Эссе "Моя педагогическая профессия"
статья на тему

Зиатдинова Татьяна Александровна

В своей статье я попыталась рассказать, как пришла в профессию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая профессия».

        Я никогда не мечтала быть учителем. В школе выбрала себе профессию: инженер-экономист автомобильного транспорта, мечтала поступить в Иркутский народно-хозяйственный институт. Обожала математику, до сих пор считаю её царицей всех наук, уверена, что математика мысли в порядок приводит. Занималась на заочных подготовительных курсах, готовилась к поступлению; попутно обучалась в физико-математической школе при Иркутском государственном педагогическом институте. Всё успешно закончила и поехала подавать документы. До сих пор не могу объяснить себе, как оказалась в приёмной комиссии ИГПИ, да ещё и на факультете русского языка и литературы! Наверное, что-то меня вело.

        Училась с удовольствием. Меня как-то сразу захватила педагогика. Занималась в педагогическом отряде «Труверы»: мы шефствовали над школой-интернатом, а летом работали в пионерском лагере под Усть-Илимском. На 4 курсе во время практики работала в 10 классе. Прикипела к своим ребятам, да так, что в течение года постоянно была рядом с ними. Они меня даже на Последний звонок пригласили! А затем было распределение (да, раньше так и было!), выбрала посёлок Рудногорск и поехала учить детей. Было это в 1988 году.

        Уже почти 25 лет работаю учителем русского языка и литературы в Рудногорской средней школе. Как быстро летит время! И я ни разу не пожалела, что стала учителем. Иногда думаю: а если всё вернуть назад, то кем бы я хотела стать? И всегда себе отвечаю: только учителем литературы, потому что не вижу себя ни в какой другой профессии, это дело моей души, необходимость и потребность, как пища и воздух.  Дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День бежит за днем, лето сменяет осень, зиму – весна. Всякий раз, встречая новый день,  я с волнением жду чего-то очень интересного. Каждый день по дороге в школу я  думаю: “Какие ещё счастливые мгновения общения с моими учениками познаю я сегодня? О чем они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы? Смогу ли я разглядеть тот тайный знак, способность или дарование, которое хранится в их душе, как когда-то сделал мой учитель и тем самым помог найти верный путь в жизни?»

  Учась в школе, любила спорить на уроках литературы, обожала свою учительницу, которая постоянно подкидывала нам идеи для споров.  На своих уроках делаю то же самое, не могу, когда дети сидят как роботы, когда им неинтересно, скучно, они зевают. Люблю, когда на уроке царит атмосфера взаимопонимания, творчества, поиска. Могу с уверенностью сказать, что дети меня любят, у нас есть взаимопонимание и контакт. А это немаловажно в нашей профессии.

         Конечно, есть классы любимые,  в которых растворяешься без остатка. У меня это 10 класс (я их учу с 5 класса). Открытые уроки всегда даю только в этом классе. Сначала, конечно, волнуюсь (не без этого), но, встретившись глазами с моими учениками, понимаю, что всё будет хорошо. Мои дети меня чувствуют, как и я их. Между нами существует какая-то незримая нить, а может, аура? В этот класс нельзя прийти подготовленным кое-как (как и ни в какой другой), потому что эти дети любят учиться, они хотят знать, у них всегда столько вопросов и идей! Через полтора года они  окончат школу, а я даже не представляю, как я приду в класс, а их нет? Конечно, будут другие…                  А ещё у меня есть 6 класс, так они мне после каждого урока «спасибо» говорят и  жалеют, что урок пролетел так быстро!                                                                                                      На работу всегда стараюсь идти с хорошим настроением, если что-то меня тревожит, то ребята это сразу чувствуют. Хотя бывают и слёзы. Плачу в подушку, в уголке на диване в учительской, иногда при детях в классе. Ситуации бывают разные. Если не права, то всегда признаю свою вину, извинюсь перед ребятами. Они тоже всегда извиняются, может, не всегда искренне, но я верю, что в дальнейшем они поймут свои ошибки. Жизнь такая сложная, пусть учатся ошибаться в школе.  

В моём представлении учитель- это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Я  стараюсь не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлёты и падения, не допуская фальши в отношениях. Очень важно понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам. Я не боюсь говорить ребёнку, что у него сегодня на уроке всё получается. Часто произношу: «молодец», «умница», «я рада за тебя» даже тогда, когда  успехи  ученика более чем скромны, ведь это воспитывает у ребят уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям.  Моя задача- помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в своё большое предназначение, ведь учитель- это призвание, учительство- это служение, а не работа.

