Программа элективного курса "Архитектурный дизайн"
элективный курс (9 класс) по теме

Басманова Марина Ксенофонтовна

Программа для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

        

Программа элективного курса

для учащихся 9 классов основной школы

« Архитектурный дизайн »

Автор: учитель искусства и технологии

муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15

ст. Старонижестеблиевской Красноармейского района

Басманова Марина Ксенофонтовна

 

ст. Старонижестеблиевская 2010 год

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

«АРХИТЕКТУРНЫЙ  ДИЗАЙН»

Пояснительная записка

9 КЛАСС

Программа  данного курса способствует глубокому изучению раздела «Строительное черчение » из курса средней общеобразовательной школы, который даёт только ознакомительные сведения о строительном черчении. В процессе обучения школа ориентирует учащихся на будущую трудовую деятельность и выбор профессии. Необходимо отметить, что черчение тесно связано с техникой, со сферой материального производства, а также со многими отраслями народного хозяйства. Однако многие разделы стандартной программы по черчению недостаточно отображены.  На изучение строительных чертежей необходимо уделять достаточно времени , как минимум, 10-12 часов учебного времени, включая и сведения о профессиях сварщика, строителя, монтажника, проектировщика. А по действующей программе отводится всего 2 часа,  которые посвящены только  чтению строительных чертежей . Курс «Архитектурный  дизайн» рассчитан на 34 часа.

Цели и задачи данного курса следующие:

- ознакомление с основными архитектурными стилями, господствующими в различное время;

- углубленное изучение архитектурно-строительного черчения;

- ознакомление с инженерно-строительными чертежами;

- изучение основ топографического черчения;

- формирование умения построения теней;

- изучение нового вида проецирования- перспективы и способов выполнения чертежей зданий в           

   перспективе;

 -обучение построению чертежей строительных сооружений, создавать индивидуальные проекты - обучение  построению планов, разрезов и фасадов зданий;

- ознакомление с пакетом документаций, необходимым при выполнении строительства объекта;

- формирование умения чтения и составления топографических карт;

- расширение знаний об условных знаках, обозначающих строительные материалы, коммуникации, строения, населенные пункты, инженерно- строительные объекты, растительность и рельеф местности;

- развитие познавательных интересов учащихся;

- формирование у учащихся необходимые представления о специфических особенностях строительных и топографических чертежей;

- ознакомление с понятием стиль и дизайн;

- формирование навыков работы над эскизом архитектурного объекта в его взаимосвязи с природным ландшафтом;

 - формирование навыков проектной деятельности.

В процессе обучения учащиеся должны:

- иметь представление об основных архитектурных стилях;

- знать особенности и правила выполнения архитектурно-строительных чертежей;

- уметь читать инженерно-строительные чертежи;

- уметь разбираться в конструктивных элементах зданий;

- знать стадии проектирования строительства;

- знать основной пакет строительной документации;

- уметь разбираться в строительной документации;

- уметь составлять генеральный план строительства в упрощенном виде;

- знать масштабы, применяемые на строительных чертежах;

- уметь определять действительные размеры;

- уметь пользоваться стандартными условными обозначениями;

- уметь выполнять чертежи фасадов вертикальных разрезов и планов этажей зданий;

- уметь читать и составлять топографические карты;

- уметь определять по условным изображениям растительность местности ( леса, луга и др ), а также сооружения  (дороги, мосты, поселки );

- уметь определять характер рельефа местности;

- уметь составить проект жилого здания (усадьбы дачного домика) и прилегающих построек;

- уметь изобразить на чертеже здание в перспективе с тенями;

- уметь, используя масштаб, определять расстояние между какими-либо объектами;

- знать  основы работы дизайнера, способы и приемы дизайнерской деятельности;

- уметь применять дизайнерские идеи в работе над проектом;

- уметь изображать фасады зданий различных стилей;

- знать основные этапы работы над проектом;

- уметь находить необходимую информацию и пользоваться ею.

Курс имеет профориентационную направленность обучения, развивает у учащихся гражданскую позицию, повышает самооценку, учит владеть основными видами публичных выступлений, отстаивать и обосновывать своё мнение, сотрудничать с другими участниками учебного процесса, выполнять различные проекты, имеющие социальную значимость. Содержание материала курса формирует такие качества, как упорство в достижении цели, трудолюбие, коммуникабельность, самостоятельность, изобретательность, компромиссность, ответственность за выполняемую работу, художественный и эстетический вкус.

