Профориентационная работа
методическая разработка на тему

Малаева Ирина Алексеевна

Форма и методы профориентационной работы в ГБОУ СКОШИ №31

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления профориентационной работы

в ГБОУ  СКОШИ № 31

Школа-интернат № 31 обучает и воспитывает детей с детским церебральным параличом. Термин «церебральные параличи» объединяет группу двигательных нарушений, возникающих в результате недоразвития или повреждения головного мозга во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). ДЦП – это заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих на ранних стадиях развития плода. При этом в первую очередь поражаются двигательные зоны головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей, страдающих церебральным параличом, встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые, расстройства других высших корковых функций.  Целью нашей работы  является создание таких условий, когда ребенок будет не только чувствовать себя комфортно в стенах школы, но и в последствии, адаптация к социуму у него проходила  бы более спокойно. Возраст от 15 до 18 лет в современной периодизации принято считать периодом ранней юности. Но у наших детей отставание идет минимум как на три года поэтому возраст 15-18 считаем как 12-15  т.е. как  подростковый возраст. Поэтому и направления работы своей строим исходя не из паспортного, а из биологического возраста. Отсюда основным направлением работы со старшеклассниками у нас является профориентационная работа, которая состоит из системы мероприятий направленных на подготовку учащихся к выбору профессии с учетом особенностей их личности и физического здоровья. Важнейшими направлениями профориентационной работы являются:

  Профессиональная информация которая заключается в ознакомлении учащихся со словарем современных профессий, появившихся на рынке труда и условиями их освоения,  с профессиограммами профессий, с перечнем учебных заведений принимающих детей с проблемами в здоровье, в частности с проблемами опорно-двигательного аппарата .

Профессиональная консультация, которая может быть групповой и индивидуальной. В ходе которой учащимся оказывается помощь в принятии осознанного решения о выборе дальнейшего профессионального пути с учетом психологических   особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

В ходе профессиональной консультации проводятся информационно-развивающие беседы, а также  применяется пакет профориентационных методик.. Которые  позволяют не только определить склонности учащихся к той или иной профессии, но и выявить их информированность о мире труда, наличии и сформированности профессионального плана, осознанности выбора профессии и ведущие мотивы, профессиональные предпочтения и уровень притязаний ребят.

В нашей школе, в зависимости от  уровня развития класса  применяются разные программы: программа В.Д.Симоненко «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение».  Митиной «Психологическое сопровождение выбора профессии» программа Резапкиной  «Выбор профессии». Все программы  рекомендуют комплекс методик.

Групповые и индивидуальные консультации по своей цели разделяются на несколько видов:

- Справочно-информационная консультация, чтобы качественно провести такую консультацию нужно иметь  литературу по отдельным профессиям, хрестоматию профессий подобранных по направлениям, профессиограммы профессий, справочники для поступающих в высшие и средние учебные заведения, сведения о подготовительных  курсах, днях открытых дверей. Здесь же дается информция о пятисферах профессиональной деятельности: Человк-природа, Человек-техника, Человек-человек, Человек-знак, человек-художественный образ. В этой консультации дается информация о тех требованиях, которые профессия предъявляет к человеку В то же время подчеркивается что профессий предъявляющих очень жесткие требования к человеку очень мало (например: летчик, космонавт…) В остальных профессиях носящих массовый характер, часто можно выбрать такую специальность или должность, которая будет больше соответствовать индивидуальным особенностям учащегося. Например: подросток хочет стать врачом, но контакты с людьми его утомляют, тогда можно  посоветовать профессию санитарного врача в научно-исследовательском институте. Рассказывая школьникам о путях получения профессии целесообразно информировать их не только о ВУЗах, но и о колледжах и лицеях, о курсах так как это существенно расширяет выбор подростка.

