Система уроков по предмету "Истоки" в 5 классе на тему "Храм Покрова на Нерли"
план-конспект урока по мхк (5 класс) на тему

Введенская Елена Анатольевна


Главная идея уроков - составление книги о храме Покрова на Нерли. В результате работы на двух уроках у учащихся складывается целостное представление о храме как символе гармонии мира природного, духовного и рукотворного. Ребята знакомятся с историей создания храма, его архитектурными особенностями и загадками, историей праздника Покрова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_urokov.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 г. Волгореченска Костромской области

Конспект системы уроков истоков в 5 классе на тему:

 

«Храм Покрова на Нерли  - одно из чудес России»

Выполнила учитель

русского языка

и литературы,

истоков и ОРКСЭ

Введенская Е. А.

2015 год

АННОТАЦИЯ

к конспекту системы уроков на тему: «Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России».

Данный конспект предназначен для проведения уроков истоков в 5 классе общеобразовательной школы. Авторы программы -  Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 кл.) и основной школы // Истоковедение. – Т. 1, 2. – М.: TBS, 2008. Автор учебника - Камкин А. В., Истоки. – М.: TBS, 2000. Гриф «Допущено Министерством образования РФ» (2-6 класс).

Автор урока – Введенская Е. А., учитель русского языка и литературы, истоков и ОРКСЭ г. Волгореченска Костромской области.

В результате работы на двух уроках у учащихся  складывается целостное представление о храме Покрова на Нерли как об уникальном памятнике архитектуры древней Руси, символе гармонии мира духовного, природного и рукотворного; ребята создают для себя свой образ храма, глубоко проникая в историю его создания, православную культуру, загадки храма.

Урок «Когда я бываю в храме» в форме экскурсии уже был у ребят по программе ОРКСЭ, поэтому система уроков начинается непосредственно со знакомства с историей создания храма Покрова на Нерли.

На первом уроке  учащиеся знакомятся с историей праздника Покрова, раскрывают смысл фразы «Россия - дом Пресвятой Богородицы», узнают историю создания храма.

На втором уроке ребята изучают архитектурные особенности храма, знакомятся с понятием «гармония», учатся видеть ее в созвучии мира природы, архитектуры храма и его духовного предназначения.

Система уроков рассчитана на 2 часа, а не на 5, как рекомендует автор программы, в связи с введением в 5 классе в первое полугодие предмета ОРКСЭ. В результате сжатия программы уроки очень насыщенные по количеству учебного материала, формам работы учащихся. Работа на уроках должна быть динамичной, увлекательной.

Основная идея уроков –  составление книги о храме.

Уроки выстроены по методике развивающего обучения (РО). Преимущества этой технологии, на мой взгляд, следующие: у детей перед работой всегда есть мотив, желание работать; работа часто самостоятельная, у детей создаётся иллюзия, что они всё делают сами, учитель им только помогает; ход работы ребят имитирует ход научного познания, основной метод – дедуктивный (от общего к частному); на уроке дети создают некую модель знаний (образную, знаковую), которая, как ключ, будет им служить в различных ситуациях; урок всегда предполагает рефлексию и коррекцию знаний. Урок в системе РО строится по следующему плану:

  1. мотивация
  2. целеполагание
  3. постановка учебных задач
  4. организация учебной деятельности
  5. моделирование
  6. контроль
  7. коррекция
  8. рефлексия

Уроки имеют чёткую методическую структуру, тип уроков -  изучение нового материала, они логически выстроены, имеют наглядность, содержат элементы контроля знаний, творческие коллективные и индивидуальные работы учащихся. Отвечают требованиям к современному уроку. 

Формы работы учащихся на уроке: беседа, работа в ресурсном круге, устные ответы учащихся, мини-сочинения.

Конспект уроков также может быть использован для проведения внеклассного мероприятия, классного часа в среднем звене.  

Конспект 1 урока на тему: «Храм-лебедь у чистой воды»

Цель урока: показать особую значимость для России образа Пресвятой Богородицы, помочь увидеть храм Покрова на Нерли как символ Ее духовного покровительства, неповторимую «русскую» красоту храма.

 

Задачи:

-образовательные: познакомиться с историей праздника Покрова, раскрыть смысл фразы «Россия - дом Пресвятой Богородицы», узнать историю создания храма Покрова на Нерли;

-воспитательные: воспитывать патриотические чувства: любовь к своей культуре, прошлому своего народа;

-развивающие: развивать эстетические чувства прекрасного, соразмерности; развивать умение работать в группе, быть терпеливым, умение слушать другого,  составлять связное устное и письменное высказывание.

Социокультурный ряд: гармония, духовность, умиротворенность, образ Богоматери, Покров, душевная чистота, безгреховность, мир природный.

