевалка и пересадка растений в закрытом грунте»

    11.Компьютер, проектор, экран.

    Учебно-производственные работы:

    1. Сортировка растений для проведения работ.

    2. Перевалка растений в горшки с большим  диаметром.

    3. Пересадка растений в горшки, без изменения диаметра

    4.  Полив из леек

    5. Расстановка цветочных горшков на рабочем столе.

    Учебно-технологическая документация:

    1.  Карточки – задания для обучающихся

    2. Комплект инструкционно-технологических карт

    3. Опорный конспект.

    4. Презентация.

    Межпредметные связи:

    1.  Цветоводство. Тема: «Уход за растениями в защищенном грунте»

    2. Основы зеленого строительства.  Тема «Значение зеленых растений в жизни человека»

    3.  Биология. Тема: « Размножение и расселение цветочных растений»

    4. Охрана труда Тема: «Правила техники безопасности при работах в закрытом грунте»

    Оформление урока:

    На доске: рисунки горшков с обозначениями

    На экране: Презентация - « Перевалка и пересадка растений в закрытом грунте»

    На демонстрационном столе: маркеры, емкость для смешивания субстрата, инструменты для перемешивания (ложка, лопаточка) грунта и обрезки растений, грунт для пересадки (стандартная смесь № 3), образцы дренажа, цветочные горшки, лейка, бирки для маркировки, резиновые перчатки.

    На столах учащихся: горшечные растения, маркеры, пленка, емкость для смешивания субстрата, инструменты для перемешивания (ложка, лопаточка) и для обрезки растений - секаторы, грунт для пересадки (стандартная смесь № 3), дренаж, цветочные горшки, лейка, бирки для маркировки. Инструкционно-технологические карты по проведения перевалки и пересадки растений.

    План урока

    1. Организационная часть 5 минут
    2. Актуализация опорных знаний  10 минут
    3. Вводный инструктаж 45 минут
    4. Текущий инструктаж 4,5  часа  
    5. Заключительный инструктаж 25 минут
    6. Выдача домашнего задания 5 минут

    Наименование этапа

    Время  

    Деятельность

    мастера

    Деятельность

    учащихся

    1

    Организационная часть

    5 мин

    Приветствие учащихся. Предложение дежурному сдать рапорт о готовности группы к уроку /проверка внешнего вида, посещаемости, наличия дневников/.

    Предложение начать урок.

    Приветствие мастера. Сдача рапорта

    Выбор и объявление командиров



    2

    Актуализация опорных знаний

    10 мин

    Восстановление  в памяти материала, необходимого для изучения темы  с помощью  разминочных заданий: терминологического опроса,  карточек-заданий, фотографий  на тему. Фронтальный опрос, выявление наиболее типичных ошибок.

    Отвечают на вопросы мастера. Делают вывод как знания, полученные на теоретических занятиях, повлияют на качество практической работы

    3

    Вводный инструктаж

    45 мин

    Сообщение темы программы и урока с обращением внимания на план /на доске/, цель урока

    1. Цель и актуальность проведения перевалки и пересадки растений

    2.Технология перевалки и пересадки цветочных культур.

    3. Правила техники безопасности при работах в закрытом грунте

    Внимание на план урока, запись темы урока в дневник

    Внимание на объяснение мастера, изучение дидактического материала

    Вопросы, выяснение неясных моментов

    Отвечают на вопросы по охране труда


    4

    Текущий инструктаж

    4,5часа

    1.Обход мастера   рабочих мест учащихся.

    2. Контроль за качеством проведения работ по бригадам

    3. Выявление типичных ошибок, обсуждение и их устранение.

    4. Закрепление пройденного материала.

    Выполняют перевалку и пересадку цветочных культур, по технологии в зависимости от задания.

    Отвечают на вопросы мастера по технологии перевалки и пересадки цветочных культур.

    5.

    Заключительный инструктаж

    25 мин

    Подведение итогов урока:

    Определение бригады-победительницы. Объявление оценок учащимся и их комментирование.  

     

    Предполагаемые вопросы по итогам урока.

    5.

