Направления и методики проведения "Недели психологии" в школе
методическая разработка по психологии по теме

Криницына Анастасия Вячеславовна

Неделя психологии - интересный и действенный способ мотивации детей, педагогов и родителей на работу с психологом

Целью Недели психологии является активизация мотивации учащихся к работе с психологом, интереса к своей личности и личности Другого, формирование понимания ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения. В холле нужно оформлять календарь мероприятий недели психологии.

 

 

 В рамках Недели можно провести

 

следующие мероприятия.

  • «РАДУГА НАСТРОЕНИЯ»

 

Перед началом учебного дня у входа в школу психолог (я)вместе с помощниками-ведущими предлагали определить, какое настроение у учеников и учителей: всем входящим предлагается опустить квадрат, соответствующий текущему настроению. Для опреде­ления эмоционального состояния с помощью цвета ис­пытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования:

 

 

 

жёлтый

- очень-очень весёлое

розовый

-хорошее, приятное

зеленый

- спокойное, «среднее»

черный

- плохое

 

 

 

  • «ЛАРЕЦ РАДОСТИ»

Ведущие дарят учащимся начальной и средней школы листочки с пожеланиями. Главной задачей мероприятия является активизация интереса к Неделе психологии и улучшение психологической атмосферы школы.

 

 

.

  • «Психологический забор».

 

На стене висит лист, на котором нужно было написать пожелание ученику или педагогу, либо ( в другие дни)  - что бы вы хотели видеть нового в школе. Дети – и начальная школа, и средняя - активно заполняли листы до тех пор, пока на них не осталось места.

 

  • Цели «Забора»

  • -коммуникативная(общение, обмен мнениями, элемент интерактивности),

  • - развивающая (развитие рефлексии, самопознание),

  • -релаксационная (отыгрывание актуальных эмоций),

  • -мотивационная (мотивация на самопрезентацию, общение со сверстниками и психологом).

 

 

 

  • Опрос «Ценности» и «Лучший учитель».

    К детям подходят ведущие под руководством психолога и задают учащимся анонимные вопросы о том, что является для вас важным (семья, здоровье, учёба, друзья, внешность, деньги, хобби). По результатам наиболее важными для детей являются ценности семьи, друзей, здоровья. По результатам опроса любимыми учителями для детей оказались Загрязкина Е.Д., Амирян Л.Л., Вдовенко С.П.(наибольшее количество ответов).

 

Проводя «Социологический опрос» мы ставили перед собой задачи:

 

·        Осмысление учащимися представлений о смысле жизни, счастье, ценностях, жизненных планах;

 

·        Предоставление им возможности совершить личный выбор;

 

 

  • ИГРОТЕКИ

    Дети 5-8 классов принимают  участие в организации игр для начальной школы на переменах и в группах продлённого дня. Был проведён Тренинг общения для 4-х классов, «занятие «Что такое психология» и игротека в холле 2 этажа.

 

  • Педагоги и родители…

    …принимают участие в семинарах «Как психологически подготовить учащихся к экзамену», «Как развивать познавательную сферу».

 

В учительской организован «Психологический музей»

 

 

 

 

  • Книга радости

    Дети начальной школы пишут в книгу радости свои самые радостные моменты жизни и этого года.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя психологии

23 – 27 апреля

День

Время

Место

Мероприятие

Участники

Понедельник, 23 апреля

8.00-8.30

1 этаж

«Радуга настроения».

Каждый кладёт в ящик кружок с цветом своего настроения.

Все классы, педагоги

Перемены

3 этаж

«Ларец радости».

Каждый вытаскивает пожелание из мешочка.

Все классы, педагоги

Перемены

-

«Приветствие словами».

Каждый должен поздороваться с наибольшим количеством встретившихся (по одному разу).

Все классы

Перемены

3 этаж

«Психологический забор:

пожелания».

На стене будет висеть лист, на котором нужно написать пожелание ученику или педагогу.

Все классы, педагоги

-

Учительская

«Психологический музей»

Сведения о психологии для педагогов в учительской

Педагоги

14.20-15.00

Актовый зал

Мероприятие в зале: «Как правильно общаться» С презентацией. Игра «Тайный друг».

