Доклад Реализация личностно-ориентированного урока в 5-х классах
материал по теме
Тема доклада: «Реализация личностно-ориентированного урока в 5-х классах – основа комфортности условий обучения».
Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики.
ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ
Педагогический совет – 19 ноября 2010г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Реализация личностно-ориентированного урока в 5-х классах – основа комфортности условий обучения
(материалы к педсовету 19.11.2010г.)
Слово «проблема» переводится с греческого, как «трудно разрешимая задача». Переведем понимание проблемы несколько в другую плоскость, а именно как определения несоответствия между желаемым и действительным состоянием образовательной системы. Поэтому, пользуясь понятийным и принятым в означенной системе логическим аппаратом, мы попытаемся вычленить самые, на наш взгляд, уязвимые места, моменты отсутствия необходимого взаимодействия во взаимодействии отдельных звеньев образовательной системы и пути устранения проблем в функционировании системы в целом. Сформулируем несколько общеизвестных приемов анализа проблем: диалектические – расчленение проблемы с помощью продвижения от простого к сложному и от общего к частному, а также четкого определения причинно-следственных связей. Благодаря такому подходу мы постараемся выстроить схему или построить своеобразное “дерево проблем”, что позволит в общем плане увидеть те слабые места, которые и являются камнем преткновения в функционировании образовательной системы. Итак, определим составляющие означенной проблемы, а потом перейдем к непосредственной расшифровке каждой: эффективному осуществлению образовательного процесса на наш взгляд препятствует недостаточно четко формулируемый социальный заказ в каждой, конкретной социально-экономической ситуации, существующей в обществе на данный момент; как производные, определяющие вышеприведенную составляющую, ими являются недостаточно четко сформулированные социальные заказы как самими родителями, так и педагогами, работающими в образовательных учреждениях. Расшифруем сказанное. Общество расплывчато определяет те критерии, согласно которым должно быть установлено то, чему и как необходимо воспитывать и обучать детей. Существовавшие до недавнего времени программы воспитания и обучения предполагали формирование всесторонне развитой личности, где учитывалось нравственное, трудовое, эстетическое образование каждого. При этом предписывалось как это делать, с помощью каких методов этого добиваться. Нынче в свете вновь сформированных приоритетов эти программы устарели, а в разнообразии новых так и не определены приоритетные, главенствующие. Поэтому и не существует того упорядоченного разнообразия в подходах к тому, как, каким образом вести образовательную деятельность в этом “океане” новых направлений в образовании. Но это относится уже больше к иному пласту, составляющей проблемы, а именно функционированию образовательных учреждений, подготавливающих педагогов и воспитателей. На данный момент прослеживается явная тенденция в содержании вариативных программ обучения и воспитания к освоению какого-то одного направления в ущерб другим (напр. либо эстетическое, либо физическое, либо нравственное воспитание). Также, например, сверху спускаются образовательные программы, ориентированные на акселератов, т.е детей значительно опережающих своих сверстников по своему развитию в то время, как уже в большинстве регионов совместными усилиями медиков и педагогов установлено, что не менее 90% детей, а то и 95% в среднем являются физически либо психически нездоровыми к моменту поступления в школу. Таким образом, эти программы ориентированы на весьма незначительное количество общей массы детей, т.к. большинство из них труднодоступно и трудноисполнимо для них. Многие программы плохо учитывают возрастные особенности развития ребенка дошкольника, школьника и неправильно ориентируют педагогов на простое натаскивание ребенка в ущерб его общему развитию и адаптационным возможностям при переходе из одного возрастного периода в другой. Педагоги, часто плохо себе представляющие возрастные особенности развития ребенка, с большим трудом, либо почти не могут сформулировать социальный заказ со своей стороны для правильного формирования личности в данной, конкретной социально-экономической ситуации, сложившейся в обществе. Часто приемы, применяемые при подготовке ребенка к школе, идут вразрез с применяемыми в школе, куда он приходит для дальнейшего обучения. В довершение родители, имеющие свои, подчас устаревшие представления о способах обучения, вносят свою “лепту” в дезорганизацию процесса подготовки ребенка к школе. Необходимо добавить и то, что родителей больше интересует насколько ухожен ребенок, насколько внешне благоустроено образовательное учреждение, где ребенок находится, и мало учитывается насколько успешно усваивает он необходимые для его возраста сведения, знания, насколько правильно разработана стратегия обучения, воспитания личности в конкретном учреждении существующей системы образования. В итоге намечается ряд противоречий, препятствующих гармоничному развитию личности ребенка и необходимой преемственности в его воспитании и обучении: – противоречия между педагогами по вопросам обучения и воспитания – отсутствие координации в подходе и взаимопонимании между педагогами, родителями о таком важном предмете, как детство, детское сообщество, понятие об особом психологическом микроклимате в детской жизни.
