Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.
статья по музыке по теме

Кузнецова Марина Викторовна

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна
педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста,
приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов,
способствующих лучшему освоению и запоминанию материала. Также
затронуты общие вопросы музыкальной мнемотехники.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Некоторые приёмы мнемотехники

в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано

в детской музыкальной школе.

Кузнецова М.В.

Введение. Понятие мнемотехники

Мнемотехника (от греч. μνήμη — память) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. (Википедия).

Мнемотехника известна издревле, и её история насчитывает более двух тысяч лет. Принято считать, что термин «мнемоника» введен Пифагором в VI в. до н. э. Первый из дошедших до нашего времени трудов по мнемонике приписывают Цицерону. Также мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель, который обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Мы с вами живём в век информации, поэтому интерес к мнемотехнике всё возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объёма информации.

Чтобы лучше понять, что это такое, давайте разберёмся с основными приёмами мнемотехники:

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв (пример: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — фраза, направленная на запоминание цветов радуги).
  2. Рифмизация (пример: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть и терпеть, и зависеть и вертеть» — глаголы II спряжения, или: «Если очень постараться, можно сразу ПИ прочесть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть» — как легко запомнить число Пи).
  3. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных (пример: «Суп несла и пролила» — запоминаем часто используемые пианистами медицинские термины «супинация» и «пронация»).
  4. Нахождение ярких образных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией (пример: диез – решётка, по которой человечек ползёт вверх – повышает звук на полтона, бемоль – капелька, падающая вниз – понижает звук на полтона).
  5. Метод Цицерона — суть: при запоминании информации представлять себе, что обходишь свою комнату, мысленно развешивая листочки с информацией в знакомых местах. Чтобы вспомнить информацию, достаточно будет еще раз мысленно обойти помещение, и всё найдётся на своих местах.
  6. Методика запоминания цифр: используя закономерности и знакомые числа.

Особенности применения мнемотехники в обучении детей младшего школьного возраста на уроках фортепиано

Важное место мнемотехника занимает в процессе первоначального обучения, т.к. усвоение информации в возрасте 7-8 лет идет более интенсивно, нежели в последующие годы.

Наблюдая за контингентом современных музыкальных школ, можно отметить большую загруженность обучающихся; помимо музыкальной школы, они посещают различные курсы иностранных языков, изостудии, занимаются танцами и спортом. Также не будем забывать и об общеобразовательной школе с её немаленьким циклом предметов. Родители стараются заполнить день своего ребёнка до максимума, записывая своё чадо всё в новые и новые кружки, их позиция понятна, хотя и не совсем верна. Они забывают, что количество в данном случае вряд ли перейдёт в качество. В итоге — перманентная нехватка времени на выполнение домашних заданий, зачастую отсутствие родительского контроля над успеваемостью ребёнка, либо приоритет общеобразовательной школы, и просто груз усталости, отражённый в глазах учащихся, — всё это нивелирует результаты работы педагогов всех перечисленных школ, кружков. Как говорится, лучше бы меньше, да лучше.

Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказываются современные  дети. Отсюда ранние неврозы, прочие неврологические отклонения. Вот с чем на сегодняшний день приходится  работать педагогу-музыканту. Современные условия требуют от ребенка не только владения знаниями, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самостоятельно, успевать их осмыслить, запомнить и оперировать ими, применяя на практике.

Что же можем сделать для современных детей, поставленных в такие условия, мы, педагоги-пианисты? Здесь нам на помощь придут известные, в том числе, уже перечисленные мною в первом разделе настоящей статьи, мнемотехнические приёмы.

Задачи преподавателя фортепиано на первом году обучения:

Начать формирование крепкого исполнительского аппарата, свободного от всякого рода зажимов.

Научить ребёнка усваивать сложный музыкально-теоретический материал без умственного и нервного напряжения.

Используя дифференцированный подход, развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, различные виды памяти.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки   (общие, отличительные), способность анализировать.

