Статья "В поисках новой педагогической альтернативы" для сборника "Педагогические идеи в практику". Златоуст 2012
статья по теме
Автор статьи делится опытом работы, направленным на поиск новой педагогической альтернативы. Последовательно, логично, аргументировано доказывает, в чем состоит принципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения. Заостряет внимание на ключевой задаче государственной политики Российской Федерации - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Работа интересна, содержательна, имеет практическое применение в качестве методического материала на уроках технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_metodicheskiy_sbornik.doc | 59.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья в методический сборник «Педагогические идеи - в практику».
В поисках новой педагогической альтернативы.
Знания, не рожденные опытом,
матерью всякой достоверности,
бесплодны и полны ошибок.
(Леонардо да Винчи)
Цель современной школы - учить детей и молодёжь эффективно справляться с задачами завтрашнего дня, сочетая подготовку нового поколения к будущей взрослой жизни с содержательной и полнокровной сегодняшней жизнедеятельностью учащихся. [7]
Миссия предмета «Технология» - подготовка учащихся к труду в высокотехнологичном производстве, которое должно обеспечить конкурентоспособность нашей страны в глобальной экономике. Поэтому для развития предмета жизненно важно, чтобы эстетическое воспитание учащихся включало в себя активную дизайнерскую деятельность в соответствии с потребностями современного общества. [3] Ведь если уроки литературы, музыки, изобразительного искусства способствуют развитию эстетических и нравственных чувств, то предмет «Технология» - единственный в формировании художественного вкуса.
Для развития творческого воображения педагогика рекомендует использовать метод проектирования, появившийся в России после издания брошюры В.Х. Кильпатрика «Метод проектов». Главная идея этого метода в том, что с большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им свободно. Деятельность не строится в русле только одного учебного предмета, так как метапредметность является условием формирования универсальных учебных действий, таким образом формируется способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [5]
Принципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения в основной школе состоит в новой направленности учебных целей. Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них требуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:
- обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;
- находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;
- проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;
- овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;
- осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;
- экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;
- давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;
- выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;
- оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;
- сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера. [2]
При организации работы нужно учитывать возраст и спектр интересов ребенка. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и «нужных» объектов и нацелены на успешный результат, но уже проявляют попытки добиться оригинальности.
Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, им рекомендуются художественно-конструкторские проекты.
Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством. Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны учителя, стимулирует формирование чувства ответственности учеников, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности. [6]
На первый взгляд кажется, что работа была нацелена на изготовление некоего продукта. Но интересующий нас результат проектной деятельности - это, прежде всего, ход самой деятельности. Учителя интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации -предъявление роста своей компетенции, самоанализа и способ развития способности отстаивать свои творческие идеи.
Нужно отметить, что учебное проектирование всё более становится основным методом обучения учащихся в технологии. Можно выделить краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные, долгосрочные проекты. требующие времени для поиска материала, его анализа, изготовления изделий и т.д. По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми. [4]
В последнем случае перед учащимися возникает вопрос внутригруппового сотрудничества, делового общения. Особенно успешно зарекомендовали себя групповые формы проектов на практических занятиях по разделу «Кулинария» и при разработке коллекций моделей «Театра моды», с присущими им атмосферой конструкторского бюро и взрывами «мозгового штурма».
Таким образом, для развития современной материальной культуры необходим прорыв в будущее, который возможен на основе принципов дизайна и эргономики, поэтому начинать заниматься проектной деятельностью и формировать новое мышление необходимо со школьной скамьи.
Однако невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Ведь темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных и духовных ценностей. На современном этапе обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей государственной политики Российской Федерации. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. [1] Причем базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание и в этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и жизнью.
В этой связи считаю нужным вводить в разработку творческого проекта элементы воспитательного воздействия, формулировать цели заданий так, чтобы поиск решений натолкнул на необходимость размышления не только технологического, но и нравственного характера. Своё личностное отношение учащиеся могут изложить в аннотации, введении или заключении проекта. Безусловно, и тема проекта, которая определяется совместно с преподавателем, должна быть более глубокой, затрагивающей проблемы современного общества, выбора жизненного пути, нравственных ориентиров, сохранения культурных традиций. Позиция педагога в этом случае не «над», а «рядом», так как важно, чтобы ребенок самостоятельно сделал выводы и выбор своего пути в жизни.