    Выдача домашнего задания

    5 мин

    Объявление домашнего задания и целей его выполнения.

    Зарисовать инструменты, необходимые для перевалки цветочных культур в дневники производственного обучения.

     

    Опорный конспект урока производственного обучения

    по теме « Перевалка и пересадка растений в закрытом грунте».

     Группа находиться в учебной  оранжерее колледжа.

    Мастер производственного обучения объявляет тему и цели урока производственного обучения.

    Тема нашего занятия: «Перевалка и пересадка растений в закрытом грунте».

    Наша   задача   на практике:

    -  закрепить знания учащихся по ассортименту растений в учебной оранжереи.

    - определение растений, нуждающихся в пересадке, перевалке.

    - познакомиться  со способами перевалки и пересадки цветочных культур,

    - отработать приемы и способы  перевалки  и пересадки цветочных культур в учебной мастерской

    Разминка.  Мастер производственного обучения задает учащимся вопросы  из ранее пройденных тем по предмету «Цветоводство».

    Вопросы для обучающихся:

    1. Какие типы ухода за цветочными культурами вы знаете?

    Предполагаемый ответ: Полив, поддержание светового и теплового режимов, пересадка, подкормка.

    1. По каким причинам проводят пересадку растений?

    Предполагаемый ответ:

     •        разбился горшок или сломался ящик;

    •        закисла почва, что можно определить по внешнему виду растения и запаху почвы;

    •        вода после полива не уходит из горшка даже при прочистке дренажного отверстия

    •        посуда стала мала, корни выпирают на поверхность земли и появляются в дренажном отверстии

    1. На сколько часто проводят пересадку цветочных культур?

    Предполагаемый ответ: Молодые растения - ежегодно. Взрослые и крупные кадочные растения пересаживают через 4 - 6 лет

    1.  Каким должен быть оптимальный температурный режим в оранжереи?

    Предполагаемый ответ:  20-25°

    1. Какой должна быть влажность воздуха в оранжереи?

    Предполагаемый ответ:  60-70%

    1. Формирование новых навыков и умений

    Группа находиться в учебной лаборатории колледжа.

    Мастер производственного обучения проводит демонстрацию и объяснение пересадки растений

    - путем перевалки цветочных культур, в цветочные горшки большего диаметра

    - путем пересадки

    После демонстрации мастер производственного обучения озвучивает задание для индивидуальной работы учащихся.

    Мастер: на ваших столах вы видите:

    - маркеры,

     -пленка,

    - емкость для смешивания субстрата,

    -инструменты для перемешивания (ложка, лопаточка),

    -грунт для пересадки (стандартная смесь № 3),

    -дренаж,

    -цветочные горшки,

    -лейка,

    -бирки для маркировки.

    -Инструкционно-технологические карты по основным способам проведения перевалки и пересадки растений.

    Ваша задача:

    1. Используя полученные знания в ходе урока и теоретические знания, определить, какое растение нуждается в пересадке, а какое в перевалке.
    2. Определить предпочтительный способ перевалки, пересадки.
    3. Произвести перевалку и пересадку данных цветочных культур, используя при этом необходимые инструменты и дополнительные материалы.
    4. Заполнить таблицу и сделать вывод на основе полученных знаний и отработанных навыков.
    1. Закрепление полученных знаний

    После выполнения работы, мастер производственного обучения проводит блиц-опрос непосредственно по проделанной работе:

    1. Какие способы ухода за растениями Вы отработали?
    2. В чем заключается смысл перевалки цветочных культур?
    3. Какие инструменты вы использовали при перевалке  растений?
    4. Какой способ пересадки наиболее трудоемкий? Почему?
    5. Зачем в момент маркировки  пересаженного растения указывается дата его проведения?
    6. Каким способом можно определить размер горшка, в который будет проводиться перевалка?

    1. Текущий инструктаж
    1. Обход рабочих мест, контроль организации рабочего места
    2. Выявление типичных ошибок в процессе работы
    3. Контроль соблюдения правил техники безопасности при проведении работ

    1.  Заключительный инструктаж

    Мастер производственного обучения подводит итоги дня, анализирует типичные ошибки при проведении работ и их причины. Сообщает результаты  работы учащихся по количеству набранных жетонов, комментирует причины часто повторяющихся ошибок . Объявляет  оценки   обучающимся, подробно комментируя их.