Осуществлять помощь в изучении предметов теоретического цикла, развивать гармонический слух, умение интонировать, давать начальные навыки композиции, обогащать профессиональный словарный запас учащегося.

Воспитывать любовь к музыке, знакомить с ярчайшими образцами музыкального творчества отечественных и зарубежных композиторов.

Повысить продуктивность домашних занятий, одновременно сократив время, затрачиваемое на их выполнение.

Приёмы, используемые в фортепианной педагогике на этом этапе: мнемотаблицы, ассоциации, рифмизация, музыкальные стихи, песенки.                    

Остановимся подробнее на мнемотаблицах.

Мнемотаблица — это схема, в которой содержится (в закодированном виде) определённая информация (см.приложение).

Использование мнемотаблиц на уроке помогает развиваться воображению, зрительной памяти, формирует последовательное логическое мышление. Кроме того, информация усваивается в нужном  педагогу порядке. На начальном этапе преподаватель поставляет учащемуся готовые мнемотаблицы собственного производства, в дальнейшем можно составлять их совместно, кодируя (превращая в картинки и значки) и фиксируя информацию прямо на уроке.

Об ассоциациях можно говорить бесконечно. Приведу примеры нескольких, наиболее активно используемых мною в работе с первоклассниками:

  1. До-пограничник, или до в шляпе, стоит на границе двух государств — государства Скрипичного Ключа и государства Басового Ключа. Он всегда самый первый приходит на свой пост, поэтому и живёт в первой октаве. Для пущей наглядности предлагаю схему, где ноты басового ключа плавно переходят в ноты скрипичного, и до-пограничник стоит посередине, между двумя нотными станами.
  2. Пять линеек — пять пальцев (ручки выворачиваем ладонями от себя, так, чтобы большие пальцы оказались внизу), запоминается количество линеек, нумерация линеек (снизу вверх) и соответствующая ей нумерация пальчиков, (от большого пальца —большой самый толстый, значит, самый первый).
  3. Мишки-птички (запоминание регистров) — дети часто путают выше-ниже на клавиатуре – это в какую сторону? Объясняю и показываю, что звуки нижнего регистра говорят басом, ревут, как мишки, а в верхнем — поют, чирикают, как птички. Мишки бродят внизу, под деревьями, а птички сидят высоко, в ветвях. В дальнейшем, припоминая данную ассоциацию, ребёнок никогда не запутается.
  4. Приём игры стаккато — представь стакан с горячим чаем, прикладываешь палец, обжигаешься, отдёргиваешь. Стаккато — отрывисто.

Примеров рифмизации великое множество. Огромное количество фортепианных методик, рождённых советской музыкальной культурой, необычайно богато на стихи, способствующие лёгкому и быстрому запоминанию материала. Это и с детства известное «Семь всего лишь нот на свете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ты запомни ноты эти и в тетрадку занеси.» Или «Если нота белая, эта нота — целая». Или «Когда над нотой видишь точку, играй отрывисто — вприскочку! Стаккато! А ноты, связанные дужкой, играй все слитно — друг за дружкой! Легато!»

Песенки, в которых используются приёмы мнемотехники, приведены в учебном пособии Абелян:

  1. «Нотная песенка» (на запоминание гаммы до мажор вверх и вниз)
  2. «Про диез» (мелодическая линия направлена вверх – ассоциация с повышением)
  3. «Про бемоль» (мелодическая линия направлена вниз – ассоциация с понижением)
  4. «Про бекар»

Т.о. в роли мнемонического компонента выступает сама музыка, которая очень легко ложится на слух, запоминается мелодия и содержание, несущее важную учебную информацию.

Здесь необходимо выделить некоторые критерии мотивации запоминания любой информации:

  1. Ребёнок запоминает то, что ему интересно. Поэтому умение педагога вызвать интерес учащегося к предмету — важнейшее звено в системе совершенствования памяти.
  2. Ребёнок запоминает то, что понимает. Причём, чем лучше понимает (особенно если есть возможность сравнить себя с другими учащимися), тем больше возрастает интерес.
  3. Ребёнок запоминает то, что необходимо. Однако не стоит полагаться на этот критерий, т.к. (хотя произвольная память и формируется с 4-5 лет) он далеко не всегда является объективной причиной к запоминанию у детей 7-8-летнего возраста, в пору, когда внимание недостаточно, а умение концентрироваться длительное время на предмете практически отсутствует.

Отсюда мы можем сделать следующие выводы: в силах преподавателя сделать уроки интересными и понятными, неустанно доводить до учащегося мысль о необходимости получаемой информации, доказывая последнее применением свежеприобретённых знаний на практике. Информация, усвоенная с помощью этих приёмов в первоначальном обучении, откладывается в сознании ученика на долгие годы. Кроме того, нельзя не отметить то, что применение приёмов мнемотехники на уроках фортепиано формирует и несказанно повышает интерес к занятиям, а значит, стимулирует продуктивность и, как следствие, результативность нашей педагогической деятельности.

Мы с вами рассмотрели некоторые приёмы, которые можно с успехом применять в 1 классе ДМШ на уроках специального фортепиано, также эти приёмы подходят детям, изучающим ОКФ; поскольку они обучаются музыке (на своём инструменте) не первый год, какая-то информация будет им известна, и наши мнемо-способы помогут им обобщить свои знания.

В средних и старших классах, когда сложность музыкальных произведений планомерно возрастает, мнемотехнические приёмы сфокусированы в основном  на запоминании нотного текста. Эта методика требует отдельного разговора.

В заключение  хотелось бы напомнить педагогам, что самое главное в нашей работе – привнесение положительных эмоций в такую нелёгкую жизнь современных детей. Мы ведь учим Музыке, искусству, которое призвано дарить людям радость и позитив. Поэтому, памятуя о том, что эмоциональная память у детей на первом месте, будем строить наши уроки на принципах приветливости и доброжелательности. Пусть каждый урок будет праздником для наших учеников!

Использованная литература:

  1. Абелян Л.М. «Забавное сольфеджио», Москва, «Композитор», 1992
  2. Зиганов М.А., Козаренко В.А. «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления», Москва, Школа рационального чтения, 2000
  3. Зяблицева М. «Мнемотехника: секреты суперпамяти», Москва, Эксмо, 2009
  4. Кончаловская Н. «Нотная азбука», Киев, «Музична Украина», 1987
  5. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947
  6. Хоменко В. «Мнемотехника в музыкальном развитии детей» http://www.moi-detsad.ru/konsultac505.html
  7. Шейх-Заде Ю.Р. «Древние методики мнемотехники», Москва, Дел Центр, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе

В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...

Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы

В работе рассматриваются следующие вопросы:- роль Детской музыкальной школы в системе дополнительного образования Российской Федерации;- некоторые аспекты педагогики в деятельности преподава...

Анализ урока в Детской музыкальной школе

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо по...

Первоначальный этап работы над произведениями крупной формы с учащимися младших и средних классов Детской музыкальной школы.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин...

Сообщение на тему: «Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано».

Процесс усвоения знаний это большой нелёгкий труд, требующий от учащихся максимальной отдачи и интеллектуальных сил, длительных и напряженных усилий, постоянной мобилизации воли и внимания. Для достиж...

Работа над мелкой фортепианной техникой в детской музыкальной школе

Работа над развитием техники является важной частью обучения игое на фортепиано. Только обладая хорошей техникой возможно исполнить музыкальное произведение на высоком художественном уровне.  Рас...

Некоторые аспекты проблемы темповой интерпретации сочинений И.С. Баха в процессе обучения в детской музыкальной школе.

Работа представляет собой разбор характерных проблем, возникающих у начинающего пианиста в процессе знакомства с творчеством И. С. Баха. В частности - вопросов, имеющих непосредственное отношение к вы...