«Детская музыкальная школа в системе образования. Методики и психологии деятельности преподавателя фортепиано»
методическая разработка по музыке

В моей работе описывается,что такое музыкальная школа. Описаны дошкольный,школьный и донотный периоды обучения. Рассказываю, как музыкальная школа формирует навыки и привычки детей. правильный психологический подход ребенка и преподавателя к работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodich_razrabotka.docx48.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУДОД

«Озерская детская школа искусств»

Г. Озеры

Методическая работа

Преподавателя

по классу фортепиано

Котельниковой А. И.

«Детская музыкальная школа в системе образования. Методики и психологии деятельности преподавателя фортепиано»

июль 2015г.

Содержание

Введение

Глава 1. Что такое музыкальная школа

Глава 2. Методики и психологии преподавателя

Заключение

Список  литературы

«…Если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичное «исполнение» было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру (содержанию) данной мелодии…»

Г.Нейгауз

 Как  правило обучение детей музыке состоит из двух этапов: дошкольный, когда развиваются музыкальные данные  и школьный, когда ребенок обучается игре на инструменте. В дошкольном периоде успешность дальнейшего обучения зависит от наличия желания и интереса у ребенка. Ведь только интерес способен остановить внимание ребенка на звуках и вызвать желание к запоминанию и воспроизведению услышанного. Немалую роль в пробуждении интереса играет и словесный текст песенки. Такое воздействие оставляет след в памяти ребенка и вызывает желание спеть понравившуюся мелодию или подобрать ее на каком либо инструменте. Слушание и пение расширяют музыкальный кругозор , активизируют эмоциональную и слуховую сферы способностей и укрепляют музыкальную память. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений - один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует проводить систематически. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. По словам А.Д.Артоболевской «Донотный период игры обучения на фортепиано - период, когда ребёнок знает названия нот на клавишах, но не усвоил ещё их изображение на нотном стане». В этот период начинают формироваться элементарные игровые навыки - свободные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы. До первого прикосновения к клавишам, целесообразно с детьми заниматься, чтобы привести организм  ребёнка в рабочее состояние. Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы, так или иначе участвующие в работе пианиста. Они помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата. Учащиеся с увлечением выполняют упражнения под музыкальное сопровождение, одновременно движения координируются с ритмом. Во время выполнения упражнений, ученик следит за качеством крупных движений всей руки: свободой, ритмичностью, пластичностью, которые сформировались в двигательном опыте детей, ещё до начала их обучения игре на фортепиано. В тесной связи с большими движениями рук вырабатываются начальные навыки пальцевой игры. 

       Гимнастика
1. Упражнение «Шалтай-болтай»
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинай покачивать ими навстречу друг другу. То, скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться в исходное положение. 
2. Упражнение. 
Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи, плеч, дать всему корпусу, и рукам свободно упасть вперёд. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляются, принимают исходное положение. 
3. Упражнение. 
Встать ровно, ноги на расстоянии ступни, опустить руки свободно, они висят, как плети. Поочерёдно раскачивать ими. Очень важно не забывать о дыхании ребёнка о том, что оно должно быть специально организовано педагогом, Т.к. многие двигательные «неполадки» учеников, непластичные движения), бывают нередко связаны с задержкой дыхания, судорожным подъёмом плеч при вдохе, недостаточно спокойным чередованием вдоха и выдоха. 
4. Упражнение. 
Не поднимая плечи, сделать глубокий вдох так, чтобы лёгкие до конца наполнились воздухом и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный, бесшумный и полный, После небольшой паузы - снова вдох. Важно естественно сочетать дыхание играющего с «дыханием» музыкальной фразы, с дыханием самой музыки. 