Краткая характеристика целей обучения
в 5-6 классах основной школы
Обеспечение преемственности и перспективности в решении этих задач — обязательное условие адаптации школьников к обучению в 5 классе.
Цели образования в 5-6 классах определяются, прежде всего, той ответственностью, которая возлагается на переходный (от начального к основному) период обучения. Ответственность связана с необходимостью обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5-6 классах. С учетом развития качеств (самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать собственные силы), которые формируются в начальной школе, приоритетной целью обучения является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами. Это важно с двух позиций — поддержки усилий начальной школы, которая заложила основы контрольно-оценочной самостоятельности, сформировала желание и умения учиться, а также дальнейшего решения задач профильной старшей школы.
Другая важная задача основной школы связана с самоопределением и самореализацией подростков. При решении этой задачи основная школа должна особое внимание уделить обеспечению возможности формирования умения делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника. В отличие от начальной школы, где вариативность образования задается для ребенка преимущественно извне (родители, школа, учитель имеют право выбора образовательной системы, учебника, приемов обучения), в подростковом возрасте возможно создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся, что будет служить предпосылкой для построения индивидуальных образовательных планов и программ самими учащимися в старшей профильной школе.
Успешность самореализации подростков тесно связано с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.
Для решения поставленных общих задач в основной школе администрация учебных заведений, педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:
- Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
- Обеспечить постепенный переход от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Напротив, удельный вес групповых работ. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат.
- Развивать рефлексивные умения учащихся — умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик — другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.
- Предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.
За время обучения в 5-6 классе младшие подростки при благоприятных условиях обучения достигают следующих результатов:
- выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами;
- осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования;
- овладевают умениями учиться
- определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритмы своих действий;
- владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач;
- обладает достаточно широким социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем.
Результаты анкетирования по предметам
Целью анкеты являлось установление уровня общей адаптации пятиклассников по отношению к уровню адаптации к определенному предмету и новому учителю – предметнику. В структуре анкеты предлагались вопросы двух планов: общая адаптация и предметная адаптация. Вопросы 2, 5, 6, 9 и 12 ставили цель выяснить уровень общей адаптации учащихся, остальные вопросы были противопоставлены по критерию начальная – средняя школа. В результате исследования удалось установить:
1. Русский язык
5 «А» класс
Вопросы - утверждения | ДА | НЕТ | Иногда | |
Мне было легко учиться по русскому языку в начальной школе | 12 | 3 | 3 | |
Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе | 16 | 2 | ||
Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с русским языком | 17 | 1 | ||
Я обращаюсь к учителю русского языка, если у меня есть проблема | 12 | 5 | 1 | |
Мне легко дается учеба в 5 классе | 7 | 3 | 8 | |
Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе | 12 | 5 | 1 | |
Мне свободно и легко на уроках русского языка в 5 классе | 12 | 4 | 2 | |
Я делаю домашнюю работу по русскому языку самостоятельно | 11 | 4 | 3 | |
В начальной школе я делал уроки с родителями и учителем | 4 | 12 | 2 | |
Я не успеваю сделать всё по русскому языку до того, как нужно идти спать | 2 | 16 | ||
Мне легко обучаться русскому языку в 5 классе | 12 | 2 | 4 | |
Я всегда знаю, что нам задали по русскому языку | 10 | 7 | 1 | |
Обычно я получаю ту оценку по русскому языку, которую хочу получить | 10 | 8 | ||
В 5 классе мои оценки по русскому языку стали выше | 9 | 8 | 1 | |
Мне нравиться заниматься русским языком на уроке | 14 | 2 | 2 |
5 «Б» класс
Вопросы - утверждения | ДА | НЕТ | Примечания | |
Мне было легко учиться по русскому языку в начальной школе | 18 | 1 | 1 | |
Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе | 14 | 6 | ||
Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с русским языком | 15 | 5 | ||
Я обращаюсь к учителю русского языка, если у меня есть проблема | 7 | 12 | 1 | |
Мне легко дается учеба в 5 классе | 13 | 6 | 1 | |
Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе | 18 | 1 | 1 | |
Мне свободно и легко на уроках русского языка в 5 классе | 10 | 7 | 3 | |
Я делаю домашнюю работу по русскому языку самостоятельно | 15 | 2 | 3 | |
В начальной школе я делал уроки с родителями и учителем | 6 | 10 | 2 | |
Я не успеваю сделать всё по русскому языку до того, как нужно идти спать | 4 | 15 | 1 | |
Мне легко обучаться русскому языку в 5 классе | 13 | 5 | 2 | |
Я всегда знаю, что нам задали по русскому языку | 14 | 4 | 2 | |
Обычно я получаю ту оценку по русскому языку, которую хочу получить | 5 | 12 | 3 | |
В 5 классе мои оценки по русскому языку стали выше | 6 | 9 | 5 | |
Мне нравиться заниматься русским языком на уроке | 15 | 5 |
Анализ анкеты
5 «А» | 5 «Б» | ||
Общая адаптация | |||
1. Легко ориентируются в расписании | 88% | 70% | |
2. Легко дается учеба в 5 классе | 38% + 44% | 65%+5% | |
3. Свободнее чувствовали себя в начальной школе | 66% +5% | 90%+5% | |
4. Делали уроки с родителями и учителями | 22%+12% | 30%+20% | |
5. Всегда знают, что задано по предмету | 55%+5% | 70%+10% | |
Предметная адаптация | |||
1. Легко учились р.я. в нач. шк. | 66%+16% | 90%+5% | |
2. Легко учатся р.я. в 5 кл. | 66%+25% | 65%+10% | |
3. Знают к кому обратиться за помощью по предмету | 94% | 75%+5% | |
4. Обращаются за помощью к учителю | 66%+5% | 35%+5% | |
5. В 5 кл. повысились оценки по р.я. | 50%_5% | 30%+25% | |
6. Получают оценку, которую хотят | 55% | 25%+15% | |
7. Чувствуют себя комфортно на уроке р.я. | 66%+10% | 50%+15% | |
8. Нравится заниматься р.я. на уроке | 78%+11% | 75% | |
9. Не успевают делать уроки | 11% | 20%+5% | |
10.Делают дом. раб. сами в 5 кл. | 61%+16% | 75%+15% | |
Коэффициент истинности: | 89 | 75 |
2. Математика
5 «А» класс
Вопросы - утверждения | ДА | НЕТ | Иногда | |
Мне было легко учиться по математике в начальной школе | 14 | 1 | 3 | |
Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе | 15 | 3 | ||
Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с математикой | 18 | |||
Я обращаюсь к учителю математики, если у меня есть проблема | 11 | 7 | 1 | |
Мне легко дается учеба в 5 классе | 10 | 6 | 2 | |
Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе | 12 | 5 | 1 | |
Мне свободно и легко на уроках математики в 5 классе | 11 | 5 | 2 | |
Я делаю домашнюю работу по математике самостоятельно | 12 | 2 | 4 | |
В начальной школе я делал уроки с родителями и учителем | 1 | 16 | 1 | |
Я не успеваю сделать всё по математике до того, как нужно идти спать | 2 | 16 | ||
Мне легко обучаться математике в 5 классе | 12 | 3 | 3 | |
Я всегда знаю, что нам задали по русскому языку | 11 | 7 | ||