Рассмотрим примеры воспитательного воздействия на формирование мировоззрения ребенка.
Тема проекта | Отрывок данной работы (цитата) |
1. «Создание современной одежды по мотивам русского народного костюма» | …Созданный многовековой коллективной творческой фантазией народный костюм несказанно красив. Глядя на традиционную народную одежду, мы ощущаем удивительный духовный мир, постигаем образную насыщенность одежды |
2. «Тёплое зимовье» (коллекция моделей одежды по мотивам сказок П.П. Бажова) | …Труд и творчество неразделимы. Существует мнение, что понятие «творчество» относится лишь к профессиям умственного труда. Это ошибка: если ты трудишься, стало быть, ты творишь! |
3. «Уралочка» (модель – символ (образ) г. Златоуста) | …Главное богатство нашего города – это златоустовцы, и важным является их отношение к труду. Любая работа, если выполняется добросовестно, аккуратно, с душой, становится творческой на радость самому человеку и всем окружающим людям. |
4. «Красота – это здоровье и гармония»(коллекция моделей одежды для отдыха и спорта) | …Красота женщины - великий венец творения природы. Однако этот природный цветок так хрупок….Чтобы его сохранить, надо беречь его и ухаживать за ним, так как от здоровья современной молодежи зависит будущее поколений. |
5. «Загадки Космоса» (модели в стиле «фэнтези») | …Небо доступно всем. Подними голову в ясную ночь, и взгляд уйдёт в бесконечность небесных светил. Но за своими обыденными делами люди порой не замечают главного, отгоняя непонятные вопросы: «В чем смысл жизни? Кто мы, земляне? Каков наш путь. наши задачи?» Каждый найдет свои ответы и проживет свою жизнь. Но какую бы дорогу мы ни избрали, следует помнить о бережном отношении к окружающему миру, понимать его красоту и быть благодарными за то, что можем это осознавать. |
Во время подготовки творческого проекта учащиеся проводят социологические опросы, также приветствуется подбор соответствующих стихотворных строк, которые усиливают эмоциональное восприятие работы.
В заключение хочется отметить, что метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для осуществления ярких дидактических решений: и содержания, и форм, и методов учебной деятельности, выводя на новый уровень весь процесс обучения. Положительные результаты не заставят себя долго ждать. В своих учащихся учитель найдет активных и заинтересованных партнеров, а в самом себе откроет неведомые ранее резервы творческой активности. Всё зависит от желания учителя по - новому взглянуть на свою работу, от его готовности сделать переоценку, казалось бы, незыблемых и проверенных веками педагогических установок.
Лелюк Е.В., учитель технологии
Литература:
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М.: «Просвещение». 2009г. (Стандарты второго поколения)
- Казакевич В.М. «Технологическое образование в век высоких технологий» («Школа и производство» № 1/2001г.)
- Кожина О.А. «Проведение Всероссийской олимпиады школьников по технологии» («Школа и производство» №6/2012г.)
- Машуков А.В. «Теоретические основы проектной деятельности» (ЧИППКРО)
- Машуков А.В. «Метапредметность как…» (ЧИППКРО)
- Ряхов С.А. «Современные требования к проектной работе» (Златоустовский педагогический колледж, 2008г.)
- XVI международная научно-практическая конференция «Урал: развитие культурно-образовательной среды региона в условиях социального многообразия» г. Златоуст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС второго поколения в основной школе: от идей к практике. Поиски. Пути. Решения. Семинар - практикум
С первого сентября 2012 года уже осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений.План действий по модернизации общего образования «Наша н...
От теории к практике, или поиск новых смыслов образования
Статья посвящена поиску ответа на вопрос, каким образом следует построить процесс обучения, чтобы теория не оказалась оторванной от практики...
Статья «Использование новых педагогических технологий в организации самостоятельной работы в процессе личностно – ориентированного воспитания»
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИДЕИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Статья для учителей, интересующихся современными педагогическими технологиями....
Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы
ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...
Статья "Педагогические технологии на уроках истории: от идеи к практике"
Предмет нашего разговора сегодня – это современные педагогические технологии. Так что же это такое? Начнем, как водится, с начала. Сам термин «технология» в переводе с древнегр...
Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно - деятельностного подхода, в практике работы учителя физики
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятель...