АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА кружкового факультатива «Знакомство с профессией журналист»
рабочая программа (6 класс) на тему

элективный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professiya_zhurnal.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Муниципальное образование

Белореченский район город Белореченск

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

     

                       АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

кружкового факультатива  «Знакомство с профессией журналист»

для учеников 6-х  классов

Ступень обучения  основное общее образование,  6 классы

Количество часов  17  (0,5 часа  в неделю)            Уровень  базовый

Учитель    Опаренко Наталья Юрьевна

 Муниципальное образование

 Белолореченский район город Белореченск

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                      кружкового факультатива

       « Знакомство с профессией журналист»

  Классы        6

  Учитель   Опаренко Наталья Юрьевна

  Количество часов:  всего 17  часов в год.

 

  1. Пояснительная записка

   Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные уроки для формирования коммуникативных умений учащихся. Материал курса основывается на знаниях учащихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений. Факультатив «Знакомство с профессией журналиста» предлагается для учащихся 6 класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи.                                                                                       Цели факультатива: развитие навыков анализа, оценки, редактирования и построения текстов, развитие литературно-творческих способностей, расширение представления о жанрах сочинений.                                                                                                                                            В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:    формирование представления о журналистике;  развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в определенном жанре), способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся; освоение юными корреспондентам газетного ремесла на базе творческой деятельности. Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ей в избранном для подачи материала газетном жанре.

    Виды деятельности. Программа курса рассчитана на 17 часов.Программа учебной подготовки включает в себя теоретические и практические занятия по работе с текстом, проведение бесед для создания собственного текста газетного жанра.

  Формы учебной деятельности:

- лекции;

- беседы;

- практические занятия;

- дискуссии;

- работа в группах.

   Методы обучения. Предполагается использование разнообразных методов обучения в зависимости от складывающихся условий:

- словесные (сообщающие, поисковые)

- проблемные (классический проблемный, ситуативный)

- практические (учебные эксперименты).

  Ожидаемый результат.

Учащиеся после окончания курса должны знать:

- особенности текстов разных стилей и жанров;

- основные правила общения, проведения бесед.

 Учащиеся после окончания курса должны уметь:

- грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;

         

-оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики, и эстетики;

- вести беседу. 

2. Тематический план курса «Знакомство с профессией журналист»

        Разделы, темы

    Количество часов

Раздел 1.

Введение

1

Тема 1.

Понятие о журналистике. Предмет и задачи курса. Система основных понятий. 

1

Раздел 2

История журналистики России. Развитие прессы. Первая периодическая печать

1

Раздел 3

Функциональные стили и типы речи.

4

Тема 1

Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи.

1

Тема 2

Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи.

1

Тема 3

Понятие о типе речи как способе изложения. Повествование, рассуждение, описание.

1

 

Тема 4

Стилистические нормы

1

Раздел 3.

Основные публицистические жанры.

5

Тема 1

Жанр как форма выступления журналиста. Характеристика информационных жанров.

1

Тема 2

Характеристика аналитических жанров.

1

Тема 3

Характеристика художественно-публицистических жанров.

1

Тема 4

Практическое занятие. Реализация одного из жанров, по выбору.

1

Тема 5

Посещение картинной галереи, спортивного мероприятия, проведение встречи с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,

1

Раздел 4.

Газетный язык. Специфика и основные требования. Редактирование. Коррекатура.

2

Тема 1

Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность).

1

Тема 2

Редактирование. Коррекатура

1

Раздел 5.

Профессиональные качества журналиста. Его права и обязанности. Этика журналиста.

1

Раздел 6

Выполнение заданий, связанных с деятельностью журналиста

3

Тема 1

Подготовка и проведение интервью, репортажа

1

Тема 2

Защита творческих работ (опубликование лучших в школьной газете).


1

Тема 3

Коллективный выпуск и защита номера стенгазеты

1

Итого:

17

3. Основное содержание факультатива «Знакомство с профессией журналист». 

Тема №1 Введение (1 час)

Что такое журналистика? Корреспондент (репортер) – сотрудник газеты, сообщающий о событиях, происшествиях. Задача газеты – информировать читателя. Газетные жанры – форма подачи материала, информации.

 Из чего состоит газета? (паспорт - название, полосы - страницы определенного формата. Размещение материала на полосах. Рубрика, клише, плашки, макет, верстка, корректура, гранки).

 Тема № 2 История журналистики России. (1 час).

 Ранние этапы развития прессы. 18 век – начало формирования журналистики. Периодическая печать России 18-19 веков, демократизация журналистики. Журналистика 20 века

Тема № 3. Функциональные стили и типы речи (4 часа)

     Стили речи. Характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи.

    Типы речи. Особенности повествования, рассуждения и описания.

     Стилистические нормы (лексические, грамматические, синтаксические и т.д.).  

Тема №4 Основные публицистические жанры (5 часов)

   Газетные жанры как форма подачи новостей, призванных информировать читателя. Событие – основа жанра (сегодня, вчера, завтра). Оперативность, достоверность. Факты – действительное, невыдуманное событие, происшествие (то, что объективно существует).

 Отбор фактов из разных источников (бесед с людьми – организаторами или участниками события; архивных и исторических материалов).

     Информация - краткое сообщение о событии, которое произошло или произойдет (выставки, конкурсы, начало спортивного сезона, премьеры, юбилеи).

 Заметка - расширенное сообщение о событии. Превращение информации в заметку путем сбора дополнительных фактов. Сходство и отличие заметки и информации.

    Корреспонденция – подробное сообщение корреспондента с места. Трансформация заметки в корреспонденцию.

     Репортаж – оперативный и подробный рассказ о событии с места события. Сходство и различие с другими жанрами.

Интервью – беседа в форме вопросов и ответов. Структура построения. Виды и типы интервью.

Тема №5. Газетный язык (2 часа)

 Русский язык – на газетной полосе. Специфика изложения фактов (простота, доходчивость, лаконичность, выразительность). Газетный язык – способ общения журналиста с читателем, помощь в обретении авторского лица. Умение пользоваться словом – личное качество журналиста. Смысловая точность, острота языка. Основа языка – движение и его выражение глагол. Глагол движет фразу. Эмоции, экспрессия в языке.

Прямая речь – помощь автору в обозначении характера героев публикаций. Реплики, монологи, диалоги – речевая характеристика героев.

 Специфическое оформление материала для публикации: заголовок, рубрика, разбивка на абзацы. Корректорские обозначения.

Тема №6 Профессиональные качества журналиста. (1 час).

 Профессиональные качества журналиста. Его права и обязанности. Этика журналиста.

Устные выступления по темам. Диспут. Этика журналиста и общечеловеческая мораль.

Тема № 6. Заключительное занятие.

Защита творческих работ, лучшие сочинения публикуются в школьной газете. Коллективный выпуск и защита номера стенгазеты.

4. Список использованной литературы.

1. Варустин Л. Тайны газетной строки. Л., 2001.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

3. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публистических жанров. - М., 1969.

4. Дорохова А. Как себя вести. - М., 1966.

5.  Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Москва, 2004г.

6. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений разных жанров. – М., «Просвещение», 2004.

7. Тертычный А.Н. Жанры периодической печати. Аспект пресс, Москва, 2002

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа факультатива "Знакомство с эвенкийской культурой Баунта"

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста(4-5 классы ДШИ) и предполагает использование группового принципа организации занятий в течение одного учебного года. Цель моей программы: 1)...

Классный час в 9 классе «Мы выбираем профессию. Журналист – быть или не быть?»

В рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9–х классов  можно использовать процесс интеграции основного и дополнительного образования. Такая деятельность расширяет границы общего развития ста...

Презентация "Профессия -журналист"

Данную презентацию можно использовать на классных часах по профориентации в 8-10 классах...

Занятие "Профессия журналист"

Цель: Знакомство с профессией журналиста.Задачи:1. Развивать знания о профессии журналиста2.Подготовить обучающихся с осознанному выбору профессии3. Воспитывать интерес к профессии журналиста...

Разработка профориентационного мероприятия по теме «Профессия - журналист »

Цели:Популяризация объединения «Журналист» социально-педагогической  направленности  центра дополнительного образования.Задачи:- формирование представления о  профессии журн...

профессия журналист

Сергей Шнайдер стал профессиональным журналистом, продюсером международного прямого эфира. Сейчас работает в спортивном направлении...