Я и мой профессиональный план
рабочая программа (9 класс) по теме

Сафина Римма Ришатовна

элективный курс для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt._ya_i_moy_pr.plan_.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛИКТИВНОГО  КУРСА «Я И МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН» (16 уч.ч.)

Для учащихся 9-х классов

Составила  учитель  Сафина Р.Р.

Пояснительная записка.

Данная программа представляет собой ориентационный курс по выбору для учащихся 9-х классов (14-15 лет).

На современном этапе развития Российского общества перед подрастающим поколением особенно остро стоит проблема свободы выбора. Это отражается на профессиональном самоопределении, которое возникает на границе старшего подросткового возраста.

Основной вопрос этого возраста - стремление понять самого себя, выяснить «Кто Я?», «Какой Я», «Для чего я живу?». Главной чертой старшеклассников является обращенность в будущее, построение жизненных планов, обдумывание перспектив дальнейшей жизни. Рост самосознания перестраивает весь внутренний мир ребенка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом. Однако это возрастное новообразование не вызревает само собой. Старшеклассники испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.

При построении данной программы автор опирался на теорию возрастного развития Л.И. Божович, согласно которой в юношеском возрасте основные переживания связаны с определением своего места в жизни; формированием мировоззрения и его влиянием на познавательную деятельность; самосознанием и моральным сознанием.

Главная роль отводится динамике отношения к себе, окружающим, делу в настоящем и к будущей перспективе.

Переход к информационному обществу, обществу с открытой предпринимательской инициативой, изменение традиционных деловых отношений потребовал модернизации образования.

Одним из основных направлений модернизации образования является профилирование, включающее в себя предпрофильный этап, профильные и

элективные курсы. В процессе предпрофильной подготовки важную роль играет и ориентационная работа.

Программа предлагаемого ориентационного курса призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся.

Принципы построения программы:

- интерактивное взаимодействие участников;

- системность;

- целостность;

- образность;

- реалистичность ( знания, умения, навыки, получаемые на занятиях, тесно связаны с реальностью).

Этапы реализации программы:

1) ознакомительно-ориентировочный (1-2-е занятие);

2) коррекционный (3- 5-е занятия);

3) основной, развивающий (6- 15-е занятия);

4) заключительный (16 занятие).

Теоретическая часть включает в себя знания из психологии целеполагания и планирования; информацию о рынке труда, профессиях и учебных заведениях.

Практическая часть состоит из разнообразных активизирующих методик и диагностических процедур, комплекс которых и является отличительной особенностью данного ориентационного курса.

Цель курса: способствовать формированию у учащихся навыков анализа ситуации, планирования, конструирования результата деятельности для реализации себя как организатора собственной деятельности.

Задачи: - совершенствовать знания подростков о самих себе, своих психологических особенностях и интересах, а также выработать навыки рефлексии и самоанализа как основу сознательного профессионального выбора;

- формировать положительный образ будущего, навыки конструктивного целеполагания;

     - расширить систему представлений подростков о мире современных профессий, их содержании и востребованности  в настоящее время.

Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, может быть реализована педагогами, психологами во внеклассной работе по профориентации.

Продолжительность курса - 16 занятий по 1 учебному часу.

Сроки проведения занятий - в течение учебного года (сентябрь - май).

Условия проведения: рекомендуется занятия проводить с группой из 10-12 человек, рассаживая участников в круг. Структура занятия состоит из настроя на работу в группе, основной части (теоретической или практической), рефлексии, получения обратной связи.

Форма занятий - коррекционно-развивающая. Это практические занятия с элементами тренинга. Результаты наблюдения, анкетирования 9-классников в нашей гимназии говорят о их желании, чтобы на занятиях курсов по выбору преобладали практические знания и задания.

Методы, используемые в программе.

Известно, что источником формирования убеждения школьников является яркое эмоциональное переживание, поэтому в программе используются методические средства, позволяющие воздействовать не только на познавательную, но и эмоциональную сферу учащихся:

- психологические игры и упражнения;

- деловые игры;

- творческие задания;

- диагностика;

- беседы;

- моделирование ситуаций;

- работа в микрогруппах.

