Методика проведения зачетов в вечерней школе.
статья по теме

Колосова Галина Владимировна

 

  Правильная организация зачетной системы в школе требует от педагогического коллектива большой собранности, целеустремленности, серьезного, вдумчивого подхода к анализу содержания зачетных разделов, разработке дидактического материала, поискам рациональных методов текущей проверки знаний. Только тогда успех в применении зачетной системы будет обеспечен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ.

  Рациональная организация учебного процесса – одно из самых действенных средств сохранения контингента.

  В процессе обучения математике, как и другим учебным предметам, можно различить три части: приобретение учащимися новых для них знаний, умений и навыков; их усовершенствование путем повторения  и проверка.

  Во всех классах для проверки выделяется особое внеурочное время – день зачетов.

  Опыт педагогических коллективов убедительно показывает, что наиболее высокие результаты в обучении достигаются лишь там, где зачеты сочетаются с текущей проверкой знаний на уроках.

  В отличие от институтов и техникумов, в вечерней школе зачеты проводятся не в конце полугодия, а после каждой большой темы или раздела программы.

  Для решения вопроса об объеме части курса математики, которая должна входить в зачетный раздел, нужно принимать во внимание следующие требования:

а) объем не должен быть очень велик, чтобы учитель в сравнительно непродолжительное время в беседе или другим способом мог достаточно основательно проверить знания учащегося, убедиться в наличии у него необходимых умений и навыков;

б) материал должен в какой-то степени носить завершающий характер, т.е. быть определенным этапом в формировании знаний, умений и навыков учеников;

в) при определении числа зачетов в году нужно иметь в виду,  что с уменьшением объема учебного материала зачетного раздела учащимся легче готовиться к отдельному зачету, но тогда непомерно растет число зачетов по всем предметам и, тем самым, уменьшается обучающее значение каждого зачета. С увеличением же объема каждого зачетного раздела учащимся труднее готовиться  как из-за обилия материала, так и из-за большого разрыва между его изучением и проверкой усвоения. В настоящее время общепринятой нормой является 3-4 зачета в течение одного учебного года.

  Подготовка к зачетам должна начинаться с первого урока нового зачетного периода.  Чтобы учащиеся более ясно представляли себе этот процесс, нужно не только сообщить им о зачетах, но и доказать значение каждого учебного занятия в подготовке к зачету. Желательно на доске объявлений поместить подробный рабочий план изучаемого материала. Учащиеся по плану могут судить, что ими усвоено на данное число по зачетному разделу. Такой постоянный самоконтроль имеет большое воспитательное значение и оказывает организующее влияние на всю учебную работу учащихся.

  Содержание проверки во время зачетов определяется тем материалом, который изучался в зачетный период.

На методику ведения зачетов оказывают влияния индивидуальные качества учащихся и их учебная работа за тот же период.

  Во время зачетов учащимся можно предложить выполнить следующие работы:

            1. Ответить на вопросы устно или письменно;

            2. Решить примеры и задачи.

  Учитель предлагает вопросы дифференцированно, с учетом того, что уже проверено и что необходимо проверить у каждого ученика. Для ученика, который часто отвечал на уроках, достаточно одного сквозного вопроса, для другого - обобщающего вопроса и задания на проверку умения и т.д. Для тех учащихся, которые по уважительной причине пропустили много уроков и не имеют текущих отметок, необходимо предлагать вопросы всех типов, чтобы проверка была глубокой и всесторонней. Такая дифференциация вопросов и заданий делает зачет более целенаправленным и исключает элемент случайности, повторения.

  Методика и форма проведения зачета в вечерней школе зависит в основном от особенности класса. Анализ опыта школ показывает, что в практике обучения сложились три формы зачетов: индивидуальные, групповые и фронтальные.

  Индивидуальный зачет наиболее благоприятный, т.к. учитель работает с одним учеником, что позволяет глубже и всесторонне выявить его знания и умения. Использовать индивидуальную форму зачета целесообразно прежде всего к тем  учащимся, которые часто пропускали занятия или просто не отвечали на уроках.

  Однако при существующей наполняемости классов ограничиваться индивидуальными зачетами нельзя.  В силу этого наиболее распространенным оказался групповой зачет, который дает возможность учителю работать одновременно с группой учащихся (2-5 человек).

  По математике на групповом зачете обычно используются и устные, и письменные методы проверки знаний. Поэтому важную роль здесь играют карточки с вопросами и заданиями. Для сдачи зачетов учитель обычно старается вызвать учащихся, которые, по его предположению, имеют одинаковые знания. В этих случаях уместно совмещение индивидуальной проверки с групповой: учащимся раздаются задания, сходные по содержанию Учитель подбирает для каждого ученика карточки и предлагает подготовиться к ответу. Обычно один вопрос требует знания теоретического материала, другой – решения задач или примеров.

