конспект урока "Виды вышивальных швов"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Конспект урока по технологии для обучающихся 5 класса из раздела "Рукоделие. Элементы вышивки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Рукоделие. Виды вышивальных швов.              

Цели урока:

познакомить обучающихся с различными видами вышивальных швов;

освоить технологию  выполнения стебельчатого шва;

способствовать   развитию аккуратности, внимательности при выполнении творческой  практической работы в виде мини-проекта; воспитывать добросовестное отношение к труду.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

Объяснительно – иллюстративный - объяснение, презентация, демонстрация.

Репродуктивный -  упражнения.

Дидактический материал: учебник, карточки с названиями швов, сообщения учащихся, инструкционные карты – схемы по выполнению стебельчатого шва.

Оборудование и инструменты: Иглы, нитки, пяльцы, лоскут ткан, ножницы,

мультимедийное оборудование.

Межпредметные связи: черчение, рисование, история.

Содержание урока:

Теоретическая часть: рассказ о видах вышивальных швов, с использованием презентации, выступления обучающихся.

Практическая часть: Практическая работа – мини-проект «Выполнение монограммы стебельчатым швом».

Структура урока:

1.Организационный момент;

2.Изложение нового материала;

3.Практическая работа обучающихся;

4.Закрепление нового материала;

5.Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Организационный момент

  1. приветствие
  2. проверка готовности к уроку
  3. сообщение темы урока

2. Изложение нового материала

          На уроках технологии в начальной школе вы уже знакомились с видами простейших вышивальных швов. Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Итак, все швы делятся на три группы: начальные, свободные, счетные (слайд 1). (запись в тетрадях). С группой свободных швов познакомимся поподробнее. К уроку вы подготовили сообщения (выступления обучающихся):

1. Шов вперед иголку выполняется по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Он представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной. Шов можно выполнять по счету нитей или по рисованному контуру. Применяется такой шов для украшения одежды, используется в качестве настила в белой глади, является основой для выполнения некоторых швов (шнурок)(слайд 2).

2. Шов «шнурок» выполняется в два приема. Вначале по прямой линии или по контуру узора выполняются стежки шва вперед иголку. Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. После этого иглу с ниткой (обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводят под стежки сначала сверху вниз, а потом снизу вверх, получится другой вид .

Таким швом можно украсить одежду, полотенца, скатерти(слайд 3).

3. Стебельчатый шов представляет собой сплошной ряд косых стежков плотно прилегающих друг к другу. Выполняется он на нарисованной линии или по следу выдернутой нити ткани слева направо или снизу вверх. Каждый новый стежок начинается из середины предыдущего. Рабочая пить должна быть всегда с одной стороны от шва. Все стежки должны быть одной величины. Используют стебельчатый шов для вышивания стеблей растений. Таким швом можно выполнить метки и монограммы. Метки - обозначение принадлежности данного предмета или одежды определенному лицу. На готовых изделиях метками могут служить вышитые инициалы или имя хозяина. Для выполнения меток используют контрастирующие по цвету с тканью нити. Располагают обычно метки так, чтобы они не портили внешний вид изделия. Метки можно сделать на дополнительном кусочке ткани, который затем пришивают к одежде.  Монограмма - это вязь из начальных букв имени, фамилии. Монограммы являются не только меткой но и украшением изделия, ими можно украсить костюмы, шапочки, платочки (слайд 4).

4. Тамбурный шов (или шов “цепочка) - это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов выполняется сверху вниз. Применяют шов для вышивания контура и для сплошного заполнения узора (в декоративном рисунке) (слайд 5).

5. Петельный шов (или краевой шов) - это ряд петельных стежков, располагаемых по краям изделия. Шов выполняется слева направо. Ткань прокалывается иглой сверху вниз по вертикальной линии. Нитка должна всегда располагаться под иглой. Высота стежков определяется контуром узора. Используют петельный шов для обметывания края ткани, соединения отдельных деталей при изготовлении различных изделий или для украшения ткани (слайд 6).

3. Закрепление пройденного материала

Назовите виды  свободных вышивальных  швов?

Где используются ручные швы?

Что такое монограмма и как она используется?

При выполнении стебельчатого шва, с какой стороны от работы должна располагаться рабочая нить?

4. Практическая работа

Мини-проект «Выполнение монограммы стебельчатым швом».

Повторный инструктаж по правилам безопасной работы (ответы учащихся по правилам безопасной работы с иглами, ножницами)

Вводный инструктаж

Выполнение шва “стебельчатый»:

1. Вложить в иглу нить, сложенную вдвое.

2. Выполнить закрепку нити на ткани.

3. Выполнить стежок и пропуск одной длины. Например, 4 нити ткани.

4. Для выполнения второго стежка ввести иглу в точку, где кончается

первый стежок, а вывести на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого.

 5. Выполнить следующий стежок, вводя иглу в точку, где кончается предыдущий стежок Самоконтроль: стежки шва должны быть одной длины.

Выполнение монограммы стебельчатым швом

1. Выбрать необходимые буквы шрифта;

2. Перевести рисунок букв на ткань;

3. Заправить ткань в пяльцы.

4. Проанализировать рисунок букв, продумать и определить рациональное начало и окончание работы. В конце работы выполнить обработку края изделия петельным швом или бахромой.

5.  Проверить качество, выполненной работы.

6. При выполнении проекта соблюдать правила по технике безопасной работы с инструментами.

Самостоятельная работа обучающихся  и текущий инструктаж

Целевые обходы:

  1. организация рабочего места, соблюдение правил ТБ;
  2. взаимодействие обучающихся между собой;
  3. при наличии одних и тех же ошибок остановить работу, указать причины и способы устранения.

Заключительный инструктаж

  1. анализ характерных ошибок;
  2. оценки за выполнение практической работы.

5. Подведение итогов урока

  1. общая оценка за урок;
  2. объяснение и запись в дневниках домашнего задания;
  3. уборка рабочих мест.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Виды вышивальных швов"

Дополнение к конспекту урока для 5 класса по разделу "Рукоделие" тема "Виды вышивальных швов"...

Конспект занятия "Ручные виды швов"

Занятие рассчитано для детей, увлекающихся вышивкой,  8 - 9 летнего возраста. Разработку занятия могут использовать педагоги дополнительного образования детей, учителя технологии....

Мастер – класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».

Мастер – класс был дан для воспитателей детского дома с целью выработать единые требования для маркировки одежды воспитанников, расширения кругозора, повышения интереса к работе кружка «Умелые руки»....

Мастер – класс «История вышивки. Технология выполнения простейших вышивальных швов».

Мастер – класс был дан для воспитателей детского дома с целью выработать единые требования для маркировки одежды воспитанников, расширения кругозора, повышения интереса к работе кружка «Умелые руки»....

Виды машинных швов. Практическая работа «Выполнение образцов машинных швов».

·                 Задачи урока:Помочь обучащимся осознать практическую значимость учебного материала;·...

Конспект урока по теме "Классификация машинных швов. Выполнение соединительных машинных швов необходимых при изготовлении фартука."

Конспект  разработан для проведения уроков в 5-ом классе по ФГОС второго поколения.  На данных уроках учащиеся приобретают умения и навыки по выполнению машинных швов необходимых при и...

Открытый урок по технологии"Виды простейших вышивальных швов" 5 класс

Открытый урок по технологии"Виды простейших вышивальных швов" 5 класс...