Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии"
рабочая программа по теме

Мещерякова Анна Владимировна

Программ учебной дисциплины для специальности "Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionnye_tehnologii.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

Владимирской области

«Гусь-Хрустальный технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Информационные технологии»

для специальности (группы специальностей)

Техническое обслуживание средств вычислительной техники

и компьютерных сетей

г. Гусь-Хрустальный

2012 г.


ОДОБРЕНА                                                                          СОСТАВЛЕНА

Предметной (цикловой)                                                   в соответствии с Государственными

комиссией                                                                          требованиями к минимуму

                                                                                            содержания и уровню подготовки

                                                                                            выпускника по специальности

                                                                                           «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей

Председатель ______________                                         Заместитель директора по учебной

                                                                                             работе_______________

Автор: Мещерякова А.В.

Рецензенты:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Данный курс базируется на начальных представлениях об информатике и информационных технологиях, полученных студентами в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. При этом не предполагается наличия каких-либо систематических знаний и практических умений в области информатики и программирования.

Учебная дисциплина «Информационные технологии» является общепрофессиональной, формирующей базовый уровень знаний для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Настоящая примерная программа учебной дисциплины рассчитана на 68 часов аудиторных занятий, в том числе 36 часов отводится на практические занятия.

  В соответствии с государственными требованиями после изучения учебной дисциплины студент должен:

      иметь представление:

-       о роли и месте знаний по учебной дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;

      знать:

-         этапы развития информационных технологий;

-         виды автоматизированных информационных технологий;

-         технологии обработки текстовой и гипертекстовой информации;

-         назначение и области применения текстовых процессоров и электронных таблиц;

-         назначение и области применения графических редакторов;

-         основные технологии обработки мультимедийной информации;

-         назначение автоматизированных и экспертных систем;

уметь:

-         использовать основные виды автоматизированных информационных технологий;

-         создавать текстовые документы;

-         создавать электронные таблицы;

-         сохранять, открывать и закрывать презентацию;

-         вставлять видеоклипы, графики и другие объекты.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН   КУРСА.

№№ пп

Наименование

Раздела и темы

Максимальная учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная

работа студента

всего

в том числе практические (лабораторные)

занятия

Введение

2

2

1

Информация и информационные технологии

6

4

2

2

Текстовые процессоры

10

10

8

3

Электронные таблицы

14

14

10

4

Автоматизация документооборота

6

4

2

5

Подготовка компьютерных презентаций

2

2

2

6

Компьютерная графика

14

14

8

7

Гипертекстовые способы хранения и представления информации

8

6

4

2

8

Мультимедийные технологии

6

4

2

2

9

Автоматизированные информационные системы

6

2

4

10

Информационные системы, основанные на знаниях. Экспертные системы

6

2

4

11

Справочно-правовые системы

4

4

2

Итого

84

68

36

16


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Содержание учебной дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами. Информационная технология и этапы ее развития. Средства обработки информации. Компьютерные технологии: сферы применения, возможности, ограничения.

Студент должен:

иметь представление:

- о роли и месте знаний по учебной дисциплине в процессе основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Тема 1. Информация и информационные технологии

Данные и информация. Виды данных и информации. Системы счисления и области их использования. Кодирование данных и информации. Формы представления информации и передачи данных. Информационный этап развития общества. Классификация информационных технологий по сферам производства. Текстовые, гипертекстовые, графические и иные способы хранения и представления информации.

Студент должен:

иметь представление:

-об информационных системах и их структуре;

-об обработке сообщений и информации, кодировании;

-об основных информационных процессах;

-об обществе информационных технологий;

 знать:

-единицы измерения информации;

-системы счисления: двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;

-принципы ввода и обработки информации.

Тема 2. Текстовые процессоры

 Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. Редактирование документов: копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. Выделение фрагментов текста. Шрифтовое оформление текста. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать. Стили. Автоматическое оглавление. Макросы.

Практические занятия.

1. Создание текстового документа. Редактирование текстового документа, работа с абзацами. Шрифтовое оформление и форматирование текста. Создание макросов. Обработка многостраничных документов (2 часа).