    Приложение № 1            

     Карточка задание

    Ф.И.О.____________________________________________________________

    Группа____________________________________________________________

    Заполните таблицу по результатам проведения работ

        № вопроса

                    Задание

                           ОТВЕТ

    1

    Определите по внешнему признаку, какие из растений нуждаются в перевалке, а какие в полной пересадке. Определите название культуры.

    Полная пересадка:







    (название культуры)

    Перевалка:







    (название культуры)

    2

    Определите размер цветочного горшка, в который будет проводиться пересадка. Зарисуйте в таблицу диаметр старого горшка и диаметр нового горшка.

    Старый горшок с указанием диаметра

    Новый горшок с указанием диаметра.

    3

    Насыпьте в новый цветочный горшок нужный слой керамзита. Зарисуйте цветочный горшок с керамзитом (в разрезе), указывая высоту горшка и слой дренажного слоя.

    4.

    Перечислите, какие инструменты и материалы необходимы для пересадки и перевалки цветочных культур.

    1.________________________________


    2_________________________________


    3_________________________________


    4._________________________________


    5_________________________________


    6_________________________________

    5.

    Запишите данные, которые необходимы для маркировки пересаженного растения

    1._______________________________


    2._______________________________


    6.

    Дайте определение перевалки и пересадки.


    Перевалка это-______

    ____________________

    ____________________

    ____________________

    ___________________


    Пересадка с полной заменой земляного кома_____________

    ___________________

    __________________

    ___________________

    Приложение № 2

             Технология  пересадки цветочных культур в условиях закрытого грунта.

    Наименование и задачи  операции.

    Изображение

    Материалы и инструменты

    Этапы работы

    Пересадка с полной заменой земли___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    _______________________








    Цветочный горшок, дренаж,

    грунт, лопаточка,

    колышек, перчатки, лейка,

    маркер,

    бирка,

    секатор

    1.Очистить корни от земли.


    2.Подобрать подходящий цветочный горшок.


    3.Засыпать дно горшка керамзитом

    ( 2-3 см).


    4.Вставить культуру в новый горшок, заполнить пространство по бокам  и сверху земляной смесью, уплотнить.


    5.Произвести маркировку пересаженной культуры

     Дата, наименование культуры, фамилия, имя учащегося).


    6.Произвести полив из леек.

    Приложение № 2        Технология  перевалки цветочных культур в условиях закрытого грунта

    Наименование и задачи  операции.

    Изображение

    Материалы и инструменты

    Этапы работы


    Пересадка путем перевалки



























    Цветочный горшок, дренаж,

    грунт, лопаточка,

    колышек, перчатки, лейка,

    секаторы,

    маркер,

    бирка.


    1. Вытащить растение и старого горшка, не разрушая земляной ком.
    2. Подобрать подходящий цветочный горшок.
    3. Засыпать дно горшка керамзитом     ( 2-3 см).
    4. Вставить культуру в новый горшок, заполнить пространство по бокам  и сверху земляной смесью, уплотнить.
    5. Произвести маркировку пересаженной культуры(Дата, наименование культуры, фамилия, имя учащегося).
    6. Произвести полив из леек

    Список литературы:

    1. Г.И.Кругликов « Настольная книга мастера производственного обучения»  Образовательно-издательский центр « Академия», 2006 год
    2. О.Н.Бобылева  « Цветочно-декоративные растения открытого грунта»  Образовательно-издательский центр « Академия», 2008 год
    3. В.В.Воронцов  « Все комнатные растения» ЗАО « Фитон+», 2008 год
    4.  В.П.Викторов, А.И.Никишев « Биология. Растения. Бактерии, грибы и лишайники» ООО « Гуманитарный издательский центр Владо»,  2002 год
    5. Иван Панкеев « Комнатное и садовое цветоводство» Издательство « Олма-пресс», 2000 год
    6. А.С.Радионова , В.Б.Скупченко, О.Н.Малышева, Ю.В.Джикович «Ботаника», Образовательно-издательский центр « Академия», 2006 год

    Самоанализ  урока.