  Проверка производится в форме беседы. По истечении времени обдумывания один учащийся отвечает, а остальные слушают, затем участвуют в обсуждении ответа. После обсуждения первого вопроса учитель предлагает второй и для ответа на него вызывает следующего учащегося. Снова все слушают и затем участвуют в обсуждении вопроса. Так происходит проверка целой группы. Положительная сторона этого способа проверки состоит в следующем:

а) проверка сочетается с обучением;

б) проверочная беседа сохраняет гласность;

в) проверяются знания по сравнительно большому отрезку курса.

  К недостаткам групповой проверки следует отнести:

а) затрата времени на проверку увеличивается по числу участвующих в ней;

б) сложность руководства такой проверочной работой;

в) затрудняется оценка результатов проверки каждого.

  В практике широко применяют устно-письменные зачеты. Получив задание, учащийся выполняет его письменно, а затем сдает учителю, который тут же проверяет, предлагает вопросы и объявляет оценку.

  Фронтальные зачеты оправданы в тех случаях, когда, во-первых, учитель считает необходимым проверить знания учащихся всего класса или его значительной части по одному или нескольким вопросам раздела; во-вторых, если программой предусмотрен повторительно-обобщающийурок. Наиболее приемлемы в таких случаях сквозные или обобщающие задания. Фронтальный зачет можно проводить устно и письменно. Однако преимущества на стороне письменных работ.

  Зачет должен иметь большое обучающее и воспитывающее значение для присутствующих учащихся. Поэтому нельзя превращать устный зачет в экзамен, а письменный – в контрольную работу.

  Зачетную оценку большинству учащихся следует выставлять, учитывая текущие отметки и оценку, полученную на зачете. Тем, кто успешно выполнил все контрольные работы, систематически получал высокие оценки на уроках и показал, что весь материал усвоен, зачетная оценка может выставляться на основании этих данных.

  Несмотря на все трудности совмещения работы с учебой у учащихся школ работающей молодежи, требовательность к ним не должна снижаться, т.к. это приводит к низкому качеству обучения. Учащимся предоставляется полная возможность подготовки к зачету. Им заранее известен объем знаний и умений по зачетному разделу. Поэтому учащиеся обязаны до прихода на зачет подготовиться к нему в процессе изучения темы на уроке, на консультациях или дома самостоятельно.

  При отсутствии возможности у отдельных учащихся подготовиться к назначенному сроку, учитель назначает им новые сроки зачета, продлевая время подготовки к нему.

    В тех случаях, когда учащийся не может посещать школу из-за уважительных причин, можно дать ему один из вариантов вопросов зачета, охватывающих основные знания и умения по всему зачетному разделу. Учащийся самостоятельно прорабатывает материал учебника по теме дома. По окончании этой работы он  повторяет материал, письменно отвечает на вопросы и готовиться к беседе с учителем. На одном из консультационно-зачетных занятий учитель просматривает письменный ответ в присутствии учащегося и попутно уточняет, насколько сознательно и полно выполнил работу учащийся дома. В случае необходимости учитель предлагает выполнить по теме отдельные задания для углубления понимания материала, дает дополнительные объяснения по теории и по окончании беседы объявляет оценку зачета.

  В вечерних школах учитель должен проявлять гибкость и умело использовать многообразие дидактических приемов, чтобы наиболее полно охватить обучением всех учащихся и оказать им необходимую помощь.

  Правильная организация зачетной системы в школе требует от педагогического коллектива большой собранности, целеустремленности, серьезного, вдумчивого подхода к анализу содержания зачетных разделов, разработке дидактического материала, поискам рациональных методов текущей проверки знаний. Только тогда успех в применении зачетной системы будет обеспечен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по химии в 10-11 классах для вечерней школы

Зачет по теме : "Углеводороды". Тестовые задания с выбаром ответа...

Зачеты по химии 8-12 классы в вечерней школе

Зачеты по химии 8-12 классы в вечерней школе (к учебнику Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман)...

Зачет по истории № 1(Россия в начале XX века). 9 класс вечерней школы.

Материал зачета охватывает период истории России начала  XX века....

Зачет по истории № 2 (Нэп и "военный коммунизм"). 9 класс вечерней школы.

Основной целью зачетной работыпо истории в 9 классе является проверка знаний по темам "Нэп" и "Военный коммунизм"....

Направления и методики проведения "Недели психологии" в школе

Неделя психологии - интересный и действенный способ мотивации детей, педагогов и родителей на работу с психологом Целью Недели психологии является активизация мотивации учащихся к работе с психологом,...

«Методика проведения учебных экскурсий в школе на примере Дудергофских высот »

В наше время, человек живущий в   невероятном темпе, понимает что важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: доби...

Методологические основы и методика проведения физического эксперимента в школе.

В статье приведены методологические основы физического эксперимента в школе. Описаны виды физических экспериментов и способы их проведения. Статья содержит следующие разделы.1. Задачи физического...