Психологическая консультация – психологическую консультацию часто принимают как психодиагностическую процедуру, при помощи которой определяется соответствие индивидуальных особенностей человека требованиям профессии, однако такое понимание неверно. С одной стороны профессии чрезвычайно подвижны и изменчивы, ежегодно возникают десятки новых профессий, некоторые старые профессии исчезают, иногда они меняют название до неузнаваемости. С другой стороны профессиональная пригодность не является чем-то таким, что дается человеку от рождения готовым и остается неизменным в течение всей жизни. Хотя профессиональная пригодность имеет в своей основе врожденные  задатки, она формируется при жизни человека в процессе профессионального труда. Таким образом, нельзя говорить о профессиональной пригодности до начала профессиональной деятельности, речь может идти только о предпосылках к ней. Итак, в большинстве массовых профессий выявление и учет индивидуальных и личностных особенностей нужен не для того, чтобы провести отбор пригодных для профессии людей, а для того, чтобы внутри профессии найти наиболее подходящую для человека специальность, должность или рабочий пост. Методики  могут предъявляться в бланковом или компьютерном варианте. Перед началом обследования необходимо сказать, что оценки тех или иных человеческих качеств не носят морального характера, поэтому нужна максимальная откровенность в ответах. После окончания обследования и подсчета результатов данные сообщаются только в общей форме. Результаты каждого сообщаются только при индивидуальной консультации.

Медико-психологическая консультация – наши учащиеся, имеют проблемы в здоровье, которые могут послужить препятствием к выбору некоторых профессий, поэтому учащихся необходимо информировать о том, что при выборе профессии необходимо учитывать характер труда и те требования, которые данный вид труда предъявляет к отдельным органам и системам организма. Профконсультант зная психофизические особенности своих учащихся может совместно со школьником подобрать такой вид труда, который бы не наносил ущерб его здоровью.

Корректирующая консультация. Часто школьники делают выбор профессии, основываясь на каких-то случайных обстоятельствах, выбирая неподходящую для себя профессию из-за амбиций семьи, из-за страха остаться одному выбирает профессию за компанию, из-за того, что профессия красиво называется- во всех этих случаях необходима корректирующая консультация, цель которой внести коррекцию в необоснованный профессиональный выбор школьника. Группу коррекции подбирают со сходными проблемами, так как причины  необоснованного выбора достаточно индивидуальны, обычно такие группы бывают небольшими.

Развивающая (формирующая) консультация – это консультация направлена на активное формирование у школьника обоснованных намерений по выбору профессии, познании себя.  Такая консультация  поможет учащемуся развить свои способности, память, внимание, мышление и другие профессионально-важные качества. Ее результатом может быть составление личного профессионального плана, в котором предусматриваются дальние и ближние цели, пути их достижения и запасные варианты.

В любой профконсультации возникает вопрос об оценке ее эффективности. Обычно в качестве показателя эффективности выдвигают долгосрочные показатели:

1.Реальный выбор профессии и степень его совпадения с рекомендациями профконсультанта.

2.Выделение дальней профессиональной цели и ее согласованиность с другими целями

3.Знание своих возможностей для достижения намеченных целей.

4.Выделение системы резервных вариантов в случае не поступления

5.Начало практической реализации личного плана .

Степень полноты и обоснованности данного плана до консультации и после может служить одним из оперативных показателей эффективности профконсультаций.

Профессиональный подбор Представление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физическим особенностям на основе результатов психологической диагностики.

Конечно, алгоритм  профориентационной работы не сложен,  казалось бы бери программу, и все. Но во-первых профориентационные мероприятия не заканчиваются применением программы. Должна создаваться окружающая среда, которая  будет направлять наших учащихся на  грамотный выбор профессии. У нас создан  Банк данных – в котором подобраны учебные заведения для людей с проблемами в здоровье, где собраны не только лицеи, колледжи, Вузы, но так же и реабилитационные центры, и театральные студии. Плюс к этому мы оформляем стенды с «портретами» профессий наиболее выбираемых нашими детьми, либо тех о которых они хотят узнать. Плюс к этому наша школа направлена на применение проектных технологий, мы то же не отстаем и в феврале 2010 нами на Окружном фестивале был представлен проект «О секретаре…по секрету», вы можете увидеть проект на экране и перед вами лежит папка, как продукт труда наших ребят. Сделано это было с целью поднять престиж профессии секретарь и  уроков технологии которые проводятся в нашей школе для старших ребят.  В рамках проекта ребята узнали не только о различных специальностях секретаря, а также освоили технологию поиска работы, штудируя газеты, журналы, Интернет.

Но как бы хорошо мы не работали в старшей школе, ростки профориентации для детей с проблемами в здоровье должны начинаться в начальной школе. Когда у нас создавался проект «Мир профессий» мы старались создать систему приемственности от младших к старшим, чтобы рассказывая о профессиях малышам, проводя  «профессиональные пробы», экскурсии в среду профессионалов, увлекая  детей кружковой работой  мы старались создать среду  в которой ребенок становился ее активным участником. Чтобы он понимал поставленную взрослым цель, овладевал новыми для себя способами действий, чтобы учился действовать целенаправленно до получения результата. Это был фундамент для дальнейшего профессионального самоопределения.