Квалификационные требования к ведущему программы: опыт работы в образовательном учреждении не менее 1 года; высшее педагогическое или психологическое образование.

Знание и умения учащихся:

- расширение знаний подростков о своих интересах, способностях, индивидуально-типологических особенностях;

- владение информацией о мире современных профессий, их содержании и востребованности на рынке труда;

- умение планировать, анализировать свою деятельность, направленную на профессиональное и личностное самоопределение.

Механизм оценки полученных результатов.

Анализируются данные анкет и опросника построения личной профессиональной перспективы, заполненные каждым учащимся в начале занятий и в конце курса. Исходя из этих данных делается вывод о динамке отношения учащихся к себе, окружающим, выбору профессии.

Учебно-тематический план.


Тема, разделы

Количество теоретич. часов

Количество практич. часов

1.

Введение.

1


2.

Целеполагание и планирование:



2.1.

Начало жизненного и


1


профессионального пути.



2.2.

Моделирование ситуации.


1

2.3.

Как достичь своей цели?

1

1

2.4.

Прошлое-настоящее-будущее .


1

2.5.

Прекрасное далеко.


1

3.

Личность и профессия:



3.1.

Мои профессиональные склонности.


1

3.2.

Мой психологический портрет.


1

3.3.

Взгляд на профессию с различных

2



сторон.



3.4.

Формула успеха в профессии.


2

3.5.

Деловая игра «Кадровый вопрос».


1

3.6.

Совет друзей.


1

3.7.

Заключительное занятие.


1


Итого - 16 часов

4

12

Содержание    программы.

1. Введение.

Выяснение ожиданий учащихся. Определение основных целей занятий. Установление групповых норм и правил поведения. Сбор и анализ информации о профессиональных намерениях учащихся ( опросник личной профессиональной перспективы).

2.Целеполагание и планирование:

2.1. Начало жизненного и профессионального пути.

Составление индивидуальных графиков жизненного профессионального пути. Анализ взаимосвязи событий жизни, их важности и профессиональными планами, интересами. Понятие рефлексии.

2.2. Моделирование ситуации.

Индивидуальное творческое задание: каким образом учащиеся могут устроить свою жизнь в незнакомом городе, каковы их действия, что они умеют и готовы делать. Создание настроя на самопознание, развитие навыков рефлексии. Осознание необходимости получения профессионального образования.

2.3. Как достичь своей цели?

Понятие своей и чужой (навязанной) цели. Взаимосвязь целей и потребностей. Создание позитивного образа цели. Правила оптимального планирования. Факторы, мешающие реализации плана. «Поглотители» времени. Что делать при неудачах ? Шесть способов эффективного мышления. Составление «списка самоподдержки».

2.4. Прошлое - настоящее - будущее.

Проведение активизирующей методики для прогнозирования образа возможного будущего с учетом прошлого и настоящего опыта учащихся. Определение отношения учащихся к себе, людям, окружающему миру.

2.5. Прекрасное далеко.

Творческое задание в микрогруппах - создание коллажа на тему «Наше будущее». Презентация их перед всей группой. Обсуждение получившихся работ: насколько они интересны, оптимистичны, реалистичны, какие представлены на них сферы жизни.

3. Личность и профессия:

3.1.    Мои профессиональные склонности.

Принцип согласования «хочу-могу-надо» при выборе профессии. Понятие «интерес» и «Склонность». Выявление с помощью опросника Йовайши (в модификации Резапкиной) профессиональных склонностей учащихся. Обсуждение насколько совпадают полученные результаты учащимися с их собственными представлениями о себе.

3.2. Мой психологический портрет.

Составление индивидуального психологического портрета учащимися с учетом результатов диагностики. Упражнение «Письмо самому себе»: осознание, что можно изменить в себе и как это сделать, а что изменить нельзя и нужно это в себе принять.

3.3. Взгляд на профессию с различных сторон.

Основные правила выбора профессии, типичные ошибки при выборе профессии.

