Некоторые аспекты проблемы темповой интерпретации сочинений И.С. Баха в процессе обучения в детской музыкальной школе.
учебно-методический материал

Каштан Елена Васильевна

Работа представляет собой разбор характерных проблем, возникающих у начинающего пианиста в процессе знакомства с творчеством И. С. Баха. В частности - вопросов, имеющих непосредственное отношение к выбору верной скорости исполнения музыкального материала.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая  разработка

преподавателя  отделения «Фортепиано»  МБУДО «ДМШ №2      им.В.К.Мержанова» г.Тамбова  Каштан Е.В.

                   Тема: Некоторые аспекты  проблемы  темповой  интерпретации сочинений  И.С.Баха  в процессе обучения  в детской музыкальной школе.

       Процесс формирования и воспитания у детей верного подхода к выбору  того или иного темпа  при изучении произведений И.С.Баха  является актуальной проблемой  в фортепианной педагогике.      

     Темпы в музыке 16-17в.в. еще не приобрели качества индивидуальной характерности, которые сложились значительно позже в произведениях классиков и романтиков.    

     В самой природе баховской темы лежит возможность исполнения ее в различных темпах. Ведь даже  сам Бах предназначал легкие  клавирные пьесы не для концертов, а для учения. И педагог должен считать настоящим  темпом инвенции, маленькой прелюдии, менуэта, марша- темп, который в данный момент полезнее всего для ученика.    

    Анализируя проблему выбора того или иного темпа  в пьесах Баха, рассмотрим  некоторые аспекты в процессе занятий  с учеником на разных этапах изучения пьесы: от первоначально медленного- к среднему, и при необходимости- к быстрому. Важно научить ученика тому, чтобы именно понимание музыки он считал основным своим достижением. При этом на занятиях с учеником необходимо преодолевать  стремление к быстрым темпам, являющееся серьезной помехой в учебе.      

     Правильным темпом является тот неспешный темп, в котором ученик лучше всего играет данное произведение. Значение сдержанных темпов  проявляется на всех этапах работы.  При разборе произведения сдержанного темпа требует стремление к ясному, устойчивому выполнению всех долей метра. Той же сдержанности темпа требует и стремление к постижению мелодии. Цель медленного темпа- дать ученику возможность вслушаться в течение музыки.    

    Далее можно постепенно переходить к  среднему и, если необходимо, - к быстрому темпу исполнения. Практика показывает, что в большинстве случаев  учащиеся имеют склонность играть баховское  allegro слишком быстро, а adagio слишком медленно. Следует иметь в виду, что баховское adagio не должно быть нарочито растянутым, оно должно во всех случаях содержать некоторое движение. С другой стороны, баховские allegro не обладают той стремительностью и порывистостью, которые иной  раз  стараются им приписать некоторые пианисты. Присутствующая часто в исполнении ученика тенденция к ускорению  оказывается связанной с ритмической вялостью, с неумением быстро считать. В этой связи – несколько слов об использовании в учебе метронома, который дает возможность проверять во время исполнения, насколько выдерживается темп в начале и в конце произведения. Не надо, однако, разрешать ученику играть целое произведение под метроном, это было бы вредно.

   В заключении хотелось бы пожелать  в отношении темпов  изучать не только пианистов, но и мастеров органной и клавесинной игры, а также изучать баховские оратории, кантаты, инструментальные концерты.

   

     

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе

В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...

Некоторые педагогические аспекты деятельности детской музыкальной школы

В работе рассматриваются следующие вопросы:- роль Детской музыкальной школы в системе дополнительного образования Российской Федерации;- некоторые аспекты педагогики в деятельности преподава...

Некоторые аспекты проблемы профилактики всех видов химических зависимостей.

Обоснование необходимости проведения профилактической работы....

Беседа с родителями "Особенности педагогического процесса в детской музыкальной школе"

Дополнительное образование – процесс непрерывный, он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учрежде...

Формирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школой.

Что такое преемственность?Это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает  п...

Исследование некоторых аспектов проблемы самостоятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.

Статья посвящена исследованию некоторых аспектов самостоятельности у детей с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках истории в 7-8 классах. А так же некоторым приёмам повышающим развитие самос...