Один философ сказал: «Когда человек на знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Мы считаем, что профориентационные мероприятия как раз и  являются фундаментом на котором строится программа дальнейшей социализации наших воспитанников.  



Предварительный просмотр:

Алгоритм работы с детьми осложненного поведения

1.Изучение документов ребенка:

- медицинских;

-школьных

2.Индивидуальные беседы с родителями, педагогами, воспитателями,

3.Определение отклонений в поведении и нравственном развитии, индивидуальных особенностей ребенка:

- наблюдения на уроках и перемене;

- индивидуальные беседы с ребенком, различные формы диагностики (обязательно выявление уровня школьной тревожности);

4.Подбор методик для индивидуальной работы с ребенком либо введение его в группу со сходными проблемами.



Предварительный просмотр:

Мотивы «плохого» поведения

Мотивы плохого поведения

Привлечение

внимания

Власть

Месть

Избегание неудач

Социальные

причины

Эмоц.холодность

Родителей, внимание удел.

Плохому, а не хорошему повед.

Мода на «сильную»

Личность Отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

Ты мне ничего не сделаешь

Вредить в ответ на обиду

Не буду и пробовать все равно не получиться

«Сильные» стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли и обид

Нет

Реакция учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Реакция учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физич.

воздействия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться, объяснить ситуацию с помощью специалиста

Реакция ученика

Временно прекращает

Прекращает выходку,  когда сам решит

Прекращает выходку,  когда сам решит

Попадают в зависимость от учителя. Продолжают ничего не делать

Способы предотвращения

Учить детей просит внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организаторских функций

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»



Предварительный просмотр:

Формы и методы работы школьного психолога со старшеклассниками и пути выхода из конфликтных ситуаций:

Детский практический психолог, работает в школе и имеет дело с детьми разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст в динамике и помочь переходу с одной ступени на другую – одна из задач школьного психолога. Работа с детьми, имеющими проблемы в здоровье  накладывает на школьного психолога особую ответственность - их интеллектуальное и личностное развитие требует создание оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное переживание детьми каждого возрастного периода а также  способствующих реализации их творческого потенциала. Л.С.Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в цикле развития, в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение.

Возрастные особенности существуют как наиболее типичные наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а поэтому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Каждый возрастной период стабильный или критический является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую ступень. Сложность возрастного этапа состоит в том, что он содержит в себе психологические навыки сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями завтрашнего дня. Именно полноценное развитие каждого возрастного периода подготовят ребенка к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим нововобразованиям. В основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий лежит реализация в работе с детьми всех возрастнов принципа «Зона ближайщего развития» (Л.С.Выготский) использование этого принципа  в работе психолога позволяет проектировать тот уровень развития который школьник может достичь в ближайшее время.

«Зона ближайшего развития» подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремлений ощутить себя и  стать взрослым. Для того чтобы эти качества развивались они должны быть заложены, воспитаны. Развитие не происходит из нечего, новообразования не возникают сами по себе, они являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активной включенности в выполнение самых разных форм общественно полезной деятельности учебной, спортивной, художественной при этом школьники вступают в определенные отношения со взрослыми и сверстниками  формирует у них способности строить общение с окружающими в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. Л.И.Божович, говорила, что в психологическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которые он вступает на разных этапах своего развития.  Поэтому общение подростков и старшеклассников со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение с «нормальным» (умным, доброжелательным и нравственно-воспитанным) взрослым. Именно в таком общении происходит проверка и понимание тех ценностей, которые формируются в среде сверстников. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подросткового и старшего школьного возраста в благоприятном и доверительном общении со взрослым не получают своего удовлетворения. Это обстоятельство ведет к развитию тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной неустойчивой  самооценкой со сложностями в личностном развитии установлении межличностных связей мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях. Я считаю, что психолог, именно тот человек, который не может быть равнодушным по определению, к проблемам личностного роста учащихся. Практически все и педагоги и воспитатели и психологи  и молодые и опытные  обязательно сталкиваются  с проблемами дисциплины.   Как мы реагируем на плохое поведение зависит от «философии дисциплины» которую осознанно или нет пропагандирует каждый взрослый, работающий в школе. Здесь можно выделить три разных подхода:

  1. Называется «Руки прочь» взрослый  придерживается невмешательского подхода, считая, что подростки постепенно сами поймут и научатся управлять своим поведением. Такие педагоги в лучшем случае разъясняют ученикам что случилось, когда уже все произошло. Программа дисциплины здесь сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и..
  2. Это подход «Твердой руки» когда педагог верит, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие  взрослые  похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Т.е. они манипулируют учениками считая, что это для их же блага. Основные методы здесь – угроза, шантаж – типа»Если ты не замолчишь…я….»далее следует наказание основанное на знании слабых мест ученика

     «Возьмемся за руки.» Педагоги придерживающиеся      такого подхода считают, что конкретные поступки учеников это результат действия обоих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие педагоги берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, их программа дисциплины строится на позитивных отношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины необходимо:

Выполнить несколько условий:

1.Наблюдение и объективное описание поведения проблемных учеников

2.Обнаружение скрытой цели нарушений поведения

3.Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке

4.Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.

 На чем строится поведение учеников – основные законы:

1 закон – Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2 закон – Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

3 закон – нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может и не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей:

- привлечение внимания

- власть

- месть

избегание неудачи.

Когда  педагог поймет, что поведение учеников основывается на выборе, он сможет влиять на этот выбор и чувствовать себя увереннее. Решение выбирать как себя вести принадлежит ребенку но выбор есть и у нас с вами,  мы можем действовать привычными методами – манипуляцией, не оставляя ученику выбора, а можем научиться взаимодействовать с учениками так, чтобы они захотели выбрать адекватное поведение. (пример).

2 закон – это базовая цель поведения ученика. Ежедневно в течение 9-11 лет   полдня школьник проводит в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности. В своей книге «Школа без неудачников» Ульям Глассер пишет «Если личностные потребности детей не реализуются  дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны поучать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу….именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности –осознанию себя полноценной личностью». Ученики пытаются достигнуть эти цели всеми доступными им способами. Если им неизвестны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушением дисциплины» или» плохое поведение». Как правило на предпочтение учеников приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия как:

- качество отношений между ним и учителем;

- классная атмосфера, направленная на успех или, наоборот, деструктивная;

- соответствующая этому структура классного коллектива.

Почему часто бывает так, что у разных учителей один и тот же ребенок ведет себя совершенно по-разному. Зная, теперь законы по которым  строится поведение того или иного ученика мы можем сказать, там, где взаимоотношения ученика и учителя строятся на принципах хорошего отношения друг к другу достигается цель называемая коммуникативной компетентностью. По реакции учителя, по оценкам ребенок чувствует что у него  все получается достигается цель интеллектуальной состоятельности, и на этом уроке ребенок имеет авторитет (поддерживаемый учителем) т.е. он получает еще и состоятельность в глазах коллектива. А на другом уроке ребенок не может реализоваться. Его отношения с учителем не партнерские (обычно тон отношений задается педагогом) но и никакими они не являются, поэтому ребенок пытается обратить на себя внимания любым другим способом – плохим поведением, чувствуя себя при этом иллюзорно  принадлежащим школьной жизни.

3 закон  нарушая дисциплину ученик осознает, что вдет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

- привлечение внимания -  некоторые ученики выбирают «плохое поведение» чтобы получитьособое внимание учителя. Они все время хотятбыть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам – понимать учителя.

Власть – некоторые ученики «плохо» ведут себя потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают установленный в классе порядок.

Месть – для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обеду. Мстить они могут кому-то из учителей, из ребят, всему миру.

Избегание неудач – некоторые ученики так бояться повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагогов. Эти четыре мотива выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он пишет: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я выделил эти четыре причины? Почему их не пять и не сто?», - я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива «плохого» поведения. В 90% присутствует один их этих четырех мотивов. Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними.  И если мы научимся идентифицировать цели нарушения поведения, мы сможет правильно строить общение с учеником, и не один раз, а все время. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и наоборот к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы. Эти 4 цели путеводные нити, прозрев однажды учитель понимает, что может помочь ученику почувствовать себя полноценным участником школьной жизни приемлемым способом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.

План работы классных руководителей   по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год

План посещение школы и подготовки материалов...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....