Следующие упражнения помогут почувствовать всю руку от корпуса до кончика пальцев, как единый рычаг, работающий «от плеча». 
5. Упражнение. 
Рисуйте в воздухе любые закруглённые линии поочерёдно 2,3,4,5 пальцами. 
6. Упражнение. 
Круговые движения рук в разные стороны. Следите за осанкой, не поднимать плечи, руки собранные, лёгкие. Эти упражнения помогут почувствовать правильную работу пальцев и укрепить мышцы, участвующие в ней. 
7. Упражнение с мячом. 
а) Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх. 
б) Перебрасывайте мяч из одной руки в другую по дуге. 
Данные упражнения воспитывают ловкость, быстроту реакции. Хватательные движения развивают сгибатели пальцев, особенно сгибатели основных фаланг. Работу «целого» пальца «из ладони» можно почувствовать в следующих упражнениях. 
8. Упражнение. 
Свободно, без усилий «открывайте», и «захлопывайте» все пальцы 
одновременно, чувствуя, что ладонь сгибается посередине. 
9 . Упражнение «Иди ко мне» 
Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме 
первого) по 2 раза. Палец, целый, не «ломающийся» в суставах. 

Упражнения для освобождения рук:
10. Упражнение. 
Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом круг перед собой. Ладони держать близко друг к другу; плечи, руки свободные, кисть и предплечье составляют единое целое. 
11. Упражнение. 
Похлопывание ладонью по крышке рояля, выполняйте упражнение всей рукой, не сгибая её в локте. Активизируются мышцы плеча, хорошая опора на ладонь.

Итак, после периода созревания в дошкольном возрасте ребенок наконец допускается к инструменту. Среди обилия решаемых задач важно не упустить основную – сохранить интерес к музыке и развить интерес к музыкальным занятиям.

Что такое музыкальная школа?

Наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Мы все привыкли, что в школе складываются определенные отношения, можно сказать, правила общения учителя и ученика, но всегда надо помнить, что ученик это личность и слишком индивидуальны условия обучения каждого начинающего музыканта, различны способности каждого ученика, его сильные и слабые стороны, а, следовательно, и методы педагогического воздействия будут разными. Развитие учащего музыканта – это формирование его способности, профессионально-интеллектуальных качеств. Музыкальное развитие имеет место при различных видах музыкальной деятельности: прослушивание музыки, изучение музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, а также когда он практически исполняет музыкальное произведение. Поступление в музыкальную школу большое событие для ребенка. Он полон надежд на интересные занятия, успех, но при этом возникают определенные сложности, связанные с процессом обучения. Занятия музыкой, как ни пытайся представить их увлекательной игрой, рано или поздно оборачиваются увлекательным, или неувлекательным трудом. С этим трудно поспорить. И вот тут необходима поддержка взрослых. Задача преподавателей и родителей поддерживать  интерес ребёнка. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.

Родителей, чьи дети обучаются в музыкальной школе, следует предупредить что им придется набраться терпения и учиться вместе со своими детьми, чтобы своевременно оказывать помощь ребенку, особенно на начальном этапе. Для того, чтобы исполнить любое, даже самое лёгкое произведение нужно приложить усилия ,поэтому родителям  необходимо лично участвовать в создании музыкально-воспитательной обстановки дома. Важно помнить, что ребенок должен заниматься музыкой с удовольствием и интересом. У ребенка, обучающегося в ДМШ, естественно возникают различные проблемы и трудности, которые необходимо преодолеть, и для этого нужна помощь не только педагогов, но и родителей. Не редко у детей, поступивших в музыкальную школу, возникает иллюзия насчет обучения. Ребята воспринимают это как игру и считают, что через пару недель они заиграют на инструменте. А ведь это длительная и трудоемкая работа, которая требует от детей усидчивости и терпения. Приходится ущемлять себя в свободном времени. В результате у детей пропадает интерес к учебе , и соответственно, желание продолжить ее. И если педагоги и родители не найдут нужных слов, чтобы поддержать ребенка, то в конце концов, он может бросить учебу.                                                                                        

Еще одна проблема у детей первого, а то и второго года обучения - это расписание. Ведь музыкальная школа, хотя и несет на себе функцию дополнительного образования, но здесь тот же учебный процесс, что и в основной школе. Пожалуй, самое сложное при обучении – это организация самоподготовки. Дети учатся в двух школах, да еще, чаще всего, являются активистами прочих общественных мероприятий. Вот почему очень важно правильно организовать свободное время, чтобы ребенок мог отдохнуть и найти время для музыкальной подготовки. Пусть это будут хотя бы полчаса – час, но это время будет регулярным и ежедневным. И самое главное – оно должно быть результативным.

Методика и психология преподавателя

«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».

