Карта оценки готовности ребенка с РАС к посещению группы общеразвивающей направленности по методике Манелис Н.Г.
статья на тему

Князева Ольга Викторовна

Карта оценки готовности ребенка с РАС к посещению группы общеразвивающей направленности по методике Манелис Н.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_gotovnosti_k_detskomu_sadu.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Карта оценки готовности ребенка с РАС к посещению

группы общеразвивающей направленности по методике Манелис Н.Г.

Сфера

Уровень развития

Необходимость предварительного обучения в формате 1х1

Готовность среды адаптироваться к проблемам ребенка

Коммуникация

Речь отсутствует Ребенок не владеет способами альтернативной коммуникации

Да Цель – обучение способам альтернативной коммуникации

Речь отсутствует Ребенок владеет способами альтернативной коммуникации

Нет

Умение воспитателя использовать альтернативные средства коммуникации Визуализация среды

Может выразить просьбы словами

Нет

Визуализация среды Умение воспитателя помочь ребенку выразить мысль

Речь примерно соответствует возрасту

Нет

Воспитатель знает об особенностях речи детей с РАС

Мотивация к взаимодействию с другими людьми

Социальная отчужденность а) отчужденность и равнодушие в большинстве ситуаций (кроме случаев, когда удовлетворяются особые нужды ребенка); б) взаимодействие со взрослыми осуществляется в первую очередь физическим способом (через щекотание, прикосновение); в) социальные аспекты контактов не вызывают заметного интереса у ребенка; г) мало случаев совместной деятельности и взаимного внимания; д) может отсутствовать реакция на изменение в окружении (например, если кто-либо входит в комнату)

Желательно, хотя такие дети обычно не мешают работе группы, если не настаивать на прерывании их деятельности. Цель – создание мотивации к общению с людьми

Тьютор (желательно) Обогащенная среда для возможности привлечения внимания Умение воспитателя создавать мотивацию к общению Постепенная интеграция

Пассивное взаимодействие а) спонтанные социальные контакты ограничены; б) принимает внимание других людей: - при инициативе взрослого; - при инициативе ребенка; в) пассивность ребенка может подтолкнуть других детей к взаимодействию с ним; г) не испытывает явного удовлетворения от социальных контактов, но случаи активного отказа от взаимодействия нечасты

Нет

Тьютор (желательно)

«Активное, но странное» взаимодействие а) наблюдаются спонтанные попытки к социальным контактам: - чаще – в отношениях взрослых; - реже – с детьми; б) при взаимоотношении может проявляться приверженность характерным повторяющимся действиям: - бесконечное повторение вопросов; - вербальные стереотипы; в) навыки ролевой игры слабые или отсутствуют совсем: - плохое восприятие нужд другого человека; - структура и стиль речи не изменяются; - испытывает трудности при переходе от одной темы к другой; - внешняя сторона взаимодействия вызывает больший интерес, чем содержание; г) может осознавать реакции других людей (особенно чрезмерно эмоциональные реакции);

Нет, хотя поведение таких детей воспринимается окружающими хуже, чем поведение людей из пассивной группы (вследствие серьезных нарушений общепринятых социальных норм поведения)

Тьютор (желательно) Понимание воспитателем особенностей развития детей с РАС и знание способов взаимодействия

Уровень когнитивного развития

Ребенок серьезно отстает от уровня когнитивного развития детей группы

Нет. Необходима детальная оценка уровня развития когнитивных навыков для выбора заданий

Возможность во время групповых занятий давать задания, соответствующие возможностям ребенка

Ребенок отстает от сверстников в некоторых областях

Нет. Необходима детальная оценка уровня развития когнитивных навыков для выбора заданий

Возможность во время групповых занятий давать задания, соответствующие возможностям ребенка

Уровень когнитивного развития опережает возрастную норму

Нет

Нарушения поведения

Поведение опасно для ребенка или окружающих

Да

Поведение не представляет опасности, но возникает часто и  мешает работе группы

Да  Цель – определение причин нежелательного поведения и способов его преодоления

Тьютор Постепенная интеграция в группу Понимание воспитателем особенностей развития детей с РАС и знание способов взаимодействия Согласованное взаимодействие с тьютором

Поведение не представляет опасности, возникает редко и может мешать работе группы

Нет, но в процессе интеграции необходимо определить причины нежелательного поведения и способы его преодоления

Тютор Постепенная интеграция в группу Понимание воспитателем особенностей развития детей с РАС и знание способов взаимодействия Согласованное взаимодействие с тьютором

Поведение не представляет опасности, возникает редко и не мешает работе группы

Нет, но в процессе интеграции необходимо определить причины нежелательного поведения и способы его преодоления

Понимание воспитателем особенностей развития детей с РАС и знание способов взаимодействия