5 классы

Вторник, 24 апреля

Перемены

-

Соц.опрос «Ценности».

К вам будут подходить ведущие «недели психологии» и задавать анонимные вопросы о том, что является для вас важным. В пятницу объявят результаты.

5-11 классы

-

1 этаж

«Письмо психологу».

Любому учащемуся и педагогу можно написать письмо психологу о любой волнующей проблеме, с пожеланием, просьбой (в ящик на 1 этаже). Содержание писем не разглашается.

Все классы

15.20

На планёрке

 «Как психологически подготовить учащихся к экзамену, контрольной работе». Семинар для учителей.

Педагоги

-

-

Игра «Тайный друг» - начало

5 классы

Сред,а 25 апреля

Перемены

11.20

12.20

13.10

Большая просьба привести детей в рекреац. зону 2 этажа

Игры в рекреационной зоне

1 классы

2 классы

3-4 классы

Начальные классы

Перемены

-

«Приветствие мимикой»

Поздороваться с наибольшим количеством людей, используя только мимику.

Все классы

Перемены

2 этаж

«Психологический забор:

пожелания».

На стене будет висеть лист, на котором нужно написать пожелание ученику или педагогу.

Начальная школа

Перемены

-

«Тайный друг» (продолжение)

5 классы

14.30-15.20

23 каб.

«Школа юного психолога»

Заседание «школы» по результатам «недели психологии»

Все желающие( 5-11 кл.)

15.20

2 этаж

Игротека в ГПД

«Что такое психология?»

3 классы

16.30

23 каб.

Семинар для родителей

«Методы развития познавательной сферы младших школьников».

Родители учащихся 1-4 классов

Четверг, 26 апреля

-

2 этаж

Выставка рисунков

Все классы

Перемены

2 этаж

«Психологический забор: Я хочу, чтобы в нашей школе было…»

Начальная школа

Перемены

-

Соц.опрос «Самый –самый учитель»

К вам будут подходить ведущие и задавать анонимные вопросы о том, кто является «самым» учителем по разным номинациям.

Все классы

Перемены

-

«Тайный друг» (продолжается)

Все классы

Пятница, 27 апреля

Перемены

3 этаж

«Психологический забор: Я хочу, чтобы в нашей школе было…»

Все классы

Перемены

2 этаж

«Книга радости».

Проводят психолог и ведущие. Детям предлагается написать, нарисовать в особом альбоме, что хорошего у него произошло в этом году, чему он рад.

1-4 классы

Перемены

-

«Пожми руку тому, кого увидишь».

Нужно пожать руку наибольшему количеству людей (по 1 разу)

Все классы

12.35-13.20

2 этаж

Открытое занятие

«Я и моё будущее»

4 класс «А»

14.20-15.00

Актовый зал

Мероприятие с презентацией «Что такое психология?»

5-6 классы

15.00-16.00

Актовый зал

Подведение итогов недели

Все классы

С уважением, ваш школьный психолог Криницына А.В.



Предварительный просмотр:

http://steshka.ru/wp-content/uploads/2013/01/16.jpg



Предварительный просмотр:

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако не рекомендуется каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек скорее всего рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «копилка», пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Также можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое «вольное» общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но, как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему «врагу», провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых «зрителей». В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое противодействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое поведение работает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет дольше «зреть» и охватит большее количество участников.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка» учителю на
память.

В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Учитель, видя, что дети «распетушились» и уже готовы вступить в «бой», может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

Понятно, что в классе во время урока ребенок не может пинать консервную банку, если его толкнул сосед по парте. Но каждый ученик может завести, например, «Листок гнева». Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока.

Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными детьми, которое условно можно назвать «работа с гневом». Хотелось бы отметить, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Нужно научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем можно с помощью рисования. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего — ощущение своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т.д.».

Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Таким образом, ребенок, если он верно «расшифрует» послание своего тела, сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.

Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе вещь, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие — научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе сумку, можно, конечно, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал вещи?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны».

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

 

Список литературы

  1. Бармаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: ВЛАДОС, 1996.
  2. Горошкин А. Л. Подросток, характер, проблемы акцентуации характера.// Воспитание школьников. – 1994. - № 2.
  3. Златогорская О. Метод в теории и на практике. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. -// Школьный психолог. – 2003, № 30.  


Предварительный просмотр:

О «Синдроме профессионального   выгорания»
и технике безопасности в работе педагогов

Что это за синдром и почему он возникает?
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.
Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов, специалистов различных социальных служб с людьми связана с большими нервно-психическими нагрузками. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления.
При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, клиентами.
В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы — педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов милиции, менеджеры и руководители различных уровней и др.).

ТРИ СТАДИИ.

Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.
На
второй стадии - снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится» с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до 20 лет.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА И САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
Важно:
– разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете;
– осознать их;
– перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием;
– освоить способы саморегуляции, или самовоздействия.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
Опрос, результаты исследования, опыт нашей работы позволяют выделить следующие естественные приемы регуляции организма:

– смех, улыбка, юмор;
– размышления о хорошем, приятном;
– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
– наблюдение за пейзажем за окном;
– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
– вдыхание свежего воздуха;
– чтение стихов;
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Попробуйте задать себе вопросы:

Что помогает вам поднять настроение, переключиться?
Что я могу использовать из вышеперечисленного?
Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов.
Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.

БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

  • Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
    Под воздействием нагрузок возникают мышечные зажимы. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, восстановить силы.
  • Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
    Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
    – дышите глубоко и медленно;
    – пройдитесь внутренним взором по вашему телу, и найдите места напряжения (часто это рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
    – постарайтесь сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
    – прочувствуйте это напряжение;
    – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
    – сделайте так несколько раз.
    В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
    Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).
  • В свободные минуты, перемены, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая правила:
    1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
    2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
    3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
    Можно работать со следующими группами мышц:– лица (лоб, веки, губы, зубы);– затылка, плеч;– грудной клетки;– бедер и живота;– кистей рук;– нижней части ног.
    Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
  • Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:
    – движения большими пальцами рук в «полузамке»;
    – перебирание бусинок на ваших бусах;
    – перебирание четок;
    – пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на 2 шага вдох, и на 5 -выдох.
  • Способы, связанные с воздействием слова. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
  • Самоприказы — короткое распоряжение, сделанное себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.– Сформулируйте самоприказ.– Мысленно повторите несколько раз. Если это возможно, повторите вслух.
  • Самопрограммирование

– Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
– Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:«Именно сегодня у меня все получится»;«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;– Мысленно повторите несколько раз.

  • Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.
– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

  • Способы, связанные с использованием образов
    Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
  • Чтобы использовать образы для саморегуляции:
    – Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши
    ресурсные ситуации.
    – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
    1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
    2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
    3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
    – При ощущении напряженности, усталости:
    1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
    2) дышите медленно и глубоко;
    3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
    4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
    5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
    6) откройте глаза и вернитесь к работе.

 Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ № 3 ( 7-8 класс)

На выполнение заданий дается 50  минут. Каждое задание оценивается в один балл, если задание не выполнено или не закончено, то балл не засчитывается. Задания

№ 18  и № 22, №23 заполняются в тесте, а  все остальные вносятся в бланк ответов.

В заданиях № 18,22,23 каждый пункт оценивается в 1 балл.

Если число участников,  выполнивших все задания правильно , будет больше одного, то первенство присуждается тому, кто затратил наименьшее количество времени на выполнение тестов.

Принять участие может каждый ученик  7-8 классов. Для этого необходимо  зарегистрироваться у психолога школы.

Тестовые задания для учащихся 7-8 классов.

Ф.И._________________________________________________

Класс____________________________________

  1. Одиннадцатый месяц года – это:  октябрь, май, ноябрь, февраль.
  2. Слово СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову :  резкий, строгий, мягкий, жесткий, неподатливый.
  3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других: определенный, сомнительный, уверенный, доверие, верный.
  4. Ответьте «ДА» или «НЕТ». Сокращение «н.э.» означает: нашей эры?
  5. Какое из слов отлично от других: петь, звонить, болтать, слушать, говорить.
  6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению: незапятнанный, непристойный, неподкупный, невинный, классический.
  7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к слову НОС: сладкий, язык, запах, зубы, чистый.
  8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными:

- Sharp M. J. -  Harp M.J.