Г. Г. Нейгауз

При установке на базовое музыкальное образование учащихся необходим именно культорологический  подход к содержанию, формам и методам обучения.  Музыкальная школа должна формировать основы музыкальной культуры учащихся вне зависимости от уровня одаренности или дальнейшей нацеленности на профессиональное музыкальное образование.

    Занятия с учеником - это творческий процесс. С самого начала педагогу важно понять все индивидуальные особенности  ребенка. Понятие «педагогика» включает в себя воспитание, образование, обучение, развитие. Очень важно и наиболее трудно – вводить занятия музыкой естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется ребёнку приятным и необходимым. Трудовые обязанности ребёнок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную страну музыки, помочь полюбить её, не насилуя естества ребёнка.                                                                                               Разжигая и поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, педагог должен вместе с тем непрерывно изучать ребёнка, быть психологом. Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребёнок. Педагог должен непрерывно наблюдать и, обучая, учиться сам. Педагог должен суметь привлечь к себе симпатии ученика, иначе стоит ли надеяться, что ребёнок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога. Надо серьёзно и ответственно относиться к личности ребенка.  Иногда мы недооцениваем способность ребенка мыслить и понимать, и желая подделаться под него, впадаем в примитивный и фальшивый тон. Дети моментально ощущают эту фальшь, она их оскорбляет и отталкивает. Бесцельно тогда стараться пробудить у ребенка какие-либо музыкальные ощущения и настроения. Ребенок ближе поэту, чем логику, благодаря огромной роли, которую играют у него чувственные впечатления  и переживания.

    Методические принципы начальной фортепианной педагогики строятся на важнейших взаимосвязанных звеньях воспитывающего музыкального обучения. Из методов и приемов, наиболее  действенных в начальном фортепианном обучении, очень важны следующие: подготовка к восприятию новых для учащегося художественных и пианистических явлений и задач; исполнительский показ; прочное закрепление приобретаемых навыков и знаний; наведение; словесное пояснение; прием вычленения простого в сложном. О важности использования творческих методов обучения в музыкальном  воспитании писали многие теоретики музыкальной педагогики XX века. Конкретные методики воспитания детей через музыкальное творчество были разработаны Б.В. Асафьевым и Б.Л. Яворским. Б.В. Асафьев предлагает, в частности, уже на ранней стадии обучения привлекать детей к "композиторству", а не ограничиваться специализацией в области инструментальной игры. Он писал, что, как только у детей накопится "некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ним импровизировать ". Широкую известность в отечественном музыкальном воспитании приобрела методика и Б.Л. Яворского, в основе которой лежала идея творческого развития ребенка через самые разные формы художественной деятельности в широком смысле этого слова. О необходимости сочетания исполнительства с творчеством, исполнительства с "композиторством",импровизацией, игрой по слуху, писали JT.A.Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Я.И. Мильштейн и другие музыканты.
   Существует большое количество современных методик преподавания фортепиано. Все они направлены на то, чтобы раскрыть творческие способности ребенка, сформировать его эстетические пристрастия. Освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста больших усилий и представляется ему как новая интересная игра.

      Через обучение игре на фортепиано в ребенке могут раскрываться и другие способности, которые раньше в нем не могли заметить взрослые. Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделиться среди других детей, привлечь их заинтересованное внимание, достичь успехов и получить признание, что является серьезным стимулом в личностном развитии, а также в преодолении трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.

      Современная музыкальная педагогика не замыкается в одной системе «рецептов», олицетворяющих принцип « учу, как меня учили». Методика прежде всего стремится раскрыть общие закономерности воспитания музыканта-исполнителя, грамотного любителя музыки. Ее основной задачей является пробуждение творческой мысли, анализ педагогического процесса во всей его сложности и противоречивости, формирования системы методических взглядов, основанных на переосмыслении выводов практики.

    Однако, не следует стремиться только к их «занимательности». Важно не только пробудить интерес к занятиям на уроке, но воспитать у ученика серьёзное к ним отношение, которое накладывает на ученика определённые обязательства. При исправлении ошибки или объяснении нового не нужно предоставлять ученику возможности лишь слушать объяснения; надо вовлекать и малыша в работу, объясняя, задавая вопросы, подсказывая путь к пониманию нового. При этом нужно помнить педагогический вывод из истории методики музыкального воспитания: ребенок вовсе не любит только то, что ему дается совершенно легко, без всякого труда.