    Я давала урок производственного обучения по теме «Перевалка и пересадка растений в закрытом грунте». Всего на раздел «Уход за растениями защищенного грунта» отводится 36 часов, на данную тему - 12 часов. Этот урок - первый.

    Учебные цели урока - закрепить теоретические знания по предмету «Цветоводство» и сформировать у учащихся профессиональные навыки и умения работы с горшечными растениями.

    Развивающая цель урока - Развить у учащихся способность к аргументированному самоанализу своей деятельности.

    Воспитательная цель - Воспитать умение работать в коллективе и самостоятельно, при этом стремясь к получению продуктивного результата в группе.

    Тип  урока: Комплексный урок с элементами блиц-опроса, игрового соревнования и выполнения комплексных работ.

    В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая

    структура урока:

       

        1.        Актуализация опорных знаний.

    Цель: привлечь внимание учащихся к теме, осознать значение растений в жизни человека и в озеленении интерьеров жилища и рабочего пространства, определиться в необходимости проведения изучаемых операций при уходе за горшечными растениями. Для этого урок начала в оранжерее колледжа.

        2.        Вводный инструктаж

    Цель: Закрепить теоретические знания, познакомиться с технологией проведения перевалки и пересадки цветочных культур. В процессе этого этапа был проведен блиц-опрос, рассмотрены методы и способы проведения операций, проведена игра-соревнование между бригадами.

        3.        Текущий инструктаж

    По мере проведения учащимися работ проводила контроль за качеством проведения работ по бригадам, отмечала для себя типичные ошибки при проведении операций.

    4.   Подведение итогов урока.

    Во время подведения итогов провела опрос по теме, указала на характерные ошибки, выдала домашнее задание.

    На уроке были использованы:

    методы по виду источника информации: 

    словесные - беседа, блиц-опрос

    наглядно-практические  по виду учебной деятельности:

    самостоятельная работа и проблемно-поисковый метод (работа с карточками в группе)

    Формы познавательной деятельности: групповая (работа бригадами), индивидуальная.

    Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

    Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

    Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация и использовалась при объяснении материала во время проведения вводного и текущего инструктажа.

    Мне удалось показать межпредметную связь теоретических знаний по предметам «Цветоводство» и «Биология»  с практической работой.

    С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у учащихся интереса к данной теме и профессии в целом.

    «Цель обучения состоит в том, чтобы сделать учащегося способным развиваться дальше без помощи учителя».

    Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка урока производственного обучения по профессии"Повар, кондитер"

    Данная методическая разработка позволит творчески подойти к занятиям по  производственному обучению...

    Методическая разработка урока производственного обучения

    Тема урока производственного обучения:Замена подшипников качения асинхронного электродвигателя мощностью 1,1 кВт....

    Методическая разработка урока производственного обучения

    Методическая разработка урока производственного обучения разработана мастером производственного обучения по профессии «Повар, кондитер». Приведена техника безопасности при выполнении самостоятел...

    Профессиональные модули. Сварщик. Методическая разработка урока производственного обучения "Изготовление сварной урны"

    Тема программы:     Сварка пластин из низкоуглеродистой стали в нижнем, вертикальном положении. Тема урока:      Сварка угловых соединений из низкоугл...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Организация продажи чая и чайных напитков».

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10770418","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 339px; height: 480px; float: left;"}}]]МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока производст...

    Методическая разработка урока производственного обучения Тема: Изготовление конструкции ландшафтного дизайна «Вазон»

    Учебные цели:Отработать профессиональные навыки при изготовлении конструкции ландшафтного дизайна «Вазон»;Развивающие цели:  способствовать развитию технического мышления, умения учащихся работат...

    Методическая разработка урока производственного обучения Тема: Изготовление конструкции ландшафтного дизайна «Вазон»

    Учебные цели:Отработать профессиональные навыки при изготовлении конструкции ландшафтного дизайна «Вазон»;Развивающие цели:  способствовать развитию технического мышления, умения учащихся работат...