Компьютерная грамотность и ИКТ - компетентность в сфере образования
материал по теме

Фомина Татьяна Александровна

Компьютерная грамотность и ИКТ - компетентность в сфере образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ikt.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерная грамотность и ИКТ - компетентность в сфере образования

Личное информационное пространство учителя

к программе повышения квалификации

Фомина Т.А.

Выступление на педсовете.

План выступления

  1. ИКТ-подготовка в структуре педагогической деятельности
  2. Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, модели его построения,  личное информационное пространство
    учителя

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов»… Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. Школа сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше, чтобы не отстать от коллег, от сверстников; подготовить учащихся к успешному вступлению в жизнь. За урок надо не просто дать материал, его нужно успеть закрепить и научить учащихся применять полученные знания. При этом урок не должен быть рутинным, «тяжёлым» и скучным, чтобы не исчезло у детей желание приходить в наш класс снова. Учителю приходится использовать все возможные технологии и методы обучения, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи. Сделать обучение более интересным, эффективным и успешным – вот то, к чему нам следует стремиться. Цели и задачи современной школы неразрывно связаны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий. Учитель сегодня не является единственным источником знаний для учащихся. Он – помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их. Следовательно, умение разрабатывать и применять на уроках электронно-образовательные ресурсы для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени. Основная цель применения новых технологий - повышение качества образования. Что кроется за этими словами? Создавая и используя электронно-образовательные ресурсы, мы можем: - сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы; - в урок вместить гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы; - уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний наших учеников; - привить учащимся навыки контроля и самоконтроля; - повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; - обеспечить дифференцированное обучение, предлагая разно уровневые задания; - пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках; - сформировать у учащихся навык исследовательской деятельности и т.д. Применяя ИКТ на уроках, мы должны помнить три золотых правила:

1.С толком. Это значит, что применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель. Планируя урок, нужно чётко определить, для чего мы работаем с ИКТ, что мы хотим получить в результате.

2.В меру. Как мы понимаем, урок должен быть динамичным. Учитель старается разнообразить типы работ, чтобы задействовать все возможности запоминания и усвоения материала. На один вид работ не стоит тратить много времени, так как ученик устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.

3. Не навреди. Вопрос сохранения здоровья школьников стоит перед нами остро. Мы знаем, что «на сегодняшний момент полностью сняты ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе». Однако мы должны придерживаться разумных ограничений «по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки». На просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендуется «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: в 1-4 кл. 15 мин., 5-7 кл. – 20 мин. Не стоит забывать о динамических паузах и о зарядке для глаз. Для детей начальной и средней школы важна эмоциональная составляющая урока. Принцип «игры и сказки» положительно влияет на результаты обучения. Учитель вовлекает учеников в образовательный процесс – это обязательное условие преподавания в современной школе. Игровые ситуации на уроках положительно сказываются на мотивации учащихся, что нужно обязательно использовать. Работая с интерактивными досками, мы имеем возможность за урок решить гораздо больше задач. Рассмотрим работу с лексикой. Не секрет, что в последнее время учащиеся не всегда прилежно выполняют домашние задания и учат слова, без которых успешное овладение языком невозможно. Что делать учителю в данной ситуации? Конечно, уделять лексике больше времени на уроке. В такой работе мне очень помогает Smart. Функция «Интерактивные средства и мультимедиа» даёт возможность «поиграть» на уроке, повторить и выучить лексику. Сегодня мы используем не только презентации, но и учебные видео. Очень удобно, создав презентацию, записать её в формате видео. Преимущество видео состоит в том, что его можно проигрывать не только на интерактивной доске, но и используя другие технические средства. Например, у нас в классах кроме интерактивных досок есть ЖК-телевизор Philips, который можно использовать на уроке для просмотра учебного видео. Таким образом, мы разнообразим формы работы. Работа на уроках с интерактивной доской позволяет быстро провести самопроверку знаний учащихся. При выполнении задания ответы закрыты шторкой, при проверке – открыты. Есть возможность одному – двум учащимся выполнять это задание на доске. Таким образом, дети имеют возможность проверить свои знания, сравнив свои ответы с вариантами товарищей и с правильными ответами на доске, сразу получить оценку. Нужно подчеркнуть, что сегодня мы обязаны обеспечить всем учащимся возможность получить качественное образования, не зависимо от того, находится ли ребёнок в классе или вынужден обучаться дома. Дистанционное образование невозможно без использования электронно-образовательных ресурсов. Создавать их, прежде всего, должны практики – мы, учителя. На сегодняшний день у нас есть хороший помощник – Интернет, ЭОР и наше огромное желание быть полезными детям, лишённым возможности учиться в классе. В заключение хочется сказать, что создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках и во внеклассной работе помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.

Кратко остановлюсь на следующих вопросах:

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы. В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются только средством обучения.

Определение понятия “средства ИКТ”. Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

 • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

• электронные энциклопедии и справочники,

• тренажеры и программы тестирования,

• образовательные ресурсы Интернета,

• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

• видео и аудиотехника,

• научно-исследовательские работы и проекты.

• интерактивная доска

 Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.)

Нам- педагогам стоит учитывать и помнить, что современные дети с раннего возраста начинают пользоваться компьютером, айфоном, копировальной машиной, планшетником и другими средствами информационных технологий, порой они лучше учителя владеют ими и готовы работать на этих гаджетах круглые сутки, поэтому , если учитель хочет получить хороший результат от преподавания своего предмета, он должен шагать в ногу с временем и с уровнем развития наших детей.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых .

Механизмы создания условий для непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования педагогов

От профессионализма педагога зависит не только его личная успешность, но и статус образовательного учреждения в частности и образовательной системы государства в целом. Мысль о том, что ключевым звеном всех реформ, изменений, перестроек, новшеств системы образования является учитель, не вызывает сомнений. Поэтому логично, что вопрос профессионального роста педагога в настоящее время рассматривается на разных уровнях. Мы не станем разделять понятия профессионального и личностного роста, памятуя о том, что педагогические знания и умения со временем превращаются в качества личности, и наоборот. Методическая работа в нашей школе сталкивается с проблемами, характерными для многих образовательных учреждений. Загруженность, усталость, «профессиональное выгорание», падение общественного авторитета педагогов в социуме – причины, затрудняющие и затормаживающие методическую работу в школе.

Будем откровенны, если бы не аттестация, подавляющее число педагогов не приняли бы участие ни в одной конференции, ни в одном семинаре, не тратили бы время и силы на «обобщение, представление и распространение опыта». Методическая работа – это не событие, не мероприятие, – это процесс. Непрерывное движение, в основе своей имеющее научную организацию. Таким образом, удается уйти от практики пустых мероприятий, не связанных между собой, не имеющих четких целей и оснований. Все это приводит к тому, что медленно, но верно меняется отношение учителя к методической работе как к пути профессионально-личностного самосовершенствования.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет, наложили определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на весь процесс обучения и воспитания в школе. Поэтому вопрос о формировании медиакомпетентности всех участников образовательного процесса особенно актуален. Что же такое информационная культура и медиакомпетенотность? Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Использование новых информационных технологий в школе дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

– Повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

– Осуществляется дифференцированный подход;

– Каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

– За один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

– Облегчается процесс контроля и оценки знаний;

– Развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие учителя осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. С распространением Интернета в школах развивается и потребность в доступе к нему среди учителей и учеников. Все больше учителей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Но сегодня ситуация значительно изменилась в сторону развития и теперь уже не всегда учителю достаточно простого выхода в Интернет. Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства. Создание такого пространства преследует две основные цели:

организацию доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;

интеграцию внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно-образовательное пространство школы в информационном пространстве, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования.

Новые информационные технологии способны открыть огромнейшие возможности. Интерактивные доски становятся все более доступными для наших школ. Они стали сферой внедрения ИКТ в учебный процесс, которая вызывает много вопросов. Мнения педагогов разных стран об интерактивных досках разделяются: кому-то они нравятся, кому-то – нет. Большинство же российских учителей находятся в лагере сторонников их внедрения.

Внедрение интерактивных досок – прекрасная стратегия для убеждения учителей в том, что использование ИКТ на уроках вполне доступно и просто для всех. Что уж говорить о возможности сделать процесс обучения более увлекательным. В западных странах же начинают отказываться от их частого использования на уроках, в связи с тем, что дети воспринимают работу с ними как элемент игры, переставая воспринимать материал как учебный. Доступность компьютеров для детей и перспективы, когда каждый школьник скоро будет иметь свой собственный компьютер, – требует определения новых стратегий их использования в будущем. Производители интерактивных досок, понимая это, включают в программное обеспечение, поставляемое с доской, программы-менеджеры управления классами, появляется все больше цифровых образовательных ресурсов по различным предметам. Станут ли в будущем интерактивные доски «белыми воронами»? Скорее нет... Потому что есть некоторые роли, которые они могут исполнять достаточно хорошо на уровне школы. Например, использование в большой аудитории при демонстрации работ детей для родителей и сообщества. В некоторых средних школах ее используют как интерактивное средство вещания, на ней еженедельно транслируется подборка новостей и сообщений. Возможна организация взаимодействия с мобильными технологиями, когда у большинства детей имеются мобильные телефоны с камерами. Организация мгновенных мобильных опросов с использованием доски дает каждому ученику ощущение участия в общественной жизни школы. Современное образование невозможно без применения инновационных методов коммуникации между преподавателями и обучающимися. Одна из последних новаций – развитие систем видеоконференцсвязи (ВКС), которая делает процесс обучения более эффективным, позволяет снизить школе издержки, фактически выводит на новый уровень идею дистанционного обучения. Сегодня системы ВКС становятся одним из конкурентных преимуществ для образовательного учреждения, и неудивительно, что многие  школы начали использовать эту инновацию в образовательном процессе.

  1. Вывод:
  2. электронные образовательные ресурсы должны не заменять собой традиционные, а дополнять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодификатор требований к необходимому уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности

Требования, действующие в рамках федеральной "Системы сертификации компьютерной грамотности и икт-компетентности в сфере образования".I. Требования к уровню компьютерной грамотностиТемаЗнать/уметь1. ...

Формирование знаниевой компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).  Одним из самых обобщенных умений является ...

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способ-ностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...

ИКТ- компетентность в сфере образования

ИКТ- компетентность в сфере образования...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей ...

МОДЕЛЬ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОВЕРКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье формулируются основные элементы модели организации подготовки преподавателей дополнительного образования по компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста.Также выделены ...