         Моё глубокое убеждение: нельзя работать в школе без классного руководства. Классное руководство – это не должность, а состояние души. Ведь как это здорово знать, что в школе тебя ждут твои дети! Сейчас у меня 9 класс, а до них выпустила 11. С тем классом я была 7 лет. Вышла после декретного отпуска и сразу же взяла 5 класс. Моя семья сразу же увеличилась на 23 человека (нас стало 26)! Мой муж даже не возражал. Если сказать, что у нас был очень дружный коллектив, то это ничего не сказать. Я + моя семья +мой класс + родители = вот это был коллектив единомышленников!!! Вы даже себе представить не можете, сколько всего было у нас интересного! Прощальный классный час прошёл весь в слезах; на выпускном было такое чувство, что у меня оторвали половину тела. В сентябре ко мне пришли пятиклашки, а  я не могу: зайду в кабинет, а детей моих нет, чужие сидят. Целый год так промучилась. А 5-классникам как было тяжело.. Они ко мне, а я ухожу, замыкаюсь, мне не хочется с ними говорить, смеяться. Говорят, что время лечит. Правильно говорят. Стала и я привыкать к своему новому классу. Уже 5 лет вместе. Тоже всё было: и взлёты, и падения, и слёзы, и победы, и обиды, и выяснение отношений…Всего не перечислишь. Да и нужно ли? Ведь это всё называется одним словом - классное руководство, без которого я не представляю свою работу в школе. Ученица моего класса Лисичникова Аня (это было в 6 классе) писала сочинение на конкурс «Скажи спасибо своему учителю», там есть такие строки: «Учитель мой самый любимый – это Зиатдинова Татьяна Александровна. Она добрая, милая и хорошая. А люблю я её за то, что она поможет, подскажет, подтолкнёт к правильной мысли, а если надо, то и поругает, если будет за что. А если не за что, тогда Татьяна Александровна улыбнётся. Она справедливая, и никто не сомневается в этом, я уверена. Такого характера нет больше ни у кого…. Ее культура поведения необычна. Может быть, это покажется вам не столь важным, как мне, но еще я люблю этого учителя за то, что она одна из тех, у которых имеется свой стиль в одежде. Она всегда хорошо выглядит. Это учитель, с которым я никогда не буду спорить из-за оценки…. А ещё она придумывает отличные мероприятия. И классный час она проводит интересно. Даже не знаешь, что от него ждать! И от этого классный час и становится «классным», благодаря Татьяне Александровне. Она очень хороший классный руководитель.

Может быть, это сильно сказано, но мой любимый учитель — мой кумир. Это именно тот человек, на которого я хочу быть похожим». Когда прочитала эту работу, расплакалась. А я-то целый год от них бегала!  Их первая учительница подарила мне ключ и пожелала, чтобы я смогла открыть им их души. Значит, смогла, раз появились такие строки! И как можно после этого не любить свою профессию?!                                                                                                    

      Иногда меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день. Не ошибусь, если скажу: я работаю всегда. Во время обеда и во время совещания, по дороге  в школу и из школы. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день. Ведь от результата моего труда, а, скорее всего, от безграничной любви к своей профессии, зависит успех моих учеников. Я понимаю: только позитивным отношением к жизни, к тем, кто меня окружает: близким, коллегам, моим воспитанникам – я  смогу зажечь в душах своих детей искру любви, добра, терпимости и веры в себя. Ведь учитель для маленького человека – это не только тот, кто учит, но и тот, кто воспитывает: своим видом, своим отношением к жизни; тот, кто помогает ребёнку развернуть «ангельские крылья» и заставляет засверкать его способности разнообразными  гранями талантов; тот, кто поможет ему найти свой путь к счастью.

Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить…  Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить.   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой выбор педагогической профессии. Эссе

Здесь вы узнаете, почему же я стала учителем....

О педагогической профессии

Материал будет интересен молодым педагогам....

Моя педагогическая профессия

«Моя педагогическая профессия». Здесь представлено портфолио...

Особенности педагогической профессии

Работа посвящена одной из важных профессий человечества – профессии педагога. Во все времена профессия педагога остается одной из самых востребованных, так как будущее мировой цивилизации зависит от с...