Педагогу надо также наблюдать за режимом домашних занятий, просить старших в доме следить, чтобы ученик занимался ежедневно и достаточно по времени – желательно по немногу, но несколько раз в день. Очень важно, чтобы детское задание было небольшим и детское сознание не загромождалось слишком обильной информацией.

     Методика музыкального воспитании и обучения опирается на педагогику в определении методов, разработка которых связана со следующими проблемами: взаимосвязью их с содержанием музыкального воспитания, развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков; возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащегося. Современная методика предусматривает связь учебного материала музыкальной школы с близкими учебными предметами общеобразовательной школы: литературой, историей, изобразительным искусством, что важно и необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания учащихся, формирование их духовной культуры. Отдаленная цель – научить играть – не может быть стимулом для ребенка, ее необходимо приблизить, сделать понятной ребенку и заманчивой, а удача и успех вызывают прилив энергии и работоспособности ученика.
     Известно, что одно и то же явление на различных людей оказывает разное воздействие, и если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной системы, то ему гораздо легче строить учебно-воспитательный процесс, развивать творческие способности детей. Деятельности преподавателя никогда не должна превращаться в механическое выполнение каких-либо, даже самых замысловатых методических указаний, а постоянно быть творческим процессом. Учащиеся от поколения к поколению меняются, и каждое новое поколение проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы соответствующих методов и форм преподавания. Так и сам педагог и его работа изменяются на протяжении жизни. Берясь учить, вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог прежде всего лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и доброжелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством: не погаси искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и установленными истинами ради смысла творчества. Педагог должен научить ребенка не только играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею, сочетать в своей работе воспитание и обучение.

     Педагог-музыкант,  как и педагог любой другой специальности, работает для будущего. Энергия, затрачиваемая педагогом, дает плоды лишь спустя некоторое время.  

    Фортепианный урок представляет собой основную форму педагогического процесса. Педагогу следует использовать различные типы уроков, например, тематические уроки. Ученику также необходимо четко сформулировать домашнее задание и обязательно его проверить. Причем, следует использовать разные формы проверки той работы, которую ученик проделал дома . как уже отмечалось ранее, очень важна атмосфера доброжелательности на уроке.

Методы развивающего обучения

Необходимо помнить, что в музыкальном мышлении большое значение имеет эмоциональный фактор. Вместе с тем, музыкальное обучение оказывает значительное влияние на общий интеллектуальный уровень ученика, если при занятиях в классе фортепиано используются методы развивающего обучения.

 Методы развивающего обучения можно разделить на три группы:

  • Методы активизации логического мышления;
  • Методы практического освоения музыкальной информации;
  • Методы развития творческих способностей.

   Методы активизации логического мышления.

    Это группа методов связана с использованием логического мышления и направлена на осознание получаемых знаний и навыков, а также собственных действий. Методы активизации логического мышления основаны на использовании различных аналитических приемов – наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений. Цель работы – достичь наиболее ясного осознания получаемой словесной и звуковой информации. Педагог помогает ученику формировать понятия и умозаключения, учит выражать свои мысли в словах. Основной акцент делается на теоретическую часть обучения. Рассмотрим некоторые методы этой группы.

                                    Метод наводящих вопросов. 

      Цель вопроса – натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Лучше всего ставить вопросы в «совещательной» форме: «Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть мягким звуком?», «Не думаешь ли ты, что…?» и так далее. Хорошо когда педагог вызывает учащегося на совместный поиск решения; создает ситуации, в которых ученик должен сделать выбор наилучшего на его взгляд варианта из ряда предложенных вариантов ответов на поставленный вопрос. Метод наводящих вопросов может быть хорошим вспомогательным средством для развития навыков слухового анализа музыки. Цель слушания музыки – научить ученика, слушая, слышать и одновременно думать. При слушании музыки ученик должен научиться слушать музыку как процесс, наблюдать развитие и изменения, устанавливать связи между различными звуковыми явлениями, переживать звуковую информацию как отражение эмоционального мира. И когда, прослушав очередную пьесу, ученик 2-го класса Даниил, немного смутившись, сказал, что он «увидел» свою одноклассницу Катю, очень красивую и веселую, она танцует, улыбается, отличным настроением заражает друзей. Я была приятно удивлена – ученик не воспользовался стандартным выражением «веселая музыка» - он, подбирая слова, пытался рассуждать и по-своему переживал нахлынувшие эмоции.

     Предлагая ребенку нарисовать (дома) услышанную музыку, мы беседуем о красках, передающих характер музыки, о тех или иных предметах, заполняющих рисунок, о настроении и гармонии. Грамотно поставленные вопросы обеспечивают преднамеренное восприятие звучащей информации. Восприятие в значительной степени определяет качество работы памяти, воображения, мышления. На основе восприятия звуковой информации формируются слуховые представления. Именно поэтому так важно обеспечить качественное слуховое восприятие и научить ученика слышать то, что нужно.

    Вариантом метода наводящих вопросов является метод «сам себя обучаю», разработанный французскими педагогами М. и Ж. Мартено.  Само название этого метода определяет его направленность. Ученик учится использовать в процессе обучения собственные рассуждения, оценивать свои действия и планировать задачи. Самостоятельная работа ученика в классе при педагоге также может проходить в форме «Сам себя обучаю». Приведу в качестве примера несколько вопросов, которые сам ученик должен задать себе при работе над техникой: «Как я должен поступить, чтобы мои пальцы стали ловкими? Должен ли я собрать пальцы или они должны быть растопырены? Должны ли мои пальцы плотно или легко соприкасаться с клавиатурой?». Вариантов формулировки вопросов может быть много. Главная цель – направить внимание ученика на осознание собственных действий.

Для развития навыков самоконтроля и самосознания немецкий педагог К.Хольцвейссиг рекомендует использовать метод вопросов для самопроверки. Вопросы могут быть направлены как на теоритическую, так и на исполнительскую стороны обучения. Играя мелодию на уроке, ученик рассуждает о своих ощущениях ( удобно или нет играть, где трудно, а где подобрать удобную аппликатуру ). Я помогаю ученику, спрашивая, какое настроение у этой музыки, что можно нарисовать, слушая ее, какие легко, что лучше сделать, чтобы  получилась эта фраза?  Например, использовать краски ?

Очень полезно просить ученика продиктовать домашнее задание для записи в дневнике, так как указания, сформулированные самим учеником, лучше запоминаются.

                                  Метод сравнения и обобщения.

Этот метод продолжает путь словесных определений. Он помогает закрепить

в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и более сложные для обобщения слуховые впечатления. Чешский педагог В.Юзлова пишет, что нужно очень рано начинать заботиться о развитии аналитического музыкального мышления у ребенка. «Надо как можно раньше постараться обратить внимание ребенка на то, как «сделана» музыка, которую он играет». На легких примерах учимся сравнивать речь с музыкой, говорить о фразировке и осмысленной интонации. Например:

  • В речи – в музыке
  • Звук – музыкальный звук
  • Слово – мотив
  • Предложение – музыкальная фраза

На своих уроках я сопоставляю контрастный материал и схожий, привожу примеры из жизни:

  • «Небо высоко, а земля….?
  • «Папа ходит большими шагами, а ребенок…?»,  
  • «Кошка и котята – что общего, а в чем различие?»

эти сравнения легко проводить на музыкальном материале, используя понятия  FORTE  и PIANO, различные темпы  (ALLEGRO и   ADAGIO), характеры ( GRAVE и  LEGGERO).

  Пропевая знакомые попевки, выясняем, что в каждой мелодии есть различные по высоте и продолжительности звуки. Усваиваем понятия «ниже-выше», «длиннее-короче», жестом указываем направление мелодии. Знакомство с разными по высоте звуками можно начать с известного упражнения Л.Хереско «Кашалот» (ребенок играет третьим пальцем все черные клавиши подряд вверх и обратно и слышит, как кашалот постепенно всплывает вверх и затем снова погружается вниз на дно, читаем стих:

    Вот из темных вод поднимается с волною кашалот,

    Ночью – звездочки, днем  - ни облачка,

    Ветерок чуть колышет волну,

    Но кашалоту все равно,- он уплывает опять на дно

    На уроке можно играть различные по характеру пьесы, а ученик сравнивает и обобщает услышанное. Прибегнув к этому методу, мы с учеником закрепляем теоретические сведения и слуховые впечатления.

Интересный прием работы над произведение, названный «аналитическая игра», предлагает немецкий педагог Г. Филипп. Исполняются отдельные детали текста (голоса, аккорды, ритмические структуры), что помогает разобраться в особенностях сочинения. Такая «контурная игра» может помочь в осознании закономерностей текста, например, гармонической логики или особенностей развития мелодии. Эти навыки впоследствии будут очень полезны ученику при чтении с листа.

     Работа по осознанию строения музыкального произведения активизирует мышление ученика. Формирование навыков анализа музыкального текста я начинаю буквально с первых шагов обучения. При соответствующем методическом подходе  дети вполне свободно справляются с аналитическими заданиями. Ученику нужно помочь ориентироваться в тексте. Находим в изучаемой пьесе сначала отдельные интонации и фразы, а затем более крупные построения, добиваемся осмысленного, выразительного исполнения. Оттенки сравниваем с красками, которыми пользуются художники.  Одним из способов осознания музыкального синтаксиса является прием подтекстовки, весьма распространенный в начальном обучении. Например, играем менуэт G-dur из нотной тетради, разбираем строение, придумываем слова: (хорошо нам танцевать с тобой), определяем интонационный центр каждой фразы. Этот прием помогает закрепить связь музыки со словесной речью, облегчая ребенку распознавание «музыкальных слов». Постепенно представления о структуре музыкального произведения будут подниматься до уровня понятий и обобщений. Ученик сможет видеть сходство и различие в тексте не только внутри одного сочинения, но и между разными сочинениями.

     Все теоретические сведения лучше объяснять в доступной для понимания форме и в определенной последовательности. Ученик должен получить простое, желательно образное, но точное определение всех необходимых понятий в музыке, например, лада, динамики, темпа, ритма, метра и так далее. Ритмические формулы мы подкрепляем движениями – прохлопываем, проговариваем, шагаем, рисуем ритмические рисунки в тетради. Прекрасно развивает чувство ритма и внимание решение ритмических примеров, прохлопывание ритмических рисунков, различных слов, для развития двигательной активности пальцев – «проговаривание» разными пальчиками различных слов и стихов. На развитие чувства ритма, внимания и памяти дети очень любят хлопать ритмические рисунки на слова, состоящие из двух, трех, четырех слогов (роза, ромашка, маргаритка). Здесь надо обратить внимание на то, что ударные звуки длиннее, гласная в ударном слоге произносится с большей длительностью. Сравниваем длительности в упражнении «Охотник и собака». Перед нами картинка: охотник идет по лесу, собака бежит рядом с ним. Охотник идет в тяжелых сапогах (топ), пока охотник делает один шаг, собака пробегает 2 шажка (топ-топ). Хлопаем ритмический рисунок: левая рука шаги охотника, а  правая шажки бегущей собаки. Можно шагать(ногами) как охотник, а хлопать( руками) как собака. Образно  объясняю ученику, что такое лад. Подбираем соответствующие определения, например: мажор – бодро, светло; минор – мягко, темно. Для сравнения играю одну и ту же мелодию в мажоре и миноре. Также на уроке занимаемся определением на слух музыкальных жанров.

              Методы практического освоения музыкальной информации.

      Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Особое место в этом разделе развивающего обучения занимает работа по активизации слухового восприятия и представлений. Нужно формировать у учащегося наглядно-образное музыкальное мышление, учить его использовать полученные знания. Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Мы с учениками составляем специальные тетради для творческих упражнений и заданий индивидуально каждому. Некоторые родители вместе с детьми вникают в процесс обучения. Для того, чтобы  им было все понятно, в нашей тетради можно найти ответ на любой интересующий их вопрос. Для организации музыкальной практической деятельности ученика составляем различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.

                                        Ритмические карточки.

    Работа с ритмическими карточками стала одной из эффективных форм освоения ритмических закономерностей. Активная деятельность по изучению, осознанию и раскладыванию ритмических карточек обычно очень увлекает детей. Для работы имеется набор карточек с различными ритмическими схемами. Самые первые карточки состоят  из отдельных ритмических единиц. Например, используем  карточки для целых, половинок, четвертей, отдельных и сдвоенных восьмых, отдельных и сдвоенных шестнадцатых, групп из четырех шестнадцатых, четверти с точкой, половинки с точкой, триолей из восьмых, восьмой с точкой и всех необходимых пауз. Полезно  на самих карточках записывать размер. Это может вызвать вопрос ученика и последующее объяснение нового понятия.

     Работа с ритмическими карточками дает возможность на элементарном, доступном материале охватывать широкий круг проблем. На материале ритмических карточек можно воспитывать навыки охвата крупных ритмических построений. Ученик получает возможность составлять из карточек ритмические цепочки, проявляя свои творческие задатки. Более сложным заданием является выкладывание ритмического диктанта, когда ученик выкладывает из карточек ритмический рисунок мелодии, которую играет педагог. Это готовит мышление ребенка к восприятию протяженной формы, что, как известно, достаточно сложно.

    Следующий этап работы с карточками – узнавание знакомой мелодии по ритму. Эта работа уже активизирует звуковые представления ученика. На самом первом этапе подбираем песни на одинаковый ритм. Ученик должен прочитать ритмический рисунок, осознать его и назвать эти песни. После успешных опытов в определении сходства и различия, можно дать более сложную задачу – найти в ряду ритмических карточек ритмический рисунок, соответствующий прозвучавшей музыке. Ещё более сложным и творческим является задание выложить по памяти ритмический рисунок знакомой мелодии из имеющихся карточек.

     Обучение с помощью ритмических карточек может проходить в различных формах. Желательно, чтобы эта работа шла параллельно с двигательно-ритмическим воспитанием, поскольку ритмическое чувство имеет  моторную природу.

     Есть немало детских пьес, которые легко превращаются в ансамбли. В этих ансамблях ученик играет несколько звуков или интервалов в заданном ритме, а педагог играет все остальное. По мере двигательного и слухового закрепления ритмических рисунков вводим названия длительностей, некоторые теоретические понятия. Для формирования и закрепления представлений о такте и размере используем игру по расселению нот в гостинице по комнатам – тактам.

Заключение

   Что же является источником сближения ученика с педагогом на общей основе увлеченности музыкой, стремления познать и раскрыть е художественные богатства?

   Зная общие  и музыкально-психологические особенности развития младшего школьника и уже имеющиеся в его опыте элементарные навыки восприятия исполнения музыки, педагог должен тонко улавливать реакцию ребенка на поставленные перед ним творчески и учебные задачи.                                              

   Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно,  конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать внимание на отдельных деталях нотного текста педагог-воспитатель должен постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок воображению.

    Воспитание и обучения ученика-пианиста в старших классах протекает во многом иначе, нежели в младших. Старшекласснику присущи такие особенности восприятия, понимания и художественно-образного переживания музыки, которые связаны с непрерывно изменяющимися психологическими свойствами познавания всей окружающей действительности. Особенно полезны вслушивания и размышления ученика, направлены на работу педагога над произведениями, которые впоследствии ученику придется самостоятельно разучивать.

   В итоге из всего изложенного можно прийти к следующим выводам. Контакт учащегося с педагогом, доверительное отношение к ученику возникают на основе подлинной творческой увлеченности обоих процессом работы над произведением. Чем раньше учащийся осмыслит и представит себе образное содержание произведения, пути  приемы над овладением звуковыми и техническими трудностями, тем плодотворнее будет развиваться  его художественная и исполнительская самостоятельность.

Список использованной литературы

  1. Е.М. Тимакин «Воспитание пианиста»
  2. Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста»
  3. Б. М. Теплов «Психология музыкальных способностей»
  4. Г. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
  5. А. Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»
  6. В. А. Натансон «Вопросы музыкальной педагогики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Концерт современных композиторов в практике детских музыкальных школ на примере Концерта №1 для фортепиано с оркестром О.Буровой

1. Вводный раздел2.Основной раздела) Методический анализ Концерта №1 для фортепиано с оркестромб)Биография композитора3.Заключительный раздел4. Приложение (нотные примеры)...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Фантазия d-moll (KV 397) для фортепиано В.А.Моцарта в репертуаре Детской музыкальной школы

Историческая справка о создании произведения. Круг образов. Задачи и трудности, стоящие перед исполнителем-учеником и его преподавателем. Приёмы работы....