Храм Покрова на Нерли- символ гармонии мира природного, духовного, рукотворного
методическая разработка (5 класс) по теме

Разработка урока истоки в 5 классе. На уроке применяются активные формы обучения:мнемотехника, ресурсный круг, групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_hram.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс

Истоки, 5 класс

Тема урока

Храм Покрова на Нерли- символ гармонии мира природного, духовного, рукотворного

Ф. И. О. преподавателя

Собакина Н.Е.

Цель урока

Показать неразрывную связь современной жизни с православными традициями, культурой и историческим прошлым русского народа.  

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа;

Обогатить эстетический, культурный, речевой, лексический опыт учащихся

Развивать исследовательские навыки, аналитические способности, образность и логическое мышление учащихся.

Духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое  воспитание учащихся; воспитывать уважение к национальной культуре и культурному наследию русского народа.

Место и роль урока в изучаемой теме

Обобщающий урок по теме: «Храм Покрова на Нерли»

Форма урока

Урок-практикум, урок-исследование, урок-экскурсия

Основные понятия и нравственные категории

Гармония мира природного, рукотворного, духовного

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация в POWER POINT.

Универсальные (компьютер, медиапроектор, экран)

Используемая литература

Камкин А.В. «истоки», 5 класс. Учебное пособие

Котельникова Н.В., Красикова Н.Б., Мисаилова О.И., Твардовская Н.Ю. «Истоки», 5 класс, рабочая тетрадь

Истоковедение. Том 2. Издание 2, дополненное.- М.: Издательский дом «Истоки», 2005

№п/п

Деятельность учителя

№ слайда

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент

Проверка готовности  к уроку, приветствие учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем наше удивительное путешествие по миру предмета «Истоки».

Я вижу ваши красивые, добрые, серьёзные лица, любопытные глаза. Я уже слышу ваши рассуждения, я чувствую радость от встречи с вами.

Включаются в работу

2.

Присоединение к теме

-А о чем именно мы будем с вами говорить, рассуждать, вы мне скажете сами,  после того как по нескольким словам, произнесённым мною, представите в своём воображении картину и назовёте её.

1. Мнемотехника «На святом месте»

I. Подготовительный этап.

- Сейчас я буду произносить слова, вы должны будете их запомнить. Для запоминания каждого слова вам будет дано время, в течение которого вам будет необходимо как можно более ярко представить образы, которое вызывает данное слово, т.е увидеть картинку, озвучить ее, наполнить чувствами и ощущениями.

В результате у вас должен получиться своеобразный мультфильм, прокрутив который вновь, вы сможете вспомнить все названные слова мною.

Закройте глаза, сосредоточьтесь на своих впечатлениях.

II. Основной этап.

Итак, я начинаю.

Утро. Туман. Дымка. Ветер. Солнце. Небо. Река. Зелень. Птицы. Золото. Крест. Храм. Тропинка. Холм. Путники. Свет. Радость. Благодарность. Гармония. Вечность.

Запишите слова в той же последовательности, в которой я диктовала.

III. Проверка результатов и экспертная оценка.

- Подводим итог.

Кто записал 20 слов? 19? 18? 17?.

- Кто запомнил больше всего слов? Прочитайте их классу.

IV. Рефлексия

- Ребята, как у вас получилось справиться с таким трудным заданием?

- Расскажите о своих впечатлениях?

- Какие представления у вас возникли?

- Какую картину вы увидели? Что является главным на картине?

- О чем же мы сегодня будем говорить?

- Верно, мы сегодня поведем разговор о храме – храме Покрова на Нерли.

2. Ресурсный круг «Белый храм у чистой воды»

I. Подготовительный этап (присоединение к теме)

- Ребята, я прошу вас встать в круг: представьте, что вы стоите рядом с храмом Покрова на Нерли.

Утро. Храм.
Белеют стены –
Символ чистоты.
Очертанья совершенны,
Строги и просты.
Купол, будто свечки пламя,
В небо устремлен.
Пенье птиц. Дыханье мая.
Колокольный звон.
Радость! Белые платочки.
А вокруг вода.
И псалмов святые строчки
За чредой чреда.
Облака в ветвях березы…
Дождик? Ну и пусть!
Русь святая!
Русь родная!
Дорогая Русь!

 II. Основной этап.

-Расскажите, что вы видите, какие слышите звуки, какие запахи ощущаете, что вы чувствуете?

- Какие ассоциации у вас возникают?

III. Рефлексия

- Удалось ли вам создать целостный образ храма?

- Опишите этот образ. Каким представляется вам храм?

- Сложно ли было представить образ храма?

Мнемотехника и ресурсный круг готовят учащихся к тренингу «Храм Покрова на Нерли – символ гармонии мира природного, духовного и рукотворного», т.е являются подготовительным этапом.

Слушают учителя

Внимательно слушают учителя, закрывают глаза, запоминают слова

Записывают запомненные слова

Зачитывают слова, которые записали по очереди

Делятся способами запоминания слов, своими впечатлениями.

Выделяют главное слово темы – храм

Дети встают в круг, слушают учителя

Учащиеся рассказывают о картинах, которые они видят, о звуках, о своих чувствах

Отвечают на вопрос.

Описывают представленные образы храма

3.

Первичное усвоение учебного материала. Осознание и осмысление учебного материала.

Тренинг «Храм Покрова на Нерли – символ гармонии мира природного, духовного и рукотворного»

I. Подготовительный этап.

- Итак, ребята, мы уже многое знаем о храме  Покрова на Нерли. Это памятник русского и мирового искусства. Более восьми веков стоит он на берегу небольшой речки. И все это время мы замираем в тихой сердечной радости от  той неложной красоты, которой наполнено это дивное место. Храм стал видимым знаком согласия между миром духовным, природным и рукотворным.

II. Индивидуальный этап

- Откройте, пожалуйста, тетради  на с….Перед вами активное занятие  «Храм Покрова на Нерли – символ гармонии мира природного, духовного и рукотворного»

Внимательно прочитайте предложенные тексты. Укажите те, в которых отражена идея гармонии мира природного, духовного и рукотворного. Свое решение нужно отметить знаком + или – напротив каждого текста.

Текст №1.

Место для храма было выбрано неподалеку от Боголюбова. Оно располагалось при впадении реки Нерли в реку Клязьму.

Место это невысокое, в половодье водой заливается. Древние мастера нашли мудрый выход. Они стали строить толстые стены. Присыпали землю снаружи. Так вырос искусственный холм четырехметровой высоты, в глубине которого скрывается мощный фундамент. На нем и стали воздвигать храм. Холм же вскоре зазеленел травой и не стал казаться искусственным. Лишь очень внимательный взгляд мог заметить, что уж слишком правильна его четырехугольная форма. Храм же, благодаря холму, был приподнят над всей округой. Вот  и призывал он людей стремиться к горнему миру, чистому и священному.

Текст №2.

Стены храма белы как снег. А в солнечный день кажется, что они излучают свет. Это не случайно. Белый цвет – символ чистоты, безгреховности. Именно такой православные люди представляют Богородицу. Плывущим по реке были видны издалека белые стены храма среди летней зелени. В утренней дымке тумана могло показаться, что сама Пречистая Дева, поднявшись на холм, встречает путников и хранит их от опасностей.

Текст №3.

Местность вокруг храма ровная, низкая. Рядом протекают реки, в которых он отражается. Белый храм как бы парит над водой и лугами. Облака, проплывающие над ними, отражаются в воде, как в зеркале. И не различишь – на земле стоит храм или на небе.

III. Работа в четверке

- После того, как вы выполнили каждый задание, вам необходимо обсудить свои варианты решения в четверке и придти к единому мнению.

Выберите, пожалуйста, лидера, который будет руководить вашей работой. Задача лидера состоит в том, чтобы предоставить каждому участнику четверки слово, а затем сообщить свою точку зрения. Лидер также будет представлять результаты работы группы классу.

IV. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

- А сейчас мы выслушаем лидеров каждой группы, которые должны не только указать свой выбор, но и пояснить, почему они это сделали.

Текст №1 +   Текст №2 +   Текст № 3 +

- Молодцы, ребята. Какой же мы с вами можем сделать вывод? Можно ли храм Покрова на Нерли  назвать символом гармонии?

V. Рефлексия

- Какие еще примеры гармонии мира природного, духовного и рукотворного вы можете назвать?

- Какие чувства они у вас вызывают?

- В «Повести временных лет» есть такие слова: «… И не знали – на небе или земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой».

- Как вы понимаете эти слова?

-Можно ли их отнести к храму Покрова на Нерли?

Слушают учителя

Открывают тетради, читают задание и предложенные тексты.

Свое решение отмечают знаком +

Выбирают лидера, обсуждают свои решения, аргументируют. Лидер каждому представляет слово. Четверка приходит к единому мнению.

Лидер  представляет результаты работы четверки.

Дети высказывают свои мнения

Приводят примеры гармонии мира природного, духовного и рукотворного.

Рассказывают о своих чувствах.

Отвечают на вопросы

4.

Подведение итогов урока. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас оценить свою работу на уроке, работу своих товарищей и аргументировать свой ответ.

-Замечательно, ребята. Мне было с вами очень приятно работать. Надеюсь, вам так же было хорошо на уроке, как и мне.

-С каким настроением вы сегодня уйдете с урока?

Закончить наш урок я хочу словами:

Храм Покрова на взгорке - словно птица,
Отставшая от стаи голубица.
Отставшая почти на тыщу лет,
Чтоб предков донести до нас привет.
Вослед векам вытягивает шею
Застывшая в разлуке ворожея,
Задумчивая чистая княжна,
Как сахар, белолица и нежна.
Меж облаков летит в воображеньи,
Свое в пруду увидев отраженье.
Лучи перебирая, старый вяз
Седых веков ведет неспешный сказ.
Кто зодчий твой?
И как в твоем обличьи
Он совместил и скромность, и величье,
И радость удивления, и грусть.
И всю, как есть, - за все столетья Русь.
Грешков, себе прощенных, осужденье,
Грехов, томящих мукой, отпущенье.
И, утверждая равным меж людьми,
Моим противоречьям дарит мир,
Душе дает для осмысленья пищу.
Уходишь со свиданья сердцем чище.
И благодарно вырвутся слова:
"Спасибо тебе, чудо Покрова!"

- До свидания, до новых встреч!

Дети оценивают свою работу, работу своих товарищей

Поднимают цветные сигнальные карточки

Данную разработку можно использовать при проведении уроков «Истоки»в 5 классе, а также при проведении внеклассных мероприятий.

На примере этого урока я показывала мастер – класс на муниципальном образовательном Форуме « Учитель – носитель духовных ценностей Костромского края» 9 января  2010 года по теме «Активные формы обучения Истокам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Храм Покрова на Нерли"

При изучении темы "Meine Heimat" в 7классе обучающиеся пользуются данной презентацией, рассказывающей о памятнике древнерусской архитектуры - храме Покрова Богородицы на реке Нерль. Презентация содерж...

Презентация "Храм Покрова на Нерли".

Презентация может быть использована как на уроках истории, так и на занятиях по внеклассной работе....

Комплексный анализ текста Е.И.Осетрова "Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли..."

Для повышения познавательного интереса учащихся к процессу комплексного анализа текста урок построен с использованием методики "погружения" в тему с помощью музыкальных произведений, фактов истории, и...

Занятие по спецкурсу "Истоки". Тема "Храм Покрова на Нерли"

Материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Храм Покрова на Нерли". Сопровождается презентацией....

Система уроков по предмету "Истоки" в 5 классе на тему "Храм Покрова на Нерли"

Главная идея уроков - составление книги о храме Покрова на Нерли. В результате работы на двух уроках у учащихся складывается целостное представление о храме как символе гармонии мира природного, духов...

Презентация Храм Покрова на Нерли (pазв.pечи 7 кл)

Храм Покрова на Нерли (pазв.pечи 7 кл)...