Используемая литература, оборудование, инструментарий: 

  1. Камкин А.В. «истоки», 5 класс. Учебное пособие
  2. Котельникова Н.В., Красикова Н.Б., Мисаилова О.И., Твардовская Н.Ю. «Истоки», 5 класс, рабочая тетрадь,  I часть
  3. Истоковедение. Том 2. Издание 2, дополненное.- М.: Издательский дом «Истоки», 2005
  4. Е.И. Осетров «Живая Древняя Русь»
  5. http://www.liveinternet.ru/users/3726197/post159187070/ 
  6.  http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml     
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%F0%EA%EE%E2%FC_%CF%EE%EA%F0%EE%E2%E0_%ED%E0_%CD%E5%F0%EB%E8
  8.  ppt4web.ruМХКЦерковь Покрова на Нерли (презентация)
  9. Презентация в POWER POINT.
  10. Универсальные (компьютер, медиапроектор, экран)

Оформление класса:

  1. на доске тема урока: «Храм-лебедь у чистой воды»
  2. эпиграф к уроку на доске:

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…

И. Э. Грабарь

        3. выставка книг по теме урока (о храме Покрова на Нерли, заступничестве за Русь Пресвятой Богородицы, о истории праздника Покрова…)

Структурные

единицы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся,

виды и формы их работы

Результат

совместной деятельности

1. Орг. момент. Присоединение к теме.

3 мин.

Слово учителя:

« Дорогие ребята, мы начинаем изучение новой темы. Я смотрю на вас – и вижу ваши добрые глаза, уже слышу ваши интересные рассуждения, чувствую большую радость от встречи с вами. Посмотрим на слайд презентации – и увидим удивительный храм-лебедь у чистой воды. Вспомните свои ощущения, когда мы входим в храм: это умиротворенность, ощущение присутствия незримого и великого, ведь храм – это дом Божий на земле.

Слушание

Настроились на положительные эмоции на уроке

2. Мотивация

7 мин.

Слово учителя:

- Давайте посмотрим на этот белый храм и постараемся увидеть и почувствовать его необыкновенную красоту.

Показ 1- 18 слайдов презентации к уроку. Начиная с 1слайда параллельно звучит слово учителя:

«Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь -
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров -
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж - луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков... Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты жизни... Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года. На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...»

Слушание

Учащиеся заинтересовались темой урока, настроились на работу

3. Целеполагание

3 мин.

Слово учителя:

 «Ребята, вас впечатлила красота этого храма? Что бы вы хотели узнать о нем? Какую цель вы бы поставили на сегодняшний урок? Чему бы вы хотели научиться?» Пишу предлагаемые ребятами пункты цели на доске, говорю о двух уроках по теме, выбираем цели для первого урока.

Беседа

Коллективно поставили цель урока

3. Постановка учебных задач

2 мин.

Учитель конкретизирует цель в задачах. Слово учителя:

«Давайте создадим об этом храме книгу, у каждой четверки она будет своя, неповторимая, красивая, как наш храм. Согласны? В книге мы расскажем об истории создания храма, его секретах, расскажем, почему он так называется… Итак, начинаем работу».

Слушание

Поставили задачи на урок

4. Организация учебной деятельности – моделирование

 6. Контроль и коррекция  – осуществляются поэтапно в процессе работы над каждой страницей книги

20 мин.

                       

Учитель играет роль консультанта, помощника.

1. Тренинг «Белый храм у чистой воды». (развивающий, работа в четверке)

Слово учителя:

«Возьмите первую страницу нашей книги, на ней мы запишем наши впечатления о храме. Сначала вы расскажете друг другу в четверке о том, что вы видите, слышите и чувствуете, а затем понравившееся запишите в свою книгу. Выберите того, кто будет писать и кто будет отвечать от вашей четверки.

(Как фон работы звучит музыка, показ слайдов с 1 по 20)

Рефлексия: чтение и обсуждение ребятами своих записей. Если будет оставаться время у некоторых четверок – можно раскрасить рисунки на странице 1 и 4, рисовать на титульном листе книги.

2. (слайды  21-26) Место расположения храма. История праздника Покров. Выяснение в беседе значения слов «покров», «омофор». Работа с текстом учебника (стр. 65 - 66  учебника) и 2 страницей книги. Обратить внимание учащихся на текст 1 со страницы 3 книги, необходимый для выполнения задания на второй странице.

3. Тренинг «Покров Пресвятой Богородицы». (развивающий, работа в четверке) – работа с 3 страницей книги (материал страницы из рабочих тетрадей, которые в этом году не приобретались учащимися).

4. Россия - дом Пресвятой Богородицы.  