Курс имеет следующие разделы:

I  - Архитектура и исторические направления – 4 часа

II - Строительные чертежи                                – 8 часов

III -Строительная документация                       – 3 часа

IV – Архитектурный дизайн                                -7 часов

 V -  Проектная деятельность                              -11часов

По окончании изучения курса учащиеся должны уметь разбираться в архитектурных стилях, уметь выполнять несложные проекты дачных домиков, преобразовывать интерьер жилого помещения в соответствии с современными тенденциями, уметь определять экономическую целесообразность выполнения проекта.

                                          Календарно-тематическое планирование

    Тема урока

Содержание практических и графических      работ. Теоретические сведения

Кол-во

часов

Дата

провед.

                                 Правила оформления чертежей (12 часов)

1

Введение. Инструменты, при-

надлежности. Приемы работы

чертежными инструментами

Краткие сведения об истории развития

черчения. Необходимые инструменты и

рациональные приемы работы ими.

1

2

Практическая работа

Приемы вычерчивания прямых линий,

параллельных прямых, окружностей

1

3

Понятие о стандартах ЕСКД.

Формат, рамка, основная надпись

Изучение правил оформления чертежей,

предусмотренных госстандартами

1

4

Линии чертежа. Типы и толщина. Назначение линий

Изучение основных линий на чертеже:

основную  сплошную, пунктирную, штрих-

пунктирную, способы их вычерчивания

1

5

Графическая работа №1

Вычерчивание рамки и основной надписи

на формате.

1

6

Применение и обозначение масш-

таба

Дать определение масштаба. Вычертить

прокладку в выбранном масштабе

1

7

Практическая работа

Чертеж плоской детали с увеличением или

уменьшением масштаба

1

8

Ознакомление с чертежным

шрифтом. Прописные буквы.

Изучение особенностей чертежного шрифта.

Написание прописных букв

1

9

Цифры чертежного шрифта

Написание цифр (арабского и латинского

алфавита)

1

10

Строчные буквы

Разделение букв на группы и написание их.

Упражнения в написании текста

1

11

Нанесение размеров

Изучение правил нанесения размеров

1

12

Графическая работа №2

Выполнение чертежа с нанесением размеров

1

                                              Метод проекций (10  часов)

13

Метод проекций в черчении.

Виды проецирования.

Изучить центральное и параллельное прое-

цирование, косоугольное проецирование.

Виды и элементы проецирования. Решение

задач на определение вида и элементов

проецирования

1

14

Прямоугольное проецирование.

Получение изображения на одну

плоскость.

Изучение способов прямоугольного проеци-

рования. Получение изображения на фрон-

тальной плоскости

1

15

Изображение плоской детали, полученное проецированием на

горизонтальную плоскость

Выполнение чертежа детали с нанесением

размеров и указанием толщины. Проекции

с числовыми отметками

1

16

Проецирование на 2 плоскости

Получение проекций на фронтальную и

горизонтальную плоскости. Сравнение чер-

тежей с их наглядными изображениями

1

17

Проецирование на 3 плоскости.

Расположение видов на чертеже

и их названия.

Получение проекций на фронтальную, гори-

зонтальную и профильную плоскости.

1

18

Построение 3-ей проекции

Построение по 2-м проекциям третьей

1

19

Моделирование по чертежу.

Практическая работа

Изготовление моделей по чертежу из плас-

тилина, картона, проволоки

1

20

Графическая работа №3

Выполнение 3-х проекций детали. Сравне-

ние чертежей с их наглядными изображе-

ниями

1

21

Проецирование вершин, ребер,

граней предмета, точек на гранях

Упражнения по анализу структурных эле-

ментов предмета: вершин, ребер, граней и

кривых поверхностей

1

22

Практическая работа

Чтение чертежа детали с определением

проекций точек, ребер, граней

1

                  Основные геометрические построения (4 часа)

23

Деление окружности на равные

части

Изучение способов деления окружности

на 3, 4, 5. 6, 8. 10, 12 частей

1

24

Сопряжения

Сопряжение параллельных прямых, сторон

угла. Чертеж плоской детали со скруглени-

ем углов. Нахождение точек сопряжения.

1

25

Сопряжение окружностей

Выполнение плавного перехода от дуги

одной окружности к дуге другой

1

26

Графическая работа №4

Чертеж детали с применением сопряжений.

