Понятие" мониторинг" и его структура.
статья (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Кустова В.И.
Понятие «мониторинг», его структура.
Мониторинг выступает инструментом системы менеджмента качества образования. В основе механизма мониторинга выступает процессный подход.
В традиционной системе преобладает объектный подход. При объектном подходе доминирует сравнение различных однородных объектов: сравниваются две учебные группы по критериям обученности и воспитанности, сравнивается работа классных руководителей по определенным критериям и пр. Такой подход оправдывает себя в определенных границах, например, когда педагогическая система функционирует и не ставит цели развития. Коротко говоря объектный и процессный подходы должны взаимно дополнять друг друга.
Под качеством образования понимается соответствие образовательных услуг заранее предъявленным требованиям общества. Иначе качество образования является экономической категорией. В данном определении на первый план выступает позиция потребителя – общество.
Процессный подход направлен на отслеживание объекта в его различных состояниях. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывном управлении, которое он обеспечивает при отслеживании объекта изучения.
Мониторинг – «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям» (словарь иностранных слов). При мониторинге используются разные способы: наблюдение занятий, анкетирование, срезы ЗУН, тестирование, беседы и т.д.
Педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.
Различают внутренний и внешний мониторинг качества образования (исходя из цели и субъекта его проведения).
Внутренний мониторинг осуществляется самим образовательным учреждением (школой, учреждением СПО, дошкольным воспитательным и др.). С его помощью изучается и анализируется качество внутренних процессов обучения, воспитания и развития; влияния внешней среды; качество промежуточных и итоговых результатов. На этой основе проводится самооценка, самокоррекция. В условиях автономии (права на самостоятельность) образовательного учреждения резко возрастает его ответственность за результаты труда, а это изменяет и подходы к оценке работы, они становятся более взыскательными.
Н.Н. Решетников под мониторингом понимает изучение объекта до и после управленческого воздействия. Данное определение свидетельствует о наличии трех фаз, стадий мониторинга:
1. Входная диагностика, позволяющая провести самооценку педагогической деятельности, выявить уровень качества образования.
2. Управленческое воздействие, которое выражается во внесении корректив, позволяющих устранить выявленные резервы в деятельности по управлению качеством образования.
3. Выходная или итоговая диагностика, не исключается и промежуточная диагностика, которые позволяют увидеть эффективность вносимых корректив, происходит ли деятельность по управлению качеством образования на заданном, прогнозируемом уровне.
Мониторинг качества образования является инновацией в управлении образовательным процессом..
В образовательном учреждении рекомендуется мониторинг качества образования проводить по трем направлениям:
1. Мониторинг результата педагогического труда (обученность, воспитанность обучающихся, и др. показатели).
2. Мониторинг процесса педагогического труда (качество и эффективность учебных занятий).
3. Мониторинг условий педагогического труда (эффективность управленческой деятельности).
Для запуска мониторинга необходимо определить критерии и показатели эффективности по этим трем направлениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».
Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...
Структура занятия по математике детей с интеллектуальной недостаточность. Структура, ее возможности и ограничения в использовании.
Педкампус. Итоговая работа по методике математики....
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...
Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы.
Технологическая карта урока. Поляков Информатика . 10 класс. ФГОС.Дата __________________________________Урок 3. Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы..Цели урока:...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...
РСЧС и ГО структура их структура и задача
РСЧС и ГО структура их структура и задача....