Структура занятия по математике детей с интеллектуальной недостаточность. Структура, ее возможности и ограничения в использовании.
статья (5 класс) на тему

Русских Наталья Константиновна

Педкампус. Итоговая работа по методике математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_rabota_po_metodike_matem.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педкампус. Итоговая работа

« Структура занятия по математике детей с интеллектуальной недостаточность. Структура, ее возможности и ограничения в использовании.

   Отталкиваясь от определения «Структура»  (лат. structura — строение, расположение, определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей), следует представить структуру занятия по математике, как последовательность его частей. По новыми требованиями ФГОС жёсткая структура занятия не предусмотрена, педагог должен, прежде всего, руководствоваться принципами:

 - Прежде, чем объяснить, надо заинтересовать ребенка.

- Прежде, чем заставить действовать, надо его подготовить к действию.

- Прежде, чем сообщить что-нибудь новое, надо сделать так, чтобы ребенок ожидал новое.     

    Исходя из этого, при построении занятия по математике, структура определяется в соответствии с типом этого занятия, дидактическими целями, особенностями познавательной деятельности детей. Структура занятия может содержать различное количество составных частей. Составные части занятия связаны между собой и обуславливают друг друга. Каждый часть занятия ограничена по времени, имеет свою цель.

В структуре занятия по математике можно выделить 4 основных части:

1 часть – организационный момент, повторение с целью введения в тему;

2 часть – подача нового материала, восприятие и первичное   его осознание;

3 часть – первичное закрепление новых знаний и включение их в систему имеющихся у детей знаний, закрепление знаний, практическое применение знаний в различных видах познавательной деятельности; Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний под руководством педагога и в самостоятельной деятельности.

4 часть – заключительная часть ( рефлексия и подведение итогов).

     При всей гибкости в структуре занятия обязательными остаются:

1. Организационный момент- подготовка к работе на занятии- 1-2 минуты.

2. Рефлексия (подведение итогов занятия) -2-3 минуты.

3. Постановка цели и задач.

4. Мотивация учебной деятельности (показ его практической значимости является обязательным, но непродолжительным 2-3 минуты.

5. Физминутка или подвижная дидактическая игра  (если занятие проходит в статическом режиме).

  Структурные компоненты и их порядок могут меняться. Не все компоненты могут входить в одно занятие. Однако, они присущи большинству занятий по математике. Характеристика структурных компонентов.

  1.Учитывая особенности эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью (повышенную возбудимость одних, заторможенность, инертность других)  педагог должен организовать начало урока так, чтобы собрать внимание детей, отвлечь от предыдущей деятельности, которой они были заняты, переключить  внимание на учебнуюработу. Различными способами  он должен привлечь внимание всех к себе, а затем и кучебному  материалу, который будет разбираться на занятии. Иногда в начале занятия следует сообщить план работы, а в конце подвести  итог выполнения плана. Такой прием организует детей, воспитывает их ответственность. Дети приучаются к планированию своей деятельности, что помогает им ориентироваться во времени (они стараются намеченный план выполнить до конца), у них развивается критическое отношение к собственной деятельности и деятельности товарищей по классу.

     Но сообщать  тему  и план работы в начале занятия не всегда целесообразно, так как это снимает элемент неожиданности. Тему можно  объявить после объяснения нового материала.

 Можно в начале занятия создать определенную жизненную или игровую ситуацию, поставить перед ребятами поисковую задачу, вовлечь в игру. Это позволит активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес.

2.Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного, служит связующим звеном между  ранее усвоенными знаниями и новым материалом или способствует закреплению материала, изученного ранее. В этой части занятия закрепляются математические , измерительные, чертежные умения и навыки, повторяются теоретические знания (правила, определения, свойства фигур) в ходе выполнение практических работ. Повторение, как правило, проходит в виде фронтальной работы.

    На математическом занятии  следует осуществлять подведение   к восприятию нового путем подбора  специальных упражнений и заданий , позволяющих  использовать прошлый опыт детей, их знания, умения и тем облегчить восприятие нового, включение новых знаний в систему уже имеющихся, что поможет  ребёнку лучше усвоить новый материал.

 Например, новым для  детей являются приёмы измерения длины предметов. Для усвоения этого материала необходимо включить задания на сравнение длины и ширины предметов, дидактическую игру типа «Что изменилось»

 3.Сообщение новых знаний преподносится небольшими порциями. При объяснении педагог опирается на имеющиеся знания, т.е. прошлый опыт ребёнка. Дети усваивают новые математические знания, получают новую информацию. Они наблюдают математические факты, операции и на их основе делают доступные для них обобщения, выводы, формируют правила. Упражнения выполняются под руководством педагога с комментированием своих действий, т.е. осмысляется воспринятый материал. Объяснение ведется теми методами, которые на данном этапе подходят наиболее целесообразно. Это может быть и метод изложения знаний в сочетании с наблюдениями и демонстрацией, эвристическая беседа, метод практических работ. При объяснении важно правильно выбрать наглядные средства и умело их использовать.

 Целесообразно, чтобы после объяснения педагога ребята еще раз воспроизвели  его рассказ. Это необходимо сделать потому, что многие дети с интеллектуальной недостаточностью с первого объяснения не могут усвоить новую информацию и использовать её  при выполнении подобного задания, не могут запомнить свойства фигуры, понять способ решения задачи и т.д.

 4 .Работа по  первичному  закреплению новых знаний включает методы: практических  работ, различные дидактические игры.

 Первые задания будут аналогичны тем, на которых шло восприятие новых знаний. Они выполняются под руководствомпедагога, при его строгом контроле, чтобы не закрепить ошибочного понимания материала, предупредить возможные ошибки. Педагог требует  комментирования своих действий, старается, чтобы детей включали в свою речь новые математические термины. Далее закрепление знаний происходит в различных ситуациях, при решении различных умственных учебных и практических задач. Привлекается и разнообразный наглядный и дидактический материал. Например, если объяснение нумерации происходило на палочках, то закрепление проводится и на счетах, и на абаке, и в работе с монетами, линейкой и т. д.

 Так же может использоваться и самостоятельная работа по раздаточному материалу, по обучающим таблицам. В процессе самостоятельной работы педагог осуществляет дифференцированный и индивидуальный подход, учитывая уровень усвоения нового учебного материала, темп работы каждого ребёнка.

 5. Повторение, обобщение и систематизация знаний требует подбора достаточного количества заданий, выполняемых как под руководствомпедагога, так и  самостоятельно. Таким образом, происходит выработка умений и навыков распознавания, измерения, классификации,  вычерчивание фигур, сравнение предметных и  числовых множеств и т.д. В этой части занятия дети учатся применять полученные знания  в различных ситуациях, при решении учебных и практических задач. Большое место отводится самостоятельной работе. Педагог подбирает виды самостоятельной работы с учетом возможностей каждого ребёнка,осуществляя дифференцированный и индивидуальный  подход. Упражнения для самостоятельной работы формируют приемы и способы учебной деятельности, активизируют познавательную сферу, развивают инициативу, смекалку.

6. При подведении итогов важно добиваться выделения того  главного, что было на данном занятии. Этому помогают вопросы педагога. Здесь же осуществляется оценочная деятельность (похвала, одобрение, оценивание с помощью специальных знаков или рисунков).

Структура  занятия по изучению нового материала:

1 часть: организационный момент( игра «Да-Нет»), повторение с целью введения детей в новую тему.

2 часть: подача нового материала

3 часть: первичное закрепление и закрепление нового материала в практической деятельности, коррекция знаний.

4 часть: рефлексия, итоги работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития

Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...

Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью

В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...

Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

Краткий анализ литературы на тему "Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью"....

Использование задач практической направленности при обучении математике детей с интеллектуальной недостаточностью.

Требования современного общества к выпускникам школ определили необходимость пересмотра стандартов как общего, так и специального образования. Система специального образования имеет определённую ...

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью...