Некоторые аспекты проблемы профилактики всех видов химических зависимостей.
материал на тему

Казарян Вероника Кароевна

Обоснование необходимости проведения профилактической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты проблемы профилактики всех видов химических зависимостей.

Обоснование необходимости проведения профилактической работы.

В последние годы мы наблюдаем столь значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, что важность работы по их профилактике  среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже людям, далеким от наркологии.

По данным многочисленных исследований, значительное число учащихся средних  и старших классов общеобразовательных школ  могут быть отнесены к т.н. группе риска, т.е. вследствие активного экспериментирования с различными психоактивными веществами являются потенциальными пациентами наркологов, и профилактика заболеваний, вызванных химическими зависимостями (как и любых других) в настоящее время представляется более эффективным средством, чем лечение уже сформировавшихся болезней.

Основные принципы построения профилактической работы.

  1. Профилактическая работа должна начинаться на 1-1,5 года раньше того возраста, на который, согласно статистике, приходится начало экспериментирования с тем или иным видом психоактивных веществ.
  2. Работа должна строиться таким образом, чтобы воздействие приходилось на “защитные факторы” (усиливая их ) и на “факторы риска” (уменьшая их).
  3. Преимущество должно отдаваться использованию интерактивных способов работы и отработке определенных навыков , а не информационно-образовательным методам.
  4. Работа по профилактике должна носить регулярный и систематический характер; занятия должны проводиться не реже 2-х раз в месяц (лучше 1 раз в неделю); отдельные мероприятия только тогда будут иметь смысл, если они проводятся в рамках постоянной и систематической работы.
  5. Профилактические программы должны быть нацелены на все формы злоупотребления психоактивными веществами, однако подача материала должна учитывать первоначальный информационный уровень аудитории с тем, чтобы не спровоцировать интерес к тем фактам, которые еще не были известны в данной группе.
  6. С целью повышения эффективности профилактической работы с детьми и подростками целесообразно в работу включать проведение занятий с родителями и педагогическими коллективами.
  7. Профилактические программы будут оказывать более эффективное воздействие в том случае, если блоки  будут предусматривать повторные занятия по определенным темам в течение всего периода школьного обучения, но с учетом возрастных особенностей учащихся.

Факторы риска начала употребления психоактивных веществ

Биологические факторы риска

     Сегодня мы не будем говорить о том, как пагубно влияет на организм еще нерожденного ребенка употребление наркотических веществ беременной женщиной, как приобщаются к наркотикам дети из так называемых неблагополучных семей.

     Ведь, как показывают исследования, для наркомании не существует сословных границ: она может захватить и ребенка известного политика, крупного бизнесмена, и ребенка опустившегося пьяницы, и ребенка из обыкновенной семьи со средним достатком. Как это ни горько осознавать, но наркомания всерьез угрожает каждому человеку.

     И поэтому сегодня, даже если малыш еще лежит в колыбельке, необходимо знать, что  можно сделать, чтобы оградить его от этой страшной беды.

     Любой опытный врач-нарколог, прежде чем назначить лечение своему пациенту, старается, как можно подробнее выяснить анамнез болезни, особенности развития организма, биографию, причем не только больного, но и его родственников. Конечно, делает это врач не из-за собственной любознательности или желания поговорить по душам с подопечным. Причина в другом – существует целый ряд характеристик организма, способных «облегчить» знакомство организма с наркотиками.

     К биологическим факторам риска развития наркомании относят различные нарушения пренатального (внутриутробного) и раннего постнатального развития ребенка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травм у новорожденного, болезни в первый год – все это может повлиять на раннее приобщение к наркотикам. Это накладывает отпечаток на дальнейшее развитие организма, способствует возникновению состояния физиологического дискомфорта, выраженного в той или иной степени. Стремясь избавиться от неприятных ощущений, человек подсознательно начинает искать во внешнем мире способы компенсации. Наркотизация и является одним из таких способов.

     Особое значение имеют нарушения формирования нервной системы ребенка. Причиной их могут стать патология беременности и родов, сотрясения головного мозга, неправильно организованное питание (например, недостаток йода) и хроническое заболевание. Невропатологи утверждают, что минимальные мозговые дисфункции (ММД) сегодня могут быть определены у 70% дошкольного и младшего школьного возраста. Признаки наличия ММД у ребенка часто носят неявный «смазанный» характер. Мало кто из родителей по собственной инициативе обращаются к врачу из-за того, что малыш плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, он легко отвлекается и прочее. Обычно эти недостатки взрослые пытаются исправить с помощью воспитательных мер. Между тем дети с ММД нуждаются в специализированной помощи невролога, причем, чем раньше будет оказана такая помощь, тем больше шансов на успех. Ведь в дальнейшем ММД способны стать основной причиной школьной неуспеваемости, агрессивного поведения, серьезного невротического нарушения и даже ранней наркотизации. Дети с ММД постоянно нуждаются во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния. Наркотики в дальнейшем и могут стать таким компенсатором для молодого человека. Поэтому, если у ваших детей будут появляться такие симптомы, не стесняйтесь обратиться за консультацией к врачу-неврологу – только он способен определить наличие или отсутствие ММД.

     Передается или не передается наркомания и алкоголизм по наследству? Вопрос этот до сих пор остается открытым. Одна из версий заключается в следующем: у ряда людей в силу особенностей развития вырабатывается недостаточное количество дофаминов. Поэтому для таких людей одурманивание оказывается наиболее привлекательным, поскольку позволяет компенсировать этот дефект. Предрасположенность к наркомании подтверждается и простыми жизненными наблюдениями. Еще Аристотель говорил: «Пьяницы рождают пьяниц». То же самое можно сказать и о наркоманах. Действительно, в семьях алкоголе- и наркозависимых дети значительно чаще приобщаются к наркотикам, чем дети из обычных семей (в 5-6 раз). Однако, что здесь играет ведущую роль – генетические особенности или общий низкий уровень здоровья ребенка, а также неблагоприятный семейный микроклимат - неизвестно. Ген наркозависимости до сих пор не найден.

     Таким образом, перечень биологических факторов риска в развитии наркомании оказывается довольно широким. Однако следует понимать, что ни один из них не определяет обязательное знакомство с наркотиками. Биологические факторы главным образом влияют на вероятность развития зависимости, а также скорость ее формирования. Поэтому такие дети нуждаются в особом антинаркотическом контроле. 

Внешние факторы риска.

  • Плохо организованная среда без установленных правил, четкой дисциплины, должных требований за действиями ребенка.
  • Слабые социальные связи ( нет ощущения принадлежности  к какой 0либо социальной группе).
  • Несоблюдение семьей или друзьями норм социального поведения.
  • Попустительское отношение семьи и ближайшего окружения к насилию, злоупотреблению психоактивными веществами, негативному поведению и т.д.
  • Приобщение в раннем возрасте к «первичным наркотикам» ( алкоголь, табак), наличие друзей, злоупотребляющих психоактивными веществами или являющихся жертвами насилия в семье.
  • Недостаточная связь с институтам социализации ( церковью, школой ), отсутствие интереса к учебе и работе.
  • Употребление родителями вызывающих зависимость наркотиков, легкий доступ к наркотикам.
  • Плохая успеваемость.
  • Случаи насилия или употребления наркотиков в семье.

Внутренние факторы риска.

  • Ощущение собственной незначимости и ненужности.
  • Недостаточный самоконтроль. Недостаточная самодисциплина.
  • Неспособность выражать свои чувства и реакции на себя самого, на других и на ситуацию.
  • Неспособность здраво рассуждать и делать здоровый выбор в жизни
  • Недостаточное понимание правил, непонимание того, что решения имеют последствия.
  • непонимание и неприятие социальных норм и ценностей.
  • Низкая самооценка и неуверенность в себе.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОФИЛАКТИКУ:

Виды профилактики

        Первичная – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению наркотиков.

        Вторичная - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением наркотиков у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни.

        Третичная (реабилитация) - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов  рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного и возращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.

Типы профилактики

        Общесоциальная (неспецифическая) профилактика – сфера деятельности, не затрагивающая непосредственно проблему употребления наркотиков, а влияющая на нее косвенно – через административные механизмы, педагогическими средствами, при помощи информационных технологий. Например, к этому типу относятся: благоустройство подъездов, затрудняющее доступ к потенциальным местам употребления наркотиков, организация досуга подростков, создающая альтернативу приему наркотиков, организация занятости подростков в свободное время.

        Специфическая профилактика – мероприятия и программы, призванные влиять на те или иные проявления проблемы наркомании и их медицинские и социальные последствия. Например, к этому типу можно отнести: специализированные информационные кампании в средствах массовой информации, уроки, психологические тренинги и тематические занятия, выпуск специальной литературы, терапевтические программы для потребителей наркотиков, программы снижения вреда.