2.Вставка в текстовый документ, редактирование и форматирование рисунка, таблицы или диаграммы. Работа с редактором формул (2 часа).

3. Редактирование набранного текста. Редактирование списков и колонтитулов. Использование стилей. Создание автоматического оглавления (2 часа).

4. Вставка формул в ячейки таблицы. Создание форм (2 часа).

Студент должен:

иметь представление:

- о видах текстовых редакторов и их возможностях;

 знать:

- назначение элементов окна текстового процессора;

-правила создания, открытия и сохранения документов;

- порядок работы с командами меню и инструментами;

- способы форматирования символов и абзацев;

-основные операции при работе с рисунками, таблицами, диаграммами;

- методику выполнения операций при подготовке документа к печати;

- правила задания параметров печати;

 уметь:

- вводить и редактировать текст;

- выбирать команды меню;

- выделять, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста;

- оформлять текст шрифтами, устанавливать параметры, выравнивание и междустрочные интервалы;

- вставлять в документ и редактировать рисунки, таблицы и диаграммы;

-задавать колонтитул, параметры и нумерацию страниц;

- выполнять предварительный просмотр документа;

-распечатывать документы.

Тема 3. Электронные таблицы

Электронные таблицы: основные понятия и способ организации. Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Строка меню.  Панели инструментов. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Редактирование, копирование информации. Наглядное оформление таблицы. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Форматирование готовых диаграмм. Способы поиска информации в электронной таблице. Автоматизация работы в табличном процессоре.

Практические занятия.

1. Создание электронной таблицы: ввод и редактирование данных, управление элементами таблицы. Создание списков и управление списками. Форматирование элементов таблицы. Сортировка и фильтрация данных в таблицах Open Office.Calc.

2. Вставка формул в ячейки таблиц. Математическая обработка элементов таблиц. Создание автоматизированных таблиц. Графическая обработка данных. Построение графиков и диаграмм.

3. Использование инструментов Поиск решения и подбор параметров для решения различных задач.

4. Создание макросов для работы со строками Open Office.Calc.

5. Создание автоматизированной таблицы. Использование элементов управления для автоматизации таблицы.

 Студент должен:

иметь представление:

-о видах и возможностях электронных таблиц;

знать:

- назначение элементов окна изучаемой электронной таблицы;

- понятия и определения ячейки, адреса, блока;

-правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы;

- методику оформления электронной таблицы;

- порядок применения формул и стандартных функций;

- методику поиска и обработки информации в электронной таблице;

- графические возможности электронной таблицы;

уметь:

- вводить информацию и редактировать электронные таблицы;

-форматировать и оформлять таблицу;

- сохранять созданную или отредактированную таблицу;

- работать с деловой графикой электронной таблицы;

- производить расчеты и поиск информации с использованием формул, стандартных функций и запросов. 

 

Тема 4. Автоматизация документооборота

Общая характеристика систем автоматизации документооборота, их возможности и ограничения. Примеры существующих систем автоматизации.

Сканирование и распознавание документов. Обзор программного обеспечения распознавания текста. Методы работы с программой распознавания текста. Автоматизированный перевод документов. Обзор программного обеспечения для автоматизированного перевода.

Студент должен:

 знать:

- наименования и назначение современных систем автоматизации документооборота;

-методы работы с программой распознавания текста.

Тема  5. Подготовка компьютерных презентаций

Понятие презентации. Программное обеспечение для создания презентации. Open Office.Impress. Создание презентаций и их настройка. Демонстрация презентации.

Практические занятия.

1. Создание презентации. Настройка действий. Вставка звука и видео в презентацию.

Студент должен:

иметь представление:

- о возможностях программ создания презентаций;

знать:

- технологию создания презентации;

- технологию настойки презентации (анимации, вставка звука, видеоклипов, управления с помощью кнопок);

уметь:

- применять программу Open Office.Impress для создания и редактирования презентации.

Тема 6. Компьютерная графика

 Понятие компьютерной графики. Методы представления графических изображений. Растровая и векторная графика. Цвет и методы его описания. Системы цветов RGB, CMYK, HSB.

Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры, работа с фрагментами, трансформация изображений; работа с текстом.

Форматы графических файлов. Печать графических файлов.

Практические занятия.

  1. Редактор векторной графики Inkscape. Рисование простых геометрических объектов. Перемещение, копирование и удаление объектов. Объединение объектов в группы. Изменение формы объектов.
  2. Разработка графических изображений средствами Inkscape.
  3. Обработка графических изображений средствами GIMP.
  4. Создание коллажа средствами GIMP.

Студент должен:

иметь представление:

- о теоретических основах построения графических изображений;

знать:

- технологию создания, хранения, вывода графических изображений;

уметь:

- применять графический редактор для создания и редактирования изображений.

Тема 7. Гипертекстовые способы хранения и представления информации

Понятие гипертекста. Система Интернет и «всемирная паутина». Веб-серверы и редакторы. Создание веб-сайтов. Язык гипертекстовой разметки HTML.

Практические работы.

1. Применение текстового редактора для создания web-страниц.

2. Использование web – редакторов для создания электронной страницы.

Студент должен:

Иметь представление:

- о теоретических основах построения гипертекстовых документов;

знать:

- основные понятия: гипертекст, гипертекстовая система, Интернет, www web - серверы и редакторы;

- основные теги языка HTML;

- технологию работы в web – редакторах;

уметь:

- применять текстовый редактор для создания web – страниц;

- применять web – редакторы для создания web – страниц.

Тема 8. Мультимедийные технологии.

Мультимедиа. Особенности аудио и видеоинформации. Оцифровка звуковой и видеоинформации. Стандарты MPEG. Аппаратные и программные средства мультимедиа.

Практические работы.

1. Программные средства мультимедиа.

Студент должен:

иметь представление:

- об основных видах мультимедийной информации;

 знать:

- особенности представления аудио и видеоинформации;

- принципы оцифровки звуковой и видеоинформации.

- аппаратные и программные средства мультимедиа.

уметь:

- применять программные средства мультимедиа для создания мультимедийных приложений и для воспроизведения звуковой и видеоинформации.

Тема 9. Автоматизированные информационные системы

 Автоматизированные и информационные системы управления. Структура АИС. Классификация АИС. Системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы научных исследований.

Студент должен:

иметь представление:

- об основных типах автоматизированных информационных систем;

 знать:

-назначение и функции различных типов автоматизированных систем.

Тема 10. ИС, основанные на знаниях. Экспертные системы

Знания. Модели представления данных. Назначение и структура экспертных систем. Целесообразность использования, этапы создания экспертных систем. Прототипы и жизненный цикл экспертных систем.

Студент должен:

 знать:

-  модели представления данных;

- назначение и структуру экспертных систем;

-этапы создания экспертных систем.

Тема 11. Справочно-правовые системы

Обзор справочных правовых систем. Достоинства и ограничения СПС. Современные тенденции развития СПС. Особенности российских СПС. Справочно-правовая система Консультант Плюс.

Практические работы.

1. Поиск информации с помощью СПС «Консультант Плюс». Карточка поиска. Поиск документа по реквизитам и правовому навигатору.


ЛИТЕРАТУРА

  1. С.В. Синаторов  Информационные технологии: учебное пособие – М.: Альфа-МЖИНФРА-М, 2009.
  2. Информационные технологии: задачник/С.В. Синаторов. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012-09-28
  3. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Е.В. Михеева – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  4. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Е.В. Михеева –М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  5. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. – М.: Нолидж, 2000.
  6. Левин А. Самоучитель полезных программ. – СПб.: Питер, 2001.
  7. Гохберг Г. С. Информационные технологии: учебник для студ. сред. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  8. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М. : Лаб. базовых знаний, 1998. – 704 с.
  9. Могилев А., Пак Н., Хеннер Е. Практикум по информатике. – М.: ИЦ «Академия», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Технология", 5 класс, 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообра...

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 5 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым пр...

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 6 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода ...