О предпосылках становления педагогического дизайна как направления современной методики обучения русскому языку в школе
статья

Афанасьева Полина Валерьевна

Статья посвящена основоположнику электронного обучения русскому языку - доктору педагогических наук, профессору Зинаиде Петровне Ларских (1957-2019 гг.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_stati.docx758.42 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ З. П. ЛАРСКИХ

(1957-2019): ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Полина Валерьевна Афанасьева

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования Воронежской области

 «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова», Россия, 

e-mail: polina-vrn@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению научно-методического наследия профессора З. П. Ларских.

Цель данной статьи состоит в диссеминации научно-методических идей ученого, сохраняющих практическую значимость для современной школы и системы  развития электронного образования в целом.

Эта цель достигается посредством анализа принципов концепции З. П. Ларских,  трансляции предложенной методистом программированной модели адаптивного обучения,  описания практических результатов деятельности ученого и аргументации их востребованности на рынке образовательных услуг.

В содержании статьи интерпретированы методологические принципы функционирования модели программированного адаптивного обучения  орфографии в начальной и средней школе, реализованные ученым как «первопроходцем» процесса информатизации образовательной деятельности в начале 90-х г. XX в.  

Сегодня данный опыт преломляется в контексте педагогического дизайна как актуального направления развития общей теории и методики программированного обучения с целью создания единой цифровой образовательной среды, а также организации удаленного интерактивного взаимодействия, направленного на формирование языковой компетенции обучающихся.

Основным выводом статьи является тот факт, что  модель адаптивного программированного обучения, предложенная З. П. Ларских, является  унифицированной методологической основой для объединения  традиционного и инновационного педагогических подходов к усовершенствованию дидактических возможностей в области обучения русскому языку, а также для организации дистанционного формата взаимодействия в образовательной среде, столь популярной на сегодняшний день.

Ключевые слова

З. П. Ларских, программированная модель обучения, адаптивный подход, орфография, самостоятельная работа, педагогический дизайн, дистанционная форма обучения.

З. П. Ларских вошла в историю развития методической науки как ведущий специалист в области программированного обучения орфографии не только младших школьников, но и учащихся средней образовательной школы.

Целью исследовательской деятельности  З. П. Ларских являлась разработка теоретических основ концепции развития  адаптивной к особенностям мышления и восприятия детей методики обучения орфографии и выявление практико-ориентированных дидактических принципов, помогающих реализовать научные идеи концепции с целью формирования высокой языковой (орфографической) грамотности и мотивации обучающихся к ней.

 З. П. Ларских входит в группу первых российских исследователей проблем информатизации процесса обучения русскому языку.

Ею был разработан пакет электронных программ по орфографии к компьютеризированному учебному пособию «К грамотности ступеньки», получивший сертификат качества в Российском центре информатизации образования в 1994 году.

Учебное пособие «К грамотности ступеньки» представлено вариативными дифференцированными по типам мышления и восприятия информации детьми заданиями для изучения и обобщающего повторения грамматико-орфографических тем в начальных классах с компьютерной поддержкой.

В 1996 году в издательстве «Просвещение» вышло пособие для учащихся 5–7 классов [Алгазина; Ларских; Пашкова 1996], аналогом которого являлись комбинированные частично-адаптивные обучающие программы на дискетах, включающие в себя дидактические материалы по орфографии.  Соавторами данного пособия под общей редакцией Н. Н. Алгазиной являлись: Г. И. Пашкова, Е. И. Фитковская.  

З. П. Ларских являлась соавтором первого в России электронного учебника по русскому языку [Алгазина, Ларских, Пашкова, Стрыгина 2005), применение которого позволяет организовать обучение пятиклассников грамматико-орфографическим темам в   интерактивной форме.

Пакет программ, входящий в содержание электронного учебника, включает в себя возможность самостоятельной работы школьника с плановым тематическим материалом не только раздела «Орфография», но и других разделов науки о языке: «Пунктуация», «Лексика», «Морфемика», «Морфология» (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Ведущей методической идеей данного электронного учебника в разделе «Орфография» является реализация индуктивно-дедуктивного принципа подачи дидактического материала: ученик приступает к индивидуальной работе над грамматико-орфографической темой до знакомства с правилом и формулирует его самостоятельно, основываясь на своем практическом опыте, полученном в результате разностороннего рассмотрения языкового явления в процессе выполнения заданий.

Электронный учебник предназначен для учеников 5–х классов, но также может применяться в 6–9-х классах общеобразовательной школы с целью повторения пройденного материала.

Являясь действительным членом Академии информатизации образования (АИО РФ – далее «Академия»), президентом которой являлся профессор Я. А. Ваграменко,  З. П. Ларских возглавляла межфакультетскую лабораторию компьютерного обучения русскому языку при Елецком государственном университете им. И. А. Бунина как региональном отделении Академии. В рамках ее функционирования студенты, аспиранты и учителя регулярно принимали участие в образовательных событиях, посвященных актуальным проблемам реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,  знакомились с программно-педагогическими средствами обучения, анализировали их достоинства и недостатки, составляли собственные сценарии компьютерных программ, отдавая предпочтение созданию игровых обучающих моделей уроков, ориентированных на личность ребенка в языковом и образовательном пространстве.

В основе создания адаптивных программно-педагогических средств лежит модифицированная программированная модель обучения (см. схему № 1),  технологическая интерпретация которой является объектом комплексного обобщения методических изысканий З. П. Ларских, представленных ею в виде составляющих элементов деятельностного процесса в автоматизированной системе компьютерного обучения на страницах докторской диссертации [Ларских 2000: 91, 113,151, 373, 375, 394, 401, 402].

Схема № 1

Программированная модель обучения

Ведущая роль в программированной модели обучения отводится самостоятельной работе учащихся с дидактическим материалом в ходе выполнения проблемных заданий и формированию ориентировочной основы действий посредством непрерывной обратной связи в интерактивном диалоге.

Обозначая актуальность внедрения новых технологий обучения в 90-е годы XX столетия, обеспечивающих мобильные знания, гибкие методы их применения в конкретных социальных условиях, З. П. Ларских отмечала: «В связи с зависимостью образовательных систем от технологических изменений в обществе целесообразно разработать стратегию внедрения в школьную практику (в том числе и в практику обучения такому важному разделу русского языка, как орфография) информационных технологий, под которыми понимаются проекты конструирования (на основе совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку, методов, приемов, средств) процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств» [Ларских 2000: 4].

Научно-методическая концепция методики адаптивного программированного обучения З. П. Ларских сегодня, в 20-е годы XXI века, являет собой не что иное, как производящую основу для формирования современного направления в теории и методике обучения русскому языку  – педагогический дизайн.

 Педагогический дизайн как актуальное направление развития теории и методики обучения русскому языку в школе, в том числе дистанционного формата, представляет собой навигационное проектирование образовательной среды, определяющее частично-адаптивную траекторию языкового развития ребенка.  

Основополагающие принципы педагогического дизайна позволяют выйти на новый методический уровень организации процесса обучения, ориентированного не на всех, а на каждого субъекта образовательной деятельности.

Интерпретация программированной модели обучения З. П. Ларских базируется на основополагающих принципах педагогического дизайна, к которым относятся:

1.  Принцип постановки и решения инновационных дидактических задач 

По теории З. П. Ларских, данному принципу соответствует «принцип модульности, включающий в себя элементы дифференциации, индивидуализации, самостоятельности, ступенчатости, вариативности, структуризации и блоковости подачи материала» [Ларских 2000:15].

К инновационным дидактическим задачам мы относим, в том числе, не в полной мере реализованные до настоящего времени руководящие идеи: организация дифференцированного и индивидуализированного процесса обучения, отправной точкой для запуска которого является мотивация ученика как субъекта деятельности.

Другими словами, деятельность ученика должна исходить от внутренних потребностей, а не от внешнего воздействия педагога на ученика. Ученик не должен выполнять задание как исполнитель воли педагога.

Новизна педагогической идеи в реализации рассматриваемого принципа заключается в организаторской способности педагога сделать так, чтобы:

- в решении учебной задачи ученик был главным  заинтересованным лицом;

- ученик ощущал потребность в процессе познавательной активности, но не был ограничен существующей системой оценивания;

- созданные условия образовательной среды соответствовали запросу каждого ученика как личности со своими особенностями развития и восприятия учебной информации;

- в основе организации когнитивной (познавательной) деятельности каждого ученика лежал проблемный метод обучения, побуждающий к самостоятельному поиску, противопоставленному догматической презентации готового знания.

- ученик чувствовал себя частью сообщества людей, объединенных важной целью, но продвигающихся к ней разными маршрутами. Каждый маршрут должен представлять собой алгоритм действий ученика, запрограммированный с учетом его личностных потребностей и предпочтений.

Таким образом, педагогический дизайн предполагает трансформацию педагога-демонстратора в педагога-проектировщика (педагогического дизайнера)  адаптированной к потребностям обучающегося образовательной среды, отличительной чертой которой является обеспечение непрерывной обратной связи посредством интерактивного диалога в запрограммированной модели обучения.

Гибкость данной модели определяется оперативностью  реагирования на каждый шаг ученика, а также вариативностью содержательного программного базиса, представленного различными грамматико-орфографическими модулями когнитивной-визуализации: алгоритм, динамическая таблица, иллюстрация, схема-опора, текст, над содержательным наполнением которых ученик думает самостоятельно.

Ни один из модулей программы не предстает перед учеником в готовом виде. Каждое задание предполагает самостоятельный поиск информации, необходимой для оформления программированной лингвистической сцены (грамматико-орфографической модели).

В качестве примера лингвистической сцены приведем скриншот из адаптивной программы по теме урока для 5 класса  «Гласные О – Ё – Е после шипящих и Ц».

Скриншот № 1

Лингвистическая сцена

На скриншоте лингвистической сцены обучающего модуля программы ученику предлагается указать в группе согласных буквы шипящих звуков – опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

Ученик, попадая на виртуальный урок русского языка, «не отсиживается за партой», а выступает активным исследователем, самостоятельным открывателем закономерностей употребления орфограмм. Программа последовательно предъявляет ему задания, выполнение которых в определенной последовательности позволяет усвоить все необходимые признаки орфограммы (опознавательные, выборочные, заключительные) и шаги по их определению (порядок орфографического разбора).

2. Принцип системного когнитивного подхода к проектированию образовательной среды

По теории З. П. Ларских, данному принципу соответствует принцип когнитивной визуализации, содержащий «требования принципов доступности, наглядности, познавательной активности, эстетической и эмоциональной направленности обучения» [Ларских 2000: 15].

Система программированного обучения выстраивается посредством комплексного  педагогического проектирования индивидуальных когнитивных маршрутов с учетом того, что деятельность по освоению программного материала может быть осуществлена в самостоятельном режиме (без участия педагога). Например, это может быть организация надомного или дистанционного обучения, выполнение домашнего задания или повторение изученного в формате доступного в любой момент образовательного ресурса.

Реализации принципа системного когнитивного подхода   к проектированию образовательной среды предшествуют:

- целеполагание как дидактическое назначение программного и организационно-методического обеспечения с учетом предварительно выявленных запросов и потребностей;

- определение критериев функциональности программных модулей с целью их рекомендации к использованию в определенных условиях при реализации поставленных дидактических задач;

- обеспечение технических возможностей использования программно-педагогических средств.

Интерфейс, предопределяющий дидактические возможности программы, разработанной в соответствии с принципами педагогического дизайна, представлен на скриншоте  № 2.

Скриншот № 2

Программный интерфейс

3. Принцип субъективной заинтересованности в формировании общей информационной культуры всех участников образовательного процесса

По теории З. П. Ларских, данному принципу соответствует принцип системного квантирования, содержащего «требования научности, системности, систематичности, активности, экономии учебного времени, генерализации обучения» [Ларских 2000: 15].

Осознание перспектив и преимуществ программированного обучения в соответствии с принципами педагогического дизайна основано на принципе субъективной заинтересованности в формировании общей информационной культуры всех участников образовательного процесса: педагогических работников, родителей и учеников. Желание или нежелание использовать те или иные программно-педагогические средства обучения является личным выбором каждого.

4. Принцип оптимизации затрат учебного времени и «включенности» в учебный процесс

По теории З. П. Ларских, данному принципу соответствует принцип проблемности как «конгломерация следующих составляющих: опора на ошибки, мотивация, сознательность, прочность, логичность выводов» [Ларских 2000: 15].

Данный принцип предопределяет мотивированную самостоятельную активность учащегося в удобное для него время и  реализуется посредством оптимизации затрат времени на прохождение программного материала.

В программно-педагогические средства, разработанные в соответствии с принципами педагогического дизайна, заложены маршруты  самостоятельной деятельности с необходимыми дидактическими единицами, наличие которых является достаточным для базового освоения той или иной темы в минимальные сроки.

Эффективность образовательного процесса, организованного  с применением программированных средств обучения,  достигается за счет четкого структурирования грамматико-орфографического материала на каждой из лингвистической сцен, пробуждающих познавательную активность. К каждому из вариантов ответов ученика (правильному или неправильному) дается комментарий, что позволяет ему формировать  языковую компетенцию в процессе самостоятельной, в том числе удаленной (дистанционной) деятельности.

Интеграция вышеперечисленных принципов требует отвечающего запросам общества и внутренним потребностям системы образования организационно-методического сопровождения учебного процесса, которое становится возможным в условиях реализации программированной модели обучения, предложенной З. П. Ларских.