Уровни профилактики

        Личностный – на этом уровне воздействие на целевую группу сфокусировано таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств личности, которые способствовали бы повышению здоровью отдельного человека (например, консультирование, лечение, тренинги личностного роста).

        Семейный – предполагает влияние на «микросоциум» - семью, так как семья и ближайшее окружение во многом способны повлиять на вероятность приобщения к наркотикам (например, тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе).

        Социальный – способствующий изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также отношения к потребителям, что помогает создавать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях.

                        Согласно современным взглядам, любая профилактическая программа должна включать в себя следующие направления деятельности:

  • Информирование о причинах, формах и последствиях употребления психоактивных веществ;
  • Формирование навыков анализа и критической оценки информации о психоактивных веществах, навыков принятия правильных решений;
  • Предоставление альтернатив наркотизации (основная цель – коррекция социально-психологических особенностей личности);
  • Целевая работа по оказанию адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению химической зависимости;
  • Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу;
  • Работа по изменению отношения общества к употребляющим психоактивные вещества в направлении повышения гуманности при одновременном противостоянии любым попыткам распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчения доступа к ним.  

Основные принципы построения профилактической работы.

  1. Профилактическая работа должна начинаться на 1-1,5 года раньше того возраста, на который, согласно статистике, приходится начало экспериментирования с тем или иным видом психоактивных веществ.
  2. Работа должна строиться таким образом, чтобы воздействие приходилось на “защитные факторы” (усиливая их ) и на “факторы риска” (уменьшая их).
  3. Преимущество должно отдаваться использованию интерактивных способов работы и отработке определенных навыков , а не информационно-образовательным методам.
  4. Работа по профилактике должна носить регулярный и систематический характер; занятия должны проводиться не реже 2-х раз в месяц (лучше 1 раз в неделю); отдельные мероприятия только тогда будут иметь смысл, если они проводятся в рамках постоянной и систематической работы.
  5. Профилактические программы должны быть нацелены на все формы злоупотребления психоактивными веществами, однако подача материала должна учитывать первоначальный информационный уровень аудитории с тем, чтобы не спровоцировать интерес к тем фактам, которые еще не были известны в данной группе.
  6. С целью повышения эффективности профилактической работы с детьми и подростками целесообразно в работу включать проведение занятий с родителями и педагогическими коллективами.
  7. Профилактические программы будут оказывать более эффективное воздействие в том случае, если блоки  будут предусматривать повторные занятия по определенным темам в течение всего периода школьного обучения, но с учетом возрастных особенностей учащихся.

Как можно заподозрить, что ребенок начал принимать наркотики?

Общие признаки

Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.

Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т.д. Причем, врет он как - то лениво. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а “забегают на секундочку” о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество “таинственных” звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки.

Ребенка полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Вообще, он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым “чужим”.

Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону - до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.

Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.


У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки “незаметно” что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.

Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Предупреждение

Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста.

В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики.

Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.

Специфические признаки

Предупреждение

Прежде всего, нужно сказать, что все признаки наркотического и лекарственного опьянения относительны.

 Проявления опьянения тем или иным веществом очень сильно зависят от особенностей нервной системы конкретного человека.

Ниже мы попробуем привести самые общие из них.

Разбираться в явлениях опьянения более точно - дело врача или эксперта.

Героин и другие опиаты

  • Признаки проявления опьянения особенно противоречивы.
  • Очень зависит от стажа и принятой дозы. Замкнут, погружен в себя, избегает контактов и хочет тишины или, наоборот, излишне общителен, до навязывания себя другим.
  • Он может сказать, что пошел спать, но лечь в кровать с выключенным светом боится. За то, может засыпать на ходу, но если к нему в этот момент обратиться – моментально приходит в бодрствующее состояние без каких-либо признаков сонливости. Путает день с ночью, что проявляется в нарушении ритма сна, часто ночью бродит по квартире, а днем спит.
  • Добродушен и покладист и тут же становится задумчивым и рассеянным. Растягивает слова, но может быть, наоборот, легок в общении, из многочасового “зануды” мгновенно превращается в остроумного собеседника. Настроение меняется все время и непредсказуемо.
  • Во время еды может забыть о том, что у него в руках ложка и обжечься, однако, боли не почувствует.
  • Кожа бледная, сухая и теплая. Зрачок узкий и не расширяется в темноте, отчего снижается острота зрения при вечернем освещении.
  • На стадии абстиненции проявляются признаки беспокойства, нервозности, раздражительности и вспыльчивости. Судорожно занимается поисками наркотика ищет повод уйти из дома.
  • Легкая форма “ломки” может напоминать обычную простуду. Начинается насморк, озноб, наркоман кутается во все теплое, его может тошнить, болит живот, при тяжелой форме наблюдается рвота и понос. Нарушается сон. Такое состояние может длиться около 5 суток.