Современный рынок труда. Требования к профессионалу. Самостоятельная работа учащихся с газетами, журналами.

3.4. Формула успеха в профессии.

Упражнение «Гол»: выделить сильные стороны успешного человека; выписать для себя те качества, которые есть, проранжировать их по степени развитости; дописать качества успешного человека, которые необходимо в себе развить.

Творческое задание в микрогруппах: составление памятки «Как добиться успеха», на основе изученного ранее материала.

3.5. Деловая игра «Кадровый вопрос».

Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Развитие навыков целеполагания и планирования посредством деловой игры.

3.6. Совет друзей.

Обобщение представлений о профессиональном будущем учащихся на основании групповых рекомендаций, сделанными товарищами. Каждый записывает на листке бумаги имена и фамилии одногруппников и напротив каждого записывает наиболее подходящие для него профессии, рекомендуемые учебные заведения или место работы после школы и какие качества необходимо развить для успеха своих профессиональных намерений. Затем листки собираются и по очереди зачитываются.

3.7. Заключительное занятие.

Аттестация в форме заполнения опросника личной профессиональной перспективы.

Письменные ответы на анкету: Чтонового ты узнал на занятиях ? Чему научился?

Сделал ли ты профессиональный выбор? Какой ? Каковы впечатления от занятий? Что запомнилось больше всего?

Литература, рекомендуемая для педагогов

1. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка.-С-Пб, 1996.

2. Кардашина О. Я и мой выбор.- Ярославль: Академия развития, 2002.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов н/Д: Феникс, 1996.

4. Критерии готовности учащихся к профессиональному

самоопределения. /Под ред. С.Н.Чистяковой.- М.: Филология, 1998.

5. Матвеева Л. Практическая психология для родителей.- М.: АСТ-Пресс, 1999.

6. Прутченков А. Школа жизни. Специализированный тренинг-марафон / в газ. «Школьный психолог» №27-30/1998.

7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального

самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием.- М.: Институт практической психологии. Воронеж: НТК) «Модэк», 1997.

8. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.- М.: Генезис, 2005.

9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М.: Просвещение, 2002.

10. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.- М.: Вако, 2005.

11. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. /Под ред. Е.Ананьевой.-М.: Аванта, 2003.

Литература для учащихся

1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность.- М.: Кошто-Центр, 2000.

2. Берг В. Карьера - Суперигра: нетривиальные советы на каждый день.-М.: Интер-эксперт, 1998.

3. Бэррон-Тигер Б., Тигер П.Д. Делай то, для чего ты рожден: путь к успешной карьере через самопознание.- М.: Армада, 1996.

4. Донецкий А.М., Дружинина В.Н. Психология общих способностей.-М.: Лантериа-Вита, 1995.

5. Жариков Е. Для тебя и о тебе.- М.: Просвещение, 1991.

6. Зюзько М.Б. Пять шагов к себе.- М.: Просвешение, 1992.

7. Лакейн А. Как стать хозяином своей судьбы.- М.: Рипол Классик, Вече, 1997.

8. Маркова А.Г. Психология профессионализма.- М.: Знание, 1996.

9. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии.- М.: Просвещение,1995. 10.Ю.Швальбе Б. и X. Личность, карьера, успех: психология бизнеса.-_М.:

Прогресс, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда"

Знакомство с правилами выбора профессии, ошибками и затруднениями....

Личный профессиональный план учащегося

Алгоритм построения  личного профплана...

Личный профессиональный план

Личный профессиональный план(бланк)...

конспект занятия с детьми старшего школьного возраста "Личный профессиональный план"

Старший школьный возраст - это время самоопределения подростков, время выбора дальнешего жизненного пути. Помочь детям разобраться с многообразием мира профессий, научить детей навыкам конструирования...

Индивидуальный профессиональный план развития учителя географии.

Индивидуальный план развития учителя географии....

профессиональный план развития педагога

Прфессиональный план развития педагога предполагает направления развития педагога:обучение, воспитание, развитие...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...