Чертеж фланца, гаечного ключа.

1

          Наглядные изображения в параллельных проекциях (32 часов)                

27

Аксонометрические проекции

Изучение способов наглядного изображения

предметов. Фронтальная диметрическая и

изометрическая проекции.

1

28

Чертеж куба в аксонометрических

проекциях

Изображение куба в изометрической и каби-

нетной проекциях

1

29

Наглядные изображения плоских

фигур в аксонометрических про-

екциях

Изображение геометрических фигур в каби-

нетной и в изометрической проекциях

2

30

Чертеж детали во фронтальной

диметрической проекции

Выполнение чертежа в кабинетной проекции с нанесением размеров

1

31

Чертеж детали в изометрической

проекции

Выполнение чертежа детали в изометрии

с нанесением размеров

1

32

Графическая работа №5

Анализ видов на чертеже и выполнение аксонометрической проекции детали

1

33

Изображение окружности в

изометрии

Изучение изображения окружности в изо-

метрической проекции в форме овала.

Вписывание овала в ромб.

1

34

Вписывание овалов в грани куба

Изображение окружностей на гранях куба

в изометрической проекции

1

35

Техническое рисование. Выявле-

ние объема: тушевка, тонировка,

отмывка, шраффировка

Правила выполнения технического рисунка

с выявлением объема светотенью

1

36

Графическая работа №6

Выполнение технического рисунка детали

1

37

Наглядные изображения геомет-

рических тел

Изображение прямоугольного параллелепи-

да, призм, пирамид, конуса, шара

2

38

Проекции геометрических тел

Чертежи геометрических тел ( проекции)

1

39

Анализ формы предмета

Мысленное разделение детали на простые

геометрические тела и построение чертежей

1

40

Развертки геометрических тел

Построение разверток призм, пирамид

2

41

Изготовление модели геометри-

ческого тела

Практическая работа по изготовлению

модели призмы, пирамиды

1

42

Чертеж группы геометрических

тел. Компоновка на чертеже.

Выполнение 3-х видов группы геометричес-

ких тел (3-4 тела)

1

43

Графическая работа №7

Выполнение чертежей группы геометричес-

ких тел

1

44

Чертежи предметов, изготовляе-

мых из листового материала

Выполнение чертежа предмета и построе-

ние его развертки

1

45

Вырезы на геометрических телах.Чтение чертежей.

Изучение чертежей тел, имеющих вырезы

и выемки. Учиться выполнять проекции тел

с вырезами, отверстиями, углублениями,

выемками, пазами

2

46

Аксонометрическая проекция де-

тали с вырезами, выемками, паза-

ми, отверстиями

Выполнение чертежа в кабинетной и

изометрической проекциях

1

47

Графическая работа №8

Чертеж детали усложненной формы

1

48

Эскизы

Правила выполнения эскизов с натуры.

Последовательность выполнения эскизов

1

49

Эскизы деталей

Упражнения по выполнению эскизов

1

51

Графическая работа №9

Выполнение и оформление эскиза детали

с натуры

1

49

Повторение изученных тем

Упражнения по выполнению чертежей

4

                                         Проектная деятельность (6 часов)

50

Выбор темы проекта

Определение направления проектной дея-

тельности, цели, этапов выполнения чертежа

1

51

Работа над проектом

Комплексный чертеж сложной детали

4

52

Защита проекта

1

                                      Решение занимательных задач (3 часа)

53

Решение занимательных задач

Задачи на смекалку

3

54

Итоговый урок

1

ИТОГО

70

Резерв времени – 2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профориентационного элективного курса "Дизайн костюма"

Данный элективный курс позволет девятиклассникам оценить привлекательность такой сферы профессиональной деятельности, как дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профе...

программа элективного курса для 8 класса "Дизайн костюма"

Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью форм...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс

Авторская программа элективного курса для 9 класса...

Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс

Авторская программа злективного курса для 9 класса...

программа элективного курса "Дизайн"

рабочая программа и КТП элективного курса для учащихся 9-х классов, расчитана на 17 часов...

"ОСНОВЫ ДИЗАЙНА" авторская программа элективного курса

Авторская программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся в области дизайна....

Рабочая программа элективного курса "Дизайн приусадебного хозяйства" 8-9 классы

Программа поможет учителю научить ребят не тратить усилия впустую, а вкладывать силы и средства в реальные проекты по оформлению участка....