Рассмотренная нами программированная модель обучения положена в основу создания пакета комбинированных адаптивных программ к рабочей тетради на печатной основе для 5-х классов «Упражнения для самостоятельного выполнения» [Афанасьева 2008],  вебинарного контента электронного учебно-методического комплекса «Русский язык и культура речи», предназначенного для организации дистанционного обучения слушателей [Афанасьева 2010], а также  коллекции интерактивных уроков русского языка «Облако знаний. 5-11 классы» [Афанасьева; Мамонтов 2019, Электронный ресурс], ориентированной на организацию фронтальной работы с интерактивной доской в классе и самостоятельной удаленной деятельности на любом мобильном устройстве.

Реализация методических идей программированного адаптивного обучения З. П. Ларских в свете педагогического дизайна является актуальным направлением развития теории и методики  обучения русскому языку, перспективная работа в котором поможет оптимизировать далеко не безупречную дидактическую систему.

Научно-методическое наследие З. П. Ларских является частью воспринятого социумом в настоящее время, берущего начало в научной школе Н. Н. Алгазиной,  и востребованного в будущем по причине необратимости процесса модернизации образовательной среды обучения русскому языку.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Алгазина Н.Н., Ларских З.П., Пашкова Г. И. и др. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой. – М.: Просвещение, 1996.

2. Афанасьева П. В. Педагогический дизайн в системе е-Learning на примере дисциплины «Русский язык и культура речи»: Монография. – Воронеж: Истоки, 2010.

3. Афанасьева П. В. Упражнения для самостоятельного выполнения: Рабочая тетрадь для 5 класса. – В 3-х чч.  Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008.

4. Ларских З. П. К грамотности ступеньки: Вариативные дифференцированные задания по орфографии для учащихся начальных классов (с компьютерной поддержкой). – В 3-чч. – М.: МПУ, 1998.

5. Ларских З. П. Теоретические основы использования новых информационных технологий в процессе адаптивного обучения младших школьников орфографии: Дисс. … д-ра пед. наук. М.: МПУ, 2000.

6. Облако знаний: Русский язык: Мультимедиа-коллекция: Интерактивный мультимедийный учебно-методический комплекс / П. В. Афанасьева, Д. И. Мамонтов. – Долгопрудный: ФИЗИКОН, 2019. – 1 электрон. опт. диск. – (ИМУМК «Облако знаний». Коллекция).

7. Русский язык. 5 класс: Электронное учебное пособие / Н. Н. Алгазина, З. П. Ларских, Г. И. Пашкова, Т. В. Стрыгина и др.; Под ред. Г. И. Пашковой. – М.: Просвещение-Медиа, 2005. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM 750 Мб).

REFERENCES

1. Algazina NN, Larskikh ZP, Pashkova GI et al. Didactic materials on spelling with computer support.  – M .: Education, 1996.

2. Afanaseva P.V. Pedagogical design in the e-Learning system on the example of the discipline «Russian language and culture of speech»: Monograph. –  Voronezh: Sources, 2010.

3. Afanaseva P.V. Exercises for self-fulfillment: Workbook for grade 5. In 3 h. – Elets: YSU named after I.A. Bunina, 2008.

4. Larskih Z. P. Literacy stairs: Variable differentiated tasks in spelling for primary school students (with computer support).  – In 3 h.  –  M.: MPU, 1998.

5. Larskih Z. P. Theoretical Foundations of the Use of New Information Technologies in the Process of Adaptive Learning for Junior Schoolchildren Spelling: Diss. ... dr ped. sciences. – M.: MPU, 2000.

6. Cloud of Knowledge Russian Language: Multimedia Collection: Interactive Multimedia Educational and Methodological Complex / P. V. Afanasyeva, D. I. Mamontov. – Dolgoprudny: PHYSICON, 2019 . – 1 electron. opt. disk. - (IMUMK “Cloud of Knowledge”. Collection).

7. Russian language. Grade 5: Electronic textbook / N. N. Algazina, Z. P. Larsky, G. I. Pashkova, T. V. Strygin and others; Ed. G.I. Pashkova. – M.: Education-Media, 2005. – 1 electron. opt. disk (CD-ROM 750 MB).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Применение педагогических технологий на уроках русского языка...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Чем же отличаются современные технологии от традиционных способов обучения и как они соотносятся с ними?В основном методисты, учитывая практические проблемы преподавания русского языка, шли в на...

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Доклад учителя русского языка и литературы первой КККислица Е.Ю. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе Образовательная технология – это констр...