Обычно я получаю ту оценку по математике, которую хочу получить | 7 | 11 | ||
В 5 классе мои оценки по математике стали выше | 7 | 11 | ||
Мне нравиться заниматься математикой на уроке | 15 | 1 | 2 |
5 «Б» класс
Вопросы - утверждения | ДА | НЕТ | Иногда | |
Мне было легко учиться по математике в начальной школе | 18 | 1 | 1 | |
Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе | 16 | 5 | ||
Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с математикой | 15 | 3 | 2 | |
Я обращаюсь к учителю математики, если у меня есть проблема | 12 | 7 | 1 | |
Мне легко дается учеба в 5 классе | 9 | 5 | 6 | |
Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе | 16 | 3 | 1 | |
Мне свободно и легко на уроках математики в 5 классе | 16 | 3 | 1 | |
Я делаю домашнюю работу по математике самостоятельно | 18 | 1 | 1 | |
В начальной школе я делал уроки с родителями и учителем | 4 | 14 | 2 | |
Я не успеваю сделать всё по математике до того, как нужно идти спать | 3 | 17 | ||
Мне легко обучаться математике в 5 классе | 17 | 2 | 1 | |
Я всегда знаю, что нам задали по математике | 15 | 5 | ||
Обычно я получаю ту оценку по математике, которую хочу получить | 7 | 9 | 4 | |
В 5 классе мои оценки по математике стали выше | 5 | 7 | 8 | |
Мне нравиться заниматься математикой на уроке | 17 | 3 |
Анализ анкеты
5 «А» | 5 «Б» | ||
Общая адаптация | |||
1. Легко ориентируются в расписании | 83% | 90% | |
2. Легко дается учеба в 5 классе | 55% +10 % | 45%+30% | |
3. Свободнее чувствовали себя в начальной школе | 67% +6% | 80% | |
4. Делали уроки с родителями и учителями | 5%+5% | 20%+10% | |
5. Всегда знают, что задано по предмету | 61%+5% | 70%+% | |
Предметная адаптация | |||
1. Легко учились математике в нач. шк. | 78%+15% | 90% | |
2. Легко учатся математике в 5 кл. | 67%+15% | 85%+5% | |
3. Знают к кому обратиться за помощью по предмету | 100% | 85%+10% | |
4. Обращаются за помощью к учителю | 61%+5% | 60%+5% | |
5. В 5 кл. повысились оценки по математике | 39% | 25%+40% | |
6. Получают оценку, которую хотят | 39% | 35%+20% | |
7. Чувствуют себя комфортно на уроке математики | 61%+10% | 80% | |
8. Нравится заниматься математикой на уроке | 83%+10% | 80% | |
9. Не успевают делать уроки | 10% | %+% | |
10.Делают дом. раб. сами в 5 кл. | 67%+20% | 80% | |
Коэффициент истинности: |
После проведения анкетирования было установлено соответствие годовых оценок начального звена и четвертных оценок среднего звена. В результате было установлено, что:
Русский язык | Математика | |||
5 «А» | 5 «Б» | 5 «А» | 5 «Б» | |
Нач. школа | ||||
5 класс |
Таким образом, по результатам исследования выяснилось:
- Предметная адаптация в 5 классах прошла успешно.
- Оценки по предметам начальной школы адекватны оценкам по соответствующим предметам в 5 классе.
- Большинство учащихся чувствуют себя на уроках комфортно и спокойно.
- Контакт с учителями – предметниками можно считать установленным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.
В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий
В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Реализация личностно ориентированного подхода на уроках географии при использовании тематических текстов
Подборка тематических текстов: по темам “План или карта”, “Топографические знаки”, “Географические координаты”, “Движения земной коры”, “Формы рельефа земной коры”, “Части Мирового океана”, “Атм...
Доклад на ШМО «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Доклад на ШМО...

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...

доклад "Демонстрационный эксперимент как условие для реализации личностно ориентированного подхода на уроке биология"
Одним из важнейших показателей умственного развития обучающихся является наличие у них пространственных представлений. Сформированные пространственные представления помогают мысленно осуществлять акту...

