Урок Истоков в 7 классе_Символы воинской чести.
план-конспект урока по теме

Конспект занятия предмета "Истоки" в 7 классе. Раздел "Воинство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istokov_v_7_klasse_simvoly_voinskoy_chesti.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 9

городского округа город Буй Костромской области

 

 

Урок предмета «Истоки»

Тема: «Символы воинской чести»

7 класс

Урок с использованием технологии

Критического мышления, ИКТ

2010 год

Тема урока: «Символы воинской чести»

Цель урока: Показать священное значение воинских атрибутов для защитников нашего Отечества.

Задачи:

·                 показать отношение русского воина к стягам, флагам, знаменам, штандартам и т.д.;

·                 познакомится с воинским обмундированием;

·                 показать значение погон для русского офицера;

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Форма: беседа, работа в четверках

Оборудование: мультимедийная установка, видеосюжет «Аты-баты. Знамена, флаги, штандарты» (ТК Радость моя. 2009 год).

Ход урока

1. Организационное начало урока

Включение в деловой ритм. Организация внимания учащихся.

2. Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация

Во все времена воинство имело свои отличительные знаки – атрибуты. Воинская символика неразрывно связана с историей создания и развитием Вооруженных Сил России. В Российской армии ей всегда уделялось самое пристальное внимание. Все атрибуты военного быта русского солдата и офицера, начиная с формы одежды и заканчивая наградами, символизировали ценности «христолюбивого православного воинства», подчеркивали самобытность национального характера, особенности исторических условий и самое главное — способствовали росту патриотического сознания, укреплению морального и боевого духа военнослужащих. Сегодня мы вспомним о некоторых их них: боевое знамя, стяг, флаг, штандарт; военная одежда и погоны. Каждый из вас не однажды за свою жизнь встречался с этими понятиями, многое о них вы уже знаете. Что бы увидеть какие новые знания вы получите, на протяжении всего урока мы будем работать с таблицей.

О чем

Знаю

Хочу знать

Узнал

Знамена, флаги, штандарты, стяги.

 

 

 

Воинская одежда

 

 

 

Погоны

 

 

 

Учащиеся заполняют графы «Знаю», «Хочу знать» и некоторые озвучивают свои записи

3. Основной этап урока. Беседа

·                 Вступительное слово учителя

Боевое Знамя является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества.

История боевых знамен уходит в далекое прошлое. Как знак для сбора и объединения воинов они появились в вооруженных отрядах армий рабовладельческих государств. Эти воинские атрибуты постепенно совершенствовались, их роль и значение повышались. Знамена являлись в Русской армии не только самым древним атрибутом, но и имели самый устойчивый и неизменный авторитет в войсках. Боевое знамя и военная присяга всегда были в почете у русского воинства. Проявление верности знамени считалось высшей воинской доблестью. Эта замечательная традиция жива и сегодня.

·                 Просмотр видеосюжета «Аты-баты. Знамена, флаги, штандарты» (ТК Радость моя. 2009 год)

·                 Задания учащимся:

a.             По материалам видеосюжета заполнить графу таблицы «Узнал»;

b.             Обменяться мнениями по результатам работы в таблице.

·          Работа с учебником

Учащиеся читают текст пункта «Атрибуты воинства» о воинской одежде и погонах.

·          Слово учителя

Российский воин с достоинством носит военную форму одежды. Военный мундир — символ армейской и флотской чести и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою. Красота военной формы одежды есть одна из составляющих общей красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское обмундирование, начищенная до блеска обувь всегда вызывает положительные эмоции, доставляет удовольствие окружающим. Опрятность и красота военной формы одежды делает воина молодцеватым, элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошее физическое развитие, вызывает чувство гордости за Вооруженные Силы, Армию России у всех, кто наблюдает воинский ритуал. Формы одежды, знаки различия, награды – все это является внешним выражением чести и достоинства солдат и офицеров. Военная форма издавна служит средством выделения вооруженных защитников страны. В глубокой древности каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на поле брани в том платье, которое обычно носил. Однако необходимость издали отличать свои войска от неприятельских уже тогда привела к стремлению иметь одноцветную или, по крайней мере отличительные знаки. Рать, одержавшая славную победу, справедливо считала свою одежду признаком доблести.

Петр I создал регулярную армию, впервые одетую в однообразное обмундирование. Со времен Петра I солдаты и офицеры точно знали, что положено надевать на парад, в чем следует быть в обычной обстановке, походе. Специальные знаки различия имели полки. Это банты, жалованные бляхи за победы в сражениях. Вокруг деталей формы одежды начали складываться военные традиции. Высоко ценил честь мундира российских войск А. В. Суворов. Он постоянно напоминал своим офицерам о славе, с которой были связаны их знаки различия. Русские воины справедливо считали, что боевая слава русского военного мундира — это слава и честь России, слава и честь всего русского народа. Символика мундира и погон была в русской армии столь всеобъемлющей, что сам факт лишения офицерского звания выражался в срывании погон с плеч того, кто своим поведением обесчестил их. Честь мундира – это храбрость, верность долгу. Честь мундира – это дисциплина. Воинский мундир, не” освященный” самой суровой дисциплиной перестает быть символом чести, а становиться безликой одеждой. Поэтому тот, кто надел мундир воина, перестает располагать собой по собственному усмотрению, подчиняет свою жизнь точно регламентированному порядку.” Красивый, стройный вид, бодрое выражение лица, щеголеватость, подтянутость в одежде, манерах, готовность исполнить любое приказание – это подлинные черты военного, свидетельствующие об уважении к своему мундиру.” (” Русский военный костюм.” М. 88 г., стр. 94) . Забота о точном соответствии формы одежды установленным для нее образцам есть первый признак дисциплинированности воина. Честь мундира – это образцовое при всех обстоятельствах выполнение воинского долга перед Родиной, как того требует военная присяга и уставы. Беречь честь мундира — значит превыше всего ставить государственные и общественные интересы.

·                 Задания учащимся:

a.               Рабочая тетрадь (Часть II. Страница 21, задание 3)

Прочитать текст и ответить на вопрос: «Почему моряк считает за честь носить тельняшку?»

b.              Заполнить графу таблицы «Узнал»;

c.               Обменяться мнениями по результатам работы в таблице.

 

4.                                                                   Вывод

Сегодня мы углубили свои представления о некоторых атрибутах русского воинства: боевое знамя, стяг, флаг, штандарт; военная одежда и погоны. Узнали новое об истории их происхождения. Но самое главное – увидели священное значение воинских атрибутов для нашего Отечества и для его защитников.

 

5.                                                                   Рефлексия

·                                         Как обогатилось ваше представление об атрибутах русского воинства?

·                                         Почему отличительные знаки – атрибуты так значимы для воинства?

6.                                                                   Итог

Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром, что вам удалось увидеть истинное значение воинских атрибутов, о которых мы говорили сегодня, для каждого гражданина нашего государства. Но разговор об воинских атрибутах мы продолжим на следующем уроке. Речь пойдет о наградах за военные заслуги: медалях и орденах. Тема урока «Знаки доблести и праведной службы Отечеству».

 

7.                                                                   Домашнее задание.

Группе учащихся подготовить сообщение о наградах Великой Отечественной войны.

©Кабанова Татьяна Сергеевна учитель музыки, предмета «Истоки»