Рассказ учителя с показом презентации о  заступничестве Пресвятой Богородицы (слайды 27 – 29)

5. Выбор места для храма. Чудесная легенда. Работа с текстом учебника (стр.  67 - 68 учебника) и 4 страницей книги. (слайд 30)

Чтение, слушание

беседа                                                                                       

                                                             

Работа в группах по заданию

 Группы ребят после отведённого времени делают сообщения  учащиеся записывают свои впечатления

Продолжение работы в группах

Беседа, работа в четверках, устные ответы учащихся, работа с текстом

Слушание

Письменная работа

Заполнили 1 страницу книги

Заполнили 2 страницу книги

Заполнили 3 страницу книги

Ещё раз закрепили свои знания, соотнесли свои представления о них с представлениями одноклассников, что-то откорректировали

Заполнили 4 страницу книги

7. Рефлексия, д/з, оценки за урок

10 мин.

Учитель: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Там записаны вопросы, которые мы ставили себе в начале урока. Давайте галочками отметим те, на которые мы ответили. Кто желает к доске?»

«Домашнее задание будет для всех общее и по желанию. Общее – прочитать книгу еще раз вместе с родителями. Дополнительное задание по желанию – нарисовать рисунок храма или написать стихотворение о храме Покрова на Нерли (лучшие работы мы включим в наши книги) или создать макет храма вместе с папами, мамами, дедушками, … Детали для макета возьмите, пожалуйста, у меня или с сайта pokrov.pdf Кто хочет взять почитать книги с нашей выставки – подойдите сейчас к нашему библиотекарю, Гущиной О. А.»

Выставление и комментирование оценок.

«Ребята, благодарю вас за работу, мне с вами было очень интересно. На следующем уроке мы закончим создание  книг о храме. С нетерпением жду ваших интересных работ. До свидания».

Беседа, устные ответы учащихся

Провели рефлексию  удовлетворённости знаниями, вызвала у ребят желание работать дальше по этой теме.

Конспект 2 урока на тему: «Храм Покрова на Нерли – символ гармонии мира природного, духовного и рукотворного»

Цель урока: учиться видеть и чувствовать гармонию в созвучии мира природы, архитектуры храма Покрова на Нерли и его духовного предназначения.

 

Задачи:

-образовательные: познакомить с архитектурными особенностями храма Покрова на Нерли;

-воспитательные: воспитывать в учащихся эстетические чувства прекрасного, соразмерности, чувства терпения, умения слушать и понимать позицию другого, корректно отстаивать свою точку зрения;

-развивающие: развивать представление о гармонии в архитектуре, о гармонии как согласии мира природного, духовного и рукотворного.

Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися:

гармония мира природного, рукотворного, духовного

Используемая литература, оборудование, инструментарий: 

  1. Камкин А.В. «истоки», 5 класс. Учебное пособие
  2. Котельникова Н.В., Красикова Н.Б., Мисаилова О.И., Твардовская Н.Ю. «Истоки», 5 класс, рабочая тетрадь,  I часть
  3. Истоковедение. Том 2. Издание 2, дополненное.- М.: Издательский дом «Истоки», 2005
  4. Е.И. Осетров «Живая Древняя Русь»
  5. http://www.liveinternet.ru/users/3726197/post159187070/ 
  6.  http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml     
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%F0%EA%EE%E2%FC_%CF%EE%EA%F0%EE%E2%E0_%ED%E0_%CD%E5%F0%EB%E8
  8.  ppt4web.ruМХКЦерковь Покрова на Нерли (презентация)
  9. Презентация в POWER POINT.
  10. Универсальные (компьютер, медиапроектор, экран)

Структурные

единицы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся,

виды и формы их работы

Результат

совместной деятельности

1. Орг. момент. Присоединение к теме. Мотивация

5 мин.

Слово учителя:

«Дорогие ребята, начать сегодняшний урок мне бы хотелось с показа ваших книг, рисунков… Вы молодцы, замечательно справились с домашним заданием. На сегодняшнем уроке я предлагаю вам закончить составление нашей книги. Согласны?»

Слушание

Учащиеся заинтересовались темой урока, настроились на работу

2. Целеполагание

5 мин.

«Ребята, вы хотите узнать, как на Руси строили храмы, какие секреты хранит храм Покрова на Нерли? Сегодня он раскроет вам свои тайны, но для этого мы, конечно, должны потрудиться. Итак, начинаем»

слушание

У учащихся появилось желание работать на уроке

3. Организация учебной деятельности

4. Контроль и коррекция (в процессе контроля)

30 мин.

                       

Учитель играет роль консультанта, помощника.

1. Работа с притчей

«Как вы думаете, с чего начинается храм, его строительство?»

Ответы учащихся

 Работа с притчей (слайд 32 презентации)

Подвести учащихся к мысли: храм начинается с горячего желания души построить дом Божий.

2. Структура храма, его архитектурные особенности (слайды 33 – 36) – рассказ учителя

3. Работа в четверках с 5 страницей книги «Архитектурные особенности храма»

4. Чтение учебника на стр. 70-71 («У храма Покрова свои секреты»)

5. Работа с 6 страницей книги. Активное занятие «Архитектурные секреты храма».

6. Просмотр видеосюжета «Загадки храма Покрова на Нерли». Вопрос учащимся перед просмотром: «Какие загадки, рассказанные в репортаже, нам были неизвестны?» Беседа

7. Раскрытие понятия «гармония», гармония в живописи, музыке (слайд 38) – рассматривание картины С. В. Герасимова, слушание музыкального отрывка из «Метели» Г. Свиридова. Беседа

8. Гармония в архитектуре. Тренинг развивающий на 7 стр. книги «Храм Покрова на Нерли – символ гармонии», работа в четверках.

Задание. Учащимся предлагаются тексты из учебного пособия о храме Покрова на Нерли. После внимательного чтения они должны узнать те, в которых отражена идея гармонии мира природного, духовного и рукотворного. Свое решение нужно отметить знаком « +» или «- » напротив каждого текста.

1) Подготовительный этап.

Подготовкой к данному тренингу является работа с понятием «гармония»

2)Индивидуальный этап.

Время работы – 5 – 7 минут.

3) Работа в четверке.

Время работы – 10 минут.

4) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

Рекомендуется заслушать несколько лидеров, которые должны не только указать свой выбор, но и пояснить, почему они это сделали.

Учитель подводит итог, дает экспертную оценку.

Беседа

Слушание

Чтение

Работа в четверках

Беседа

Заполнили 5 страницу книги

Заполнили 6 страницу книги

Заполнили 7 страницу книги

5. Рефлексия, домашнее задание, оценки, итоги урока.

5мин.

1. Рефлексия

Вопросы учащимся: «Какие еще примеры гармонии мира природного, духовного и рукотворного вы можете назвать?

Какие чувства они у вас вызывают?

Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке?»

Чтение стихотворения «Покрова на Нерли» Леонида Гайвороновского:  

Покрова на Нерли-
То ли храм, то ли сказка,
То ль поклон да привет
Из старинной Руси,
То ли белая лебедь
Заснула случайно,
И назвали ее – Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли -
Наша боль и отрада,
Наш привет журавлям,
Что вернутся домой.
Покрова на Нерли-
То ли храм, то ли сказка,
Наша гордость и боль
Пополам со слезой.

Словно облако с неба
В поля опустилось,
И не будет такого
Еще на Руси.
Как прощение нам
От распятого Бога
Этот храм на лугах-
Покрова на Нерли!..

2. Домашнее задание: заполнить 8 страницу книги – свои строки, чтение дополнительного материала учебника на стр. 72-74.

3. Оценки развития учащихся на уроке, их активности. Эмоциональное поощрение их активности и трудолюбия. Итоги урока: «Ребята, сегодня на уроке мы с вами построили храм. Верю, что он очень красивый и прочный. Где находится этот храм? В ваших добрых и отзывчивых душах. Это храм красоты и гармонии. Благодарю вас за работу. До свидания, до новых открытий!»

Беседа

Провели рефлексию не знаний, а удовлетворённости знаниями, рефлексию настроения детей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков в 8 классе в условиях перехода но ФГОС (в условиях вечерней школы)

Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно...

Система уроков в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение"

Данный материал является разработкой уроков в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение"....

Система уроков для 7 класса по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English

Система уроков для 7 класса по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English, которая состоит из 5 уроков по к разделу  "Победители мировых совревнования подростков"...

Строение солнечной системы. Урок в 11 классе

Самостоятельная (исследовательская методика) работа учащихся с  различными источниками  информации, оформление  добытой информации в удобном виде (презентация, устный рассказ с показом ...

Конспект урока биологии 8 класса "Нарушения кожных покровов и повреждение кожи"

Урок биологии 8 класса "Нарушения кожных покровов и повреждение кожи" является вторым занятием в теме "Кожа".  В процессе формирования знаний о причинах нарушения кожных покровов, приёмах оказани...

"Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы». Урок биологии. 8 класс.

Цели: учащиеся на практике должны выявить зависимость работы сердечно-сосудистой системы от мышечной нагрузки;экспериментально и персонально выявить свою принадлежность к соответствующему уровню физич...

Система уроков для 7 класса по теме «Смутное время»

Изучение темы  «Смутное время» в России на рубеже XVI-XVII веков необходимо организовать в виде системы уроков. Тема раскрывается, не на одном, а на нескольких уроках, которые в целом...