- Filder E.H. – Fielder E.H.

- Conner M.E. – Connor M.E.

- Woerner O.W. -  Woerner O.W.

  • Soberguist B.R. -  Soberguist P.R.
  1. Слово ЯСНЫЙ  является противоположным по смыслу слову: очевидный, явный, недвусмысленный, отчетливый, тусклый.
  2. . Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 тысяч долларов,  заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?
  3.    Слова СТУК и СТОК имеют :

- сходное значение;

- противоположное;

  • ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 4500 рублей. сколько стоят 1,5 дюжины лимонов?

  1. Сколько пар чисел из этих шести являются полностью одинаковыми?

5296

5296

66986

69688

7354256

7354256

61197172

61197172

83238324

83238234

834426

834426

14. Какое число из приведенных ниже является наименьшим?

6

0,7

9

36

0,31

5

15. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл?

А) Держать нос по ветру

В) Пустой мешок не стоит

С) Трое докторов не лучше одного

В) Не всё то золото, что блестит

Е) У семи нянек дитя без глаза

16. Какое число должно стоять вместо знака «?»

73

66

59

52

45

38

?

17. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:  июне, марте, мае, ноябре.

18.  Определите закономерность расположения чисел каждого ряда и впишите в соответствии с ней ещё два числа:

2

3

4

5

6

7

10

9

8

7

6

5

5

10

15

20

25

30

6

9

12

15

18

21

8

8

6

6

4

4

3

7

11

15

19

23

9

1

7

1

5

1

4

5

8

9

12

13

1

2

4

8

16

32

21

18

16

13

11

8

12

14

13

15

14

16

16

12

15

11

14

10

25

24

22

21

19

18

3

4

6

9

13

18

1

4

9

16

25

36

19. Логическая задача. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

20 Логическая задача. Уткин на 3 кг. легче, чем Гусев. Уткин на 7 кг. тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?

21. Логическая задача. Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Кто самый светлый, кто самый высокий, кто старше всех?

22. Подчеркните  лишнее по смыслу слово:

а) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

б) смелый, храбрый, отважный, злой. решительный;

в) Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий;

 г) молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

д) скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо;

е) глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий;

ж) лист, почка, кора, дерево, сук;

з) дом, сарай, губа, хижина, здание;

и) береза, осина, дерево, дуб, ель;

к) ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать;

л) тёмный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

23. В каждой строке одно слово перед скобками и пять слов в скобках. Выпишите в бланк ответов те два слова из каждой строки ( слова в скобках), которые обозначают то, что данный предмет, явление (слово перед скобками) всегда имеет, без чего он не бывает.

а)  Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

б)  Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

 г)  Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

д) Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать)

е)  Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)

ж)  Газета (правда, приложения, телеграмма, бумага, редактор)

з)  Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

 24.Если бы полкило картошки стоило 125 тенге, то, сколько килограммов картошки можно было бы купить на 5000 тысяч?

25.  На бланке нарисовано 5 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу.  Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для одного рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано.



Предварительный просмотр:

Мероприятие в зале 1 марта 2013 г.

  1. Речь психолога.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята и учителя. Сегодня первый день весны и завершающий день недели психологии. Что же такое психология? Благодаря психологии, можно узнать, как из новорожденного беспомощного младенца человек превращается в разумную и зрелую личность. Как вчерашние первоклассники переходят в уже среднюю школу. Она расскажет вам, как мы познаем окружающий нас мир и самих себя.

Ведущий 2: Оглянемся вокруг - сколько взрослых и сверстников рядом! Все они разного возраста, роста, с разным цветом глаз и характером. Как научиться успешно общаться с ними?  Как происходит общение между людьми? Как мы воспринимаем друг друга? Как узнать характер человека по жестам, мимике, интонации речи? На все эти вопросы все также ответы дает наука психология. Еще многие тайны человеческой души предстоит изучить этой удивительной науке. Об этом нам расскажет следующая презентация.

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.

Вед. . Ребята приготовили вам сценки! Посмотрим их сейчас вместе!

  1. Сценка 1.

Встречаются 2 мамы. Ну как учеба твоего сына, опять одни трояки? Я говорила сводить его к психологу, может что-то посоветует ему..

- Я сводила! Он так же плохо учится, но теперь он этими тройками ещё и  гордится!

  1. Сценка 2.

Психолог спрашивает у клиента:
- А Вы разговариваете сами с собой?
- Да.
- Я не рекомендую!
- Почему?
- Потому что можно сказать себе что-то не то, обидеться и потом целую неделю с собой не разговаривать!

Вед.1: Для того, чтобы быть психологически готовыми к обучение в 5 классе, нужно быть внимательными и сообразительными!

Вед.2: Для этого вам предлагается потренироваться в следующей игре!

  1. Игра на внимание с залом. Поднимите руку, кто знает правильный ответ. Вопрос не повторяется, а читается один раз.
  1. Чему равна одна десятая часть от числа разбойников из сказки про
    Али-Бабу? =4
  2. На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было
    мальчиков? Пришел Володя. Сколько стало детей? =3, = 6.
  3. •- Катались два сына на трехколесных велосипедах, а их отец - на двухколесном. Сколько всего было колес? =8
  4. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? =7
  1. Каким по счету является «Ь» в названии последнего месяца осени? =6
  2. Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года?=4
  3. Какое число считается у нас несчастливым? =13

Вед. Ребята, чтобы быть готовыми перейти в 5 класс, нужно хорошо относиться к окружающим людям и самому стараться не грустить! Об этом – следующее стихотворение!

  1. Стихотворение о психологии.
  1. Учитесь удивлять собой,
    Во всем ищите ДОБРЫЕ начала,
    И споря с трудною судьбой
    Умейте начинать сначала.

Споткнувшись, самому вставать,
В САМОМ СЕБЕ искать опору,
При быстром продвиженьи в гору
Друзей в пути не растерять!
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде.
Ищите лишь ДОБРО везде.
Особенно упорно в ТЕХ,
КТО РЯДОМ!!!

2 . Смелее сделай первый шаг
На встречу всем своим вершинам
Не бойся, страх твой главный враг
Но и помощник, с грозным видом
Реализуй мечту свою
И знай, в руках твоя удача
Ты в праве изменить судьбу
Ты первый и никак иначе
И иногда порой, пускай
Срываясь, падаем с вершины
Но никогда не унывай
Вставай, в душе найдутся силы
И занова твори судьбу
И подымайся до предела
И встретишь ты свою мечту
Придет победа непременно.

Вед. Для того, чтобы быть готовым к переходу в 5 класс, нужно собрать портфель. В этом вам помогут загадки.

7. Загадки.:

“Если ты его наточишь,
Нарисуешь все, что хочешь,
Солнце, небо, горы, пляж,
Что же это?” (карандаш)

“Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш” (резинка)

“Отгадай, что за вещица:
острый клювик, а не птица
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки”. (ручка)

“То я в клетку, то - в линейку
Написать по ним сумей-ка!
Можешь их нарисовать
Что такое я?”(тетрадь)

“Без языка
Без голоса
А все расскажет.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает” (книга).

Вед. 1. Молодцы! Так как вы все загадки отгадали, ваш портфель уже полный.

Но для того, чтобы учиться в 5 классе, ещё нужно уметь хорошо понимать себя и других! Этому поможет следующая игра.

  1. Игра с залом «Какой я».

Те, кто…

Вед.Для того, чтобы быть успешными в средней школе, необходимо соблюдать правила поведения.

  1. Игра с залом «Правила»

В школе нужно соблюдать правила поведения. А какие вы уже знаете:

1.Правила поведения на уроке

2. На перемене?

3. С учителем?

4. С одноклассниками?

5.Чего нельзя делать?

6. Какими нужно быть?

Вед. 1. Сегодня завершается Неделя психологии, которая еще раз показала, какие все вы замечательные, любознательные, интересные, эрудированные ребята.



Предварительный просмотр:

 Мы поиграем с вами в игру. Слушайте внимательно!

  1. Те, кто любит математику – молча хлопните 1 раз в ладоши,

Те, кто не обманывал друзей – дотроньтесь до своих ушей.

Те, кто любит свою учительницу - поднимите левую руку.

Те, кто не любит смотреть телевизор – поднимите правую ногу сидя.

Те, кто любит урок русского языка - поднимите оба указательных пальца.

Те, кому нравится учиться - положите руки на коленки.

Те, кто соблюдает правила поведения в школе- только честно!-дотроньтесь молча до коленки своего соседа справа или слева.

  1. Те, кто не любит делать домашнее задание - хлопните 2 раза в ладоши.

Те ,кто не любит смотреть телевизор – поднимите правую руку.

Те, кому нравится ходить в школу- улыбнитесь.

Те, кто любит читать- топните правой ногой 1 раз.

Те, кто долго сидит за компьютером – дотроньтесь до кончика носа.

Те, кто хочет перейти в 5 класс с хорошими отметками-поднимите 2 руки.

Те, кто знает и понимает свой характер – кивните головой молча.

Вот мы какие разные!



Предварительный просмотр:

Памятка педагогам по общению с ребенком.

1. Дорожите доверием,любовью ребенка к вам: это самое ценное, что есть у ребенка для вас.

2. Вашим самым большим подарком для ребенка может стать то время вашей жизни, которое вы уделяете ему.

3. Слушайте ребенка сердцем - это самое чуткое, что у вас есть.

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он имеет право быть другим и он единственный такой на всей земле, неповторимый.

5. Больше думайте о том, какие чувства испытывает ребенок, чем о том, как он себя ведет. Часто поведение зависит от эмоционального состояния.

6. Чувства ребенка, как и ваши, не вечны. Он, как и вы, не может злиться, ненавидеть и огорчаться постоянно. Это пройдет.

7. Ребенок имеет право принимать решения самостоятельно.

8. Помогите ребенку осознать, в чем именно состоит ощутимый вред от дурных привычек. Запреты часто способствуют их закреплению.

9. Не разрушайте душу ребенка оскорблениями и пренебрежением.

10. Не бейте ребенка. Ни у кого нет такого права.

11. Согласуйте требования, которые вы предъявляете к ребенку, с его возрастными особенностями.

12. Давайте ребенку право на ошибку. Разве вы никогда не ошибаетесь?

13. Помогите ребенку осознать, чем его, на ваш взгляд, поведение вредит ему и окружающим, а не пытайтесь выяснить причину этого поведения. Часто он сам ее не знает.

14. Найдите время и выслушайте ребенка. Иногда ему хочется рассказать о себе и своих проблемах.

15. Помните, что ребенок не отвечает за проблемы взрослых.

16. Помните, что ребенок учится у вас и хочет быть похожим на вас.

17. Будьте искренни с ребенком, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете его, когда делаете замечание и пр. Если одобряете - одобряйте искренне! Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, ребенок это видит и испытывает смятение и неуверенность во всем.

18. Будьте готовы воспринимать ребенка как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики по психологии

С помощью данных методик можно диагностировать учащихся...

Развитие профильного направления образования в средней общеобразовательной школе через взаимодействие школа-ВУЗ

Статья о механизме сотрудничества  средней общеобразовательной школы с ВУЗом. Работа учащихся и учителей в системе школа-ВУЗ в свете внедрения ФГОС основоной общеобразовательной школы....

Карта оценки готовности ребенка с РАС к посещению группы общеразвивающей направленности по методике Манелис Н.Г.

Карта оценки готовности ребенка с РАС к посещению группы общеразвивающей направленности по методике Манелис Н.Г....

Методика обучения лыжным ходам и методика тренировки в школе

Данная работа отражает систему обучения лыжными ходами в средней школе, основанную на предварительной базовой подготовке (школа лыжника)....

«Детская музыкальная школа в системе образования. Методики и психологии деятельности преподавателя фортепиано»

В моей работе описывается,что такое музыкальная школа. Описаны дошкольный,школьный и донотный периоды обучения. Рассказываю, как музыкальная школа формирует навыки и привычки детей. правильный психоло...

О предпосылках становления педагогического дизайна как направления современной методики обучения русскому языку в школе

Статья посвящена основоположнику электронного обучения русскому языку - доктору педагогических наук, профессору Зинаиде Петровне Ларских (1957-2019 гг.)....