Марихуана

  • По внешним признакам узнать наркомана не составляет труда. При небольших дозах наблюдается излишняя подвижность и активность, он может производить впечатление энергичного человека, быстро принимающего решения, но, увы, он, практически, не отдает себе в них отчета. В разговоре тараторит, словно боится не успеть что-то сказать, речь сбивается, простые мысли поясняются многочисленными фразами и лирическими отступлениями.
  • В группе людей, принявших наркотик присутствует цепная реакция: если кому-то одному весело – смеются все, причем, над чем они смеются, могут не знать сами. Характерна резкая смена настроения на прямо противоположное: агрессию, вспыльчивость.
  • Опьянение проявляется повышенным, “неуемным” аппетитом, словно человек готов поглощать все съестное, что попадается под руку и в больших количествах.
  • Глаза “стеклянные” с расширенными зрачками, иногда кажется, что наркоман смотрит как бы сквозь того, с кем общается, свойственно покраснение губ, сухость во рту.
  • При употреблении больших доз марихуаны лицо человека становится бледным, зрачки сужаются. Пьяный уходит в себя, стараясь спрятаться от внешнего мира, чувствуя какое-то бессилие. Он как бы “тормозит” на ходу, не может сосредоточиться, и получить от него вразумительный ответ, вообще какой-либо ответ на поставленный вопрос, практически, невозможно.
  • Состояние опьянения сменяется абстиненцией, сопровождающейся депрессией, сонливостью со вспышками раздражительности. Может возникнуть бессонница, головокружение, тревога, озноб. Не исключены психозы с галлюцинациями.

Кокаин и другие психостимуляторы (эфедрон, фенамин, “экстази”, кокаин, первитин).

  • подросток кажется очень оживленным, двигается резко и порывисто, все поступки совершаются им быстро. Его словно постоянно несет куда-то какая-то сила, ему трудно усидеть на месте, он постоянно в движении, деятелен, причем, эта деятельность может не иметь никакой практической цели. Он не может придерживаться какого-либо постоянства в делах и мыслях, поэтому может браться за многое, и все бросает.
  • Говорить с таким человеком трудно, так как что-то его опять будет “звать вперед”, он будет не в состоянии обсуждать одну тему, его мысли будут перебивать одна другую, и если высказываться он еще сможет, то слушать – ни за что. Ему трудно быть пассивным, пусть даже слушателем, трудно находиться наедине с собой, не отвлекая себя чем-то. Он похож на теннисный мячик, по которому кто-то постоянно хлопает ракеткой, заставляя его прыгать с места на место, не давая покоя и постоянства хоть в чем-то. При этом, находясь в стадии опьянения, он может сутками не спать;
  • зрачки расширены, кожный покров - сухой, пульс учащен.
  • На стадии абстиненции наступают пассивность и раздражительность. Депрессия смешивается с тревогой. Общая подавленность. Движения неуверенные, координация нарушена. У наркоманов с большим стажем возможна мания преследования.
  • Наблюдается бледность кожи, потливость, понос, практически постоянно учащенный пульс.
  • “Экстази”, если и не действует так же быстро, как инъекционные препараты, при регулярном употреблении приведут к спадам в настроении, снижению интеллекта и появлению галлюцинаций на стадии абстиненции.

У принимающих эфедрон может быть гладкий, отечный густо-красный язык.

Галлюциногены

  • Самые “загадочные” и трудно распознаваемые. Считаются наркотиками, изменяющими сознание в мистическую сторону, а “трудными” потому, что признаки их употребления очень похожи на аспекты поведения людей, которых окружающие считают людьми со странностями. Они видят в обычных предметах что-то, мимо чего проходят все остальные.
  • Обычные цвета для них приобретают насыщенность, глубину и “серебристость”, их может тронуть изгиб травинки у дороги, в которой они видят мистическую скульптуру подростки могут застыть и часами на нее любоваться. Они могут воспринимать в опьянении неодушевленные предметы как живые существа и пытаться разговаривать с ними.
  • Движения замедленные, плавные. Ребята в опьянении замкнуты, часто что то невнятное бормочут себе под нос. Могут разговаривать сами с собой, размахивая при этом руками. На внешние раздражители, например на окрики, реагируют замедленно, неохотно. К ним очень трудно “достучаться”, чтобы получить ответ на вопрос.
  • Их слишком, можно даже сказать, тотально волнуют мистические проблемы мироздания, отчего они кидаются то в философию, то в религию и представляют из себя идеальный “материал” для различных сект. Они заняты поиском способа проникновения в иные миры с целью обретения более “комфортного”, духовного и осмысленного существования. Они считают, что основная масса людей их никогда не поймет и часто сторонятся всех и вся. Темп речи и мышление, как правило, замедлены. 

Растворители

  • Злоупотребление ими встречается, как правило, в раннем подростковом возрасте, с 11 до 14 - 15 лет. Это не наркотические вещества, интоксикация ими чем то напоминает алкогольное опьянение. Глаза при таком опьянении мутные, речь невнятная смазанная, походка шаткая. Можно выделить лишь некоторые особенности такого опьянения:


- повышенная и подчеркнутая эмоциональность, громкая речь, вызывающее, порой агрессивное поведение, до постоянного желания драки;

- ощутим слабый запах растворителя; нет запаха алкоголя;

- систематическое употребление приводит к отставанию в умственном развитии, что сказывается на успеваемости и поведении. Эти изменения происходят динамически, а не скачками, так что близким опьяненного трудно заметить происшедшие с ним изменения или начальную стадию возможного психического заболевания;

- кожа у таких “наркоманов”, как правило, серовато-землистого оттенка, лицо отечно, волосы постепенно становятся ломкими.

Успокоительные препараты

Конкретные признаки опьянения будут зависеть от того, каким именно препаратом пытался себя одурманить ребенок. Мы приводим только самые общие признаки такого лекарственного опьянения:

  • В больших дозах интоксикация проявляется снижением способности к восприятию внешнего мира, неадекватном поведении, снижением мыслительных способностей. Решения принимаются бездумно. Возможны вспышки злобы и агрессивного поведения. Координация движений нарушена, как при сильном алкогольном опьянении, резкое головокружение, концентрация внимания отсутствует. Речь излишне эмоциональная, порой неразборчивая.
  • Зрачки расширены. Кожа бледная, повышена частота пульса. Состояние опьянения длится до 4-х часов.
  • Затем наступает вторая фаза - вялость и сон. Сон тяжелый с затрудненным дыханием.
  • Стадия абстиненции сопровождается сильной слабостью, головной болью, профузной потливостью, появляется тошнота, головокружение, дрожь во всем теле, “выкручивающие” боли в суставах, бессонница, тревога за собственную жизнь.
  • Наиболее опасным являются возможность отравления (большинство успокоительных препаратов при передозировке способны угнетать дыхание) и большая вероятность появления эпилептических припадков на выходе из опьянения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость

Некоторые аспекты спортивной физиологии применительно к видам спорта на выносливость...

Статья: Некоторые аспекты преподавания курса "Элементы физики" в коррекционной школе VIII вида"

В данной статье рассматриваются аспекты и целесообразность введения  факультатива "Элементы физики" в программу обучения специальной (коррекционной) школы 8 вида, учитывая те условия, в которых ж...

Некоторые аспекты в проблеме воспитания пианистов – исполнителей.

Рассматриваемые в работе вопросы представляют собой важнейшие направления развития музыканта любого профиля. В данном случае их разбор происходит в контексте обучения пианиста и опирается на обширный ...

Некоторые аспекты проблемы темповой интерпретации сочинений И.С. Баха в процессе обучения в детской музыкальной школе.

Работа представляет собой разбор характерных проблем, возникающих у начинающего пианиста в процессе знакомства с творчеством И. С. Баха. В частности - вопросов, имеющих непосредственное отношение к вы...

Некоторые аспекты организации самостоятельной подготовки по предмету безопасность жизнедеятельности (ОБЖ) по темам о международной и личной безопасности и профилактике терроризма.

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Она проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углублени...

Исследование некоторых аспектов проблемы самостоятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.

Статья посвящена исследованию некоторых аспектов самостоятельности у детей с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках истории в 7-8 классах. А так же некоторым приёмам повышающим развитие самос...

"Актуальные проблемы профилактики компьютерной и телефонной зависимости среди подростков".

Презентация по теме"Актуальные  проблемы  профилактики  компьтерной  и  телефонной